Славное капиталистическое противостояние DC и Marvel, по идее, должно было продолжаться вечно, но в последние годы как будто сошло на нет вместе с популярностью супергероики. Экс-киногиганты занялись борьбой за выживание и позабыли былые обиды.
Однако полмиллиарда кассовых сборов нового «Супермена» дают продюсерам, режиссерам и сценаристам супергероики осторожный повод для оптимизма. Похоже, парней и девушек в трико еще рано отправлять на свалку истории. «Фантастическая четверка», вышедшая в международный прокат через две недели после премьеры Джеймса Ганна, это подтверждает.
|
---|
Права на Мистера Фантастика, Джонни и Сьюзан Штормов и Существо изначально принадлежали Marvel («Четверку» придумал Стэн Ли в начале 1960-х), но еще в 1990-е их приобрела студия «20 век Фокс». За 30 последующих лет они пытались экранизировать ее аж целых четыре раза. Но не особенно успешно.
|
---|
Кадр из фильма «Фантастическая четверка», режиссер Олей Сэссон, 1994 год, США |
Первый фильм был снят, но так и не вышел на экраны в 1994-м, а три более поздних (две штуки с Джессикой Альбой и Крисом Эвансом в главных ролях и перезагрузка с Майлзом Теллером и Майклом Б. Джорданом) неплохо показали себя в прокате, но получили такую чудовищную прессу, что о продолжениях пришлось забыть.
|
---|
Кадр из фильма «Фантастическая четверка», режиссер Джош Транк, 2015 год, США |
А через пару лет пришлось забыть и про саму студию «20 век Фокс». «Четверка» вернулась в семью Marvel вместе с обширным каталогом «Фокс»: «Терминатором», «Чужими», «Звездными войнами» и очень много чем еще. Но новые владельцы не стали спешить и откладывали новую перезагрузку до лучших времен. Которые, впрочем, так и не наступили.
|
---|
Выпускать на экраны проект с такой чудовищной репутацией сегодня, когда в кинотеатрах проваливается все, что касается людей в трико, кажется безумием. Но уход Джеймса Ганна к конкурентам и масштабный перезапуск всех проектов, который он устроил на правах нового директора DC, не оставили Marvel выбора. И они подготовились, сделали все что можно в этой незавидной ситуации.
|
---|
Первым и, пожалуй, самым удачным решением было заполучить в каст Педро Паскаля. Главный кинопапочка современности сегодня нарасхват. Прежним героям-любовникам вроде Брэда Питта или Джуда Лоу уже за шестьдесят, а у молодежи типа Тимоти Шаламе пока не те охваты. Латиноамериканский красавчик, перешедший в голливудскую премьер-лигу из суперпопулярных сериалов «Игра престолов», «Наркос», «Мандалорец» и Last of us, кажется лучшим кандидатом на роль нового Мистера Фантастика.
|
---|
Остальные участники четверки тоже в основном из сериалов. Новая «Невидимка» Ванесса Кирби — звезда «Короны». Новое «Существо» — Эбон Мосс-Бакрак из «Медведя» и «Андора». А четвертый Джонни Шторм — из «Очень странных дел».
|
---|
Другим очевидно удачным решением продюсеров Marvel было решение привлечь в качестве режиссера Мэтта Шекмана, ответственного за один из лучших супергеройских сериалов последних лет «Вандавижн». Виртуозная стилизация под старинные ситкомы очень понравилась публике. Шекман это учел и сделал теплый ламповый сеттинг главной фишкой новой «Фантастической четверки».
|
---|
Действие стартует с места в карьер на Земле-828 в альтернативной вселенной, напоминающей американские 1960-е: с соответствующими ретрофутуристическими прическами, костюмами, дизайном автомобилей и предметно пространственной среды. Плюс аэрокосмический стиль и атомпанк — как в «Фоллауте», но без атомной войны. Впрочем, проблемы вполне сопоставимого апокалиптического масштаба «Фантастической четверке» решать придется.
|
---|
Начинаются они, как ни странно, в туалете. Первые 12 секунд зрители смотрят на писающую Ванессу Кирби, которая выясняет, что беременна. Счастливый отец, понятное дело, Педро Фантастик — ему не привыкать. Его лучший друг «Существо» и шурин по фамилии Шторм тоже очень рады.
|
---|
Но довольно быстро выясняется, что этот еще не рожденный ребенок — супермутант невероятной силы и ключ к новому будущему. Он может спасти Землю или уничтожить ее, если попадет не в те руки, в смысле, окажется под дурным влиянием.
|
---|
Это самое влияние уже готов обеспечить межгалактический архизлодей Галактус, буквально Пожиратель миров, гигантский человекообразный кайдзю, миллиарды лет путешествующий меж звезд в поисках новых обитаемых планет. Он и его верная помощница Серебряный Серфер (хотя корректнее, вероятно, «серебряная серферша») нацелились на Землю-828. И только Фантастическая четверка плюс их юный падаван могут теперь спасти планету.
|
---|
Современных производителей кинокомиксов глупо обвинять в плагиате, ведь экранизируемые ими комиксы доступны всем желающим уже много десятилетий, а сами их авторы (особенно главные звезды вроде Кирби или Дитко) в разное время работали и в DC, и в Marvel. Однако новейшие премьеры главных комикс-студий современности настолько похожи, что впору заподозрить Ганна или Шекмана (может, обоих?) в двурушничестве. Хотя, возможно, идея, как говорят, витала в воздухе.
|
---|
Дело даже не в сюжете как таковом, а в общей эстетике. Оба фильма опираются на стиль ретро. Шекман более уверенно и акцентированно, Ганн в меньшей степени — формально действие у него происходит в современном мире. Но сам Супермен явно стилизован под винтажные 1930-е. Благодаря этой стилизации в конкурирующих фильмах, вышедших в кинотеатрах практически одновременно, появились очень похожие ретрофутуристические роботизированные помощники. У марвеловцев робот поменьше ростом и еще более мимимишный, но в целом — до степени смешения. Ну и вообще до этого у супергероев таких компаньонов было не очень много, и вот внезапно и не сговариваясь все завели себе по андроиду.
|
---|
Еще подозрительнее общая атмосфера. Оба фильма и их персонажей отличает характерный для послевоенных 1950-х и 1960-х позитив и мажор. Одетые в нарочито ретроспективные костюмы киногерои уверенно смотрят в будущее и всегда сохраняют оптимистичный настрой. Ну потому что они как бы «бэбибумеры», со всеми типичными для поколения характеристиками: энтузиасты и пассионарии, строители нового будущего, стремящиеся переделать мир после победы над фашизмом. Вот это совпадение.
|
---|
Впрочем, критики от такого совпадения в восторге. «Фантастическая четверка», не заслужившая в последний раз и 10% на Rotten tomatoes, на этот раз имеет рейтинг под 90%. И по этим параметрам идет вровень с «Суперменом». Осталось посчитать кассовые сборы, но в остальном паритет налицо.
|
---|
Однако главный итог очередной эскалации конфликта комикс-гигантов, пожалуй, не в этом. Да, кинокомиксы снова собирают сотни миллионы и снова на коне. И да, DC и Marvel вспомнили, что значит развлекать своего зрителя. Но в самом способе развлекать толпу они окончательно совпали.
|
---|
10–15 лет назад мрачные оперы Снайдера и Нолана резко контрастировали с карнавальными блокбастерами братьев Руссо, Джона Фавро или Тайка Вайтити. Теперь все смешалось. И если опоздать на 10 минут и пропустить начальную заставку, уже невозможно будет отличить продукцию DC от Marvel. Как невозможно найти 10 отличий между «Кока-колой» и «Пепси», «Бургер-кингом» и «Макдональдсом».
Удачного просмотра.