Педро Паскаль снова станет папой. Павел Матяж — о фильме «Фантастическая четверка»

28 июля 2025, 15:37
Фото: Павел Матяж для 66.ru
На пиратских стриминговых сервисах и приложениях уже готова к просмотру четвертая в этом веке версия истории четырех американских астронавтов с фантастическими способностями.

Славное капиталистическое противостояние DC и Marvel, по идее, должно было продолжаться вечно, но в последние годы как будто сошло на нет вместе с популярностью супергероики. Экс-киногиганты занялись борьбой за выживание и позабыли былые обиды.

Однако полмиллиарда кассовых сборов нового «Супермена» дают продюсерам, режиссерам и сценаристам супергероики осторожный повод для оптимизма. Похоже, парней и девушек в трико еще рано отправлять на свалку истории. «Фантастическая четверка», вышедшая в международный прокат через две недели после премьеры Джеймса Ганна, это подтверждает.

Права на Мистера Фантастика, Джонни и Сьюзан Штормов и Существо изначально принадлежали Marvel («Четверку» придумал Стэн Ли в начале 1960-х), но еще в 1990-е их приобрела студия «20 век Фокс». За 30 последующих лет они пытались экранизировать ее аж целых четыре раза. Но не особенно успешно.

Кадр из фильма «Фантастическая четверка», режиссер Олей Сэссон, 1994 год, США

Первый фильм был снят, но так и не вышел на экраны в 1994-м, а три более поздних (две штуки с Джессикой Альбой и Крисом Эвансом в главных ролях и перезагрузка с Майлзом Теллером и Майклом Б. Джорданом) неплохо показали себя в прокате, но получили такую чудовищную прессу, что о продолжениях пришлось забыть.

Кадр из фильма «Фантастическая четверка», режиссер Джош Транк, 2015 год, США

А через пару лет пришлось забыть и про саму студию «20 век Фокс». «Четверка» вернулась в семью Marvel вместе с обширным каталогом «Фокс»: «Терминатором», «Чужими», «Звездными войнами» и очень много чем еще. Но новые владельцы не стали спешить и откладывали новую перезагрузку до лучших времен. Которые, впрочем, так и не наступили.

Выпускать на экраны проект с такой чудовищной репутацией сегодня, когда в кинотеатрах проваливается все, что касается людей в трико, кажется безумием. Но уход Джеймса Ганна к конкурентам и масштабный перезапуск всех проектов, который он устроил на правах нового директора DC, не оставили Marvel выбора. И они подготовились, сделали все что можно в этой незавидной ситуации.

Первым и, пожалуй, самым удачным решением было заполучить в каст Педро Паскаля. Главный кинопапочка современности сегодня нарасхват. Прежним героям-любовникам вроде Брэда Питта или Джуда Лоу уже за шестьдесят, а у молодежи типа Тимоти Шаламе пока не те охваты. Латиноамериканский красавчик, перешедший в голливудскую премьер-лигу из суперпопулярных сериалов «Игра престолов», «Наркос», «Мандалорец» и Last of us, кажется лучшим кандидатом на роль нового Мистера Фантастика.

Остальные участники четверки тоже в основном из сериалов. Новая «Невидимка» Ванесса Кирби — звезда «Короны». Новое «Существо» — Эбон Мосс-Бакрак из «Медведя» и «Андора». А четвертый Джонни Шторм — из «Очень странных дел».

Другим очевидно удачным решением продюсеров Marvel было решение привлечь в качестве режиссера Мэтта Шекмана, ответственного за один из лучших супергеройских сериалов последних лет «Вандавижн». Виртуозная стилизация под старинные ситкомы очень понравилась публике. Шекман это учел и сделал теплый ламповый сеттинг главной фишкой новой «Фантастической четверки».

Действие стартует с места в карьер на Земле-828 в альтернативной вселенной, напоминающей американские 1960-е: с соответствующими ретрофутуристическими прическами, костюмами, дизайном автомобилей и предметно пространственной среды. Плюс аэрокосмический стиль и атомпанк — как в «Фоллауте», но без атомной войны. Впрочем, проблемы вполне сопоставимого апокалиптического масштаба «Фантастической четверке» решать придется.

Начинаются они, как ни странно, в туалете. Первые 12 секунд зрители смотрят на писающую Ванессу Кирби, которая выясняет, что беременна. Счастливый отец, понятное дело, Педро Фантастик — ему не привыкать. Его лучший друг «Существо» и шурин по фамилии Шторм тоже очень рады.

Но довольно быстро выясняется, что этот еще не рожденный ребенок — супермутант невероятной силы и ключ к новому будущему. Он может спасти Землю или уничтожить ее, если попадет не в те руки, в смысле, окажется под дурным влиянием.

Это самое влияние уже готов обеспечить межгалактический архизлодей Галактус, буквально Пожиратель миров, гигантский человекообразный кайдзю, миллиарды лет путешествующий меж звезд в поисках новых обитаемых планет. Он и его верная помощница Серебряный Серфер (хотя корректнее, вероятно, «серебряная серферша») нацелились на Землю-828. И только Фантастическая четверка плюс их юный падаван могут теперь спасти планету.

Современных производителей кинокомиксов глупо обвинять в плагиате, ведь экранизируемые ими комиксы доступны всем желающим уже много десятилетий, а сами их авторы (особенно главные звезды вроде Кирби или Дитко) в разное время работали и в DC, и в Marvel. Однако новейшие премьеры главных комикс-студий современности настолько похожи, что впору заподозрить Ганна или Шекмана (может, обоих?) в двурушничестве. Хотя, возможно, идея, как говорят, витала в воздухе.

Дело даже не в сюжете как таковом, а в общей эстетике. Оба фильма опираются на стиль ретро. Шекман более уверенно и акцентированно, Ганн в меньшей степени — формально действие у него происходит в современном мире. Но сам Супермен явно стилизован под винтажные 1930-е. Благодаря этой стилизации в конкурирующих фильмах, вышедших в кинотеатрах практически одновременно, появились очень похожие ретрофутуристические роботизированные помощники. У марвеловцев робот поменьше ростом и еще более мимимишный, но в целом — до степени смешения. Ну и вообще до этого у супергероев таких компаньонов было не очень много, и вот внезапно и не сговариваясь все завели себе по андроиду.

Еще подозрительнее общая атмосфера. Оба фильма и их персонажей отличает характерный для послевоенных 1950-х и 1960-х позитив и мажор. Одетые в нарочито ретроспективные костюмы киногерои уверенно смотрят в будущее и всегда сохраняют оптимистичный настрой. Ну потому что они как бы «бэбибумеры», со всеми типичными для поколения характеристиками: энтузиасты и пассионарии, строители нового будущего, стремящиеся переделать мир после победы над фашизмом. Вот это совпадение.

Впрочем, критики от такого совпадения в восторге. «Фантастическая четверка», не заслужившая в последний раз и 10% на Rotten tomatoes, на этот раз имеет рейтинг под 90%. И по этим параметрам идет вровень с «Суперменом». Осталось посчитать кассовые сборы, но в остальном паритет налицо.

Однако главный итог очередной эскалации конфликта комикс-гигантов, пожалуй, не в этом. Да, кинокомиксы снова собирают сотни миллионы и снова на коне. И да, DC и Marvel вспомнили, что значит развлекать своего зрителя. Но в самом способе развлекать толпу они окончательно совпали.

10–15 лет назад мрачные оперы Снайдера и Нолана резко контрастировали с карнавальными блокбастерами братьев Руссо, Джона Фавро или Тайка Вайтити. Теперь все смешалось. И если опоздать на 10 минут и пропустить начальную заставку, уже невозможно будет отличить продукцию DC от Marvel. Как невозможно найти 10 отличий между «Кока-колой» и «Пепси», «Бургер-кингом» и «Макдональдсом».

Удачного просмотра.

Что еще посмотреть?

Павел Матяж
Кинообозреватель

Читайте также