Ситуация по регионам в первом полугодии 2025-го неравномерная:
То есть в Китае уже продано в 31,3 раза больше машин, чем в РФ, и в 2,3 раза больше, чем в Европе.
Кто окончательно повернулся на восток, так это сам Китай: в топ-10 по итогам полугодия — всего две модели привычных брендов, и те на дне турнирной таблицы. Это Volkswagen Lavida на 9-й строчке и Nissan Sylphy на 10-й. Все остальное — сплошь китайские бренды (+ Tesla).
В Европе ситуация противоположная: патриотичные европейцы по-прежнему предпочитают родной автопром пришлому, даже при агрессивной экспансии доля китайских брендов пока на уровне 5% в общем миксе продаж.
В РФ — 55%. Но это те модели, которые на родине в лучшем случае знают. В топе продаж в Китае моделей для России нет.
|
---|
Неизменный лидер европейского рынка, Golf, в первом полугодии 2025-го замкнул топ-5. Хотя если смотреть более мелкие разбивки, то во многих европейских странах он № 1 или около того. И так уже полвека
В России атмосфера своя, Golf у нас так и не прижился, зато хорошо пошел кроссовер белорусского бренда BelGee. Это прокси китайской Geely, под этим названием в Белоруссии собирают уже отживший свое дорестайлинговый Geely Coolray.
В Китае пятерку замыкает BYD Qin Plus — немаленький (4,7 в длину) седан с электрическими или гибридными силовыми установками. Официально бренд в РФ вообще не представлен, но частники готовы привезти Qin Plus уже в диапазоне до 2 млн рублей.
В Европе сразу за «низеньким» Golf идет приподнятый Golf — кроссовер T-Roc. Первое поколение модели доживает свой век и потихоньку теряет позиции, хотя были годы, когда и он метил на № 1 на континенте.
В России говорить как будто не о чем: кроссовер от Changan — типичный продукт, которым наш рынок забила Поднебесная: 1,5 турбо, робот, 4,5 м в длину. Описание вообще примерно любого автомобиля оттуда. Вот у «Ти-Рока», например, и бензин, и дизель, и даже лютая версия на 300 сил есть. И кузов-уникум: кроссовер-кабриолет.
|
---|
Интересно поговорить и про четвертую строчку китайского рейтинга — там смешной коротыш (3 м длины) с моторчиком на 27–41 силу и батарейкой на 120–215 км. Весит он ничего, внутри — только 4 места, парковать можно практически на стоянках для самокатов, стоит копейки. Продают даже на «Алике» от 379 765 ₽. Правда, на таможне оставите еще столько же, и все равно получится до миллиона рублей.
В России французские бренды за много лет не смогли занять сколь-нибудь заметной доли рынка, репутация — сомнительная. А у себя дома это хиты хитов, да и в общеевропейском зачете малыш-208 стабильно в лидерах. У него есть чисто электрическая версия (136 сил, 362 км хода), есть бензиновая классика (75–136 сил). И это будет первый вариант, который вам предложат примерно в каждом европейском автопрокате.
В России на стабильном третьем месте который год — компактный кроссовер от Haval локальной сборки (Тула). Там тоже ничего интересного (~4,5 м в длину, 1,5 турбо, робот), но по соотношению цена/качество это и правда прямо сейчас — одно из самых интересных предложений на рынке.
Если посмотреть под определенным углом, то это немножко унизительная история для вообще любой сверхдержавы. Китай — такое место, где 170+ тыс. человек за полгода купили электрокар за 263 тыс. юаней минимум (без малого 3 млн рублей).
170 тыс. шт. — это совокупный тираж Lada за полгода.
|
---|
С чем у российского и европейского рынков паритет, так это в ценах хитов. Разрыв по тиражам продаж огромный, но там и тут массово покупают легковушки примерно в одном бюджете. Пару лет назад разрыв был выше: сегодня в России гораздо лучше продаются не только lowcost-модели, но и что-то в районе 25–30 тыс. евро. |
Clio вам тоже предложат в каждом втором прокате в Европе: машина маленькая, юркая, выносливая. Чистого электричества, как у конкурирующего Peugeot 208, пока не завезли, только гибрид. Зато есть довольно редкая по европейским меркам модификация с заводским газовым оборудованием. Которое могло бы спасти планету, но нет.
В России же вторую строчку плотненько оккупировала Vesta, которая была разработана еще под французским патронажем. Правда, с Clio ничего общего: вопреки (почему-то) распространенному стереотипу, Vesta не создана на агрегатной базе Renault, она посконная.
В Китае же № 2 — еще один микромобиль за копейки, на этот раз от лидера рынка — BYD. И он выглядит не так стыдненько, как Wuling: там уже 5 мест, кузов из высокопрочной стали, 6 эйрбегов (а не 2). На родине стоит дешевле нашей «Гранты» у нас: порядка 620 тыс. рублей. Но после всех формальностей на таможне на доски объявлений в России он попадает уже с ценником под 2 млн.
Sandero третьего поколения мы тоже должны были увидеть: машину уже обкатывали на АвтоВАЗе, готовились к сборке. Но нет. А в Европе это прямо сейчас — хит хитов, самая продаваемая легковушка вообще. У него, как у братского Clio, тоже есть газовая версия, на месте и кросс-исполнение Stepway. На наши деньги — от 1,3 млн, как упакованная Granta. Только этот автомобиль уже на несколько ином технологическом укладе, и даже в интерьере не осталось характерного для Sandero убожества вроде самого дешевого пластика, который был на складе.
В Китае в лидеры в этом году вырвался новый электрический компакт от Geely: 4,1 v в длину, 78–114 сил — и меньше 10 тыс. долларов в базе (~ 800 тыс. рублей).
А в России стабильность. На первом месте безальтернативная Granta, которая продолжает кормить АвтоВАЗ несмотря ни на что. Хотя модель вообще-то скоро достигнет возраста согласия: она на рынке с 2011 года, а в конструкции отовсюду торчат еще «восьмерочные» уши из перестроечных 80-х. Но как бедность не порок, так и старый ворон не каркнет даром. За старой головой — как за каменной стеной, а что в молодости посеешь, то в старости пожнешь. Молодость — пташка, старость — черепашка. Зато голова седая, да душа молодая. И вообще: не красна старость годами, а делами. А старый конь борозды не испортит.
Впрочем, у этой пословицы есть и вторая часть, которую вспоминают реже: «… но и глубоко не вспашет».