«Я на таких катался, больше не хочу». Почему в Екатеринбурге нет VR-аттракционов про Екатеринбург

10 июня 2025, 10:00
Фото: предоставлено 66.RU пресс-службой Jet XR
Кресла и шлемы виртуальной реальности сейчас стоят в каждом торговом центре. Поездка по подземелью, доисторическому лесу, в открытом космосе или в любом другом виртуальном мире стоит всего ₽500, но сами вы вряд ли поедете — пусть вон дети прокатятся. Вы уже попробовали один раз, и вам все с этим понятно: подобное было 25 лет назад в видеоиграх.

Это самое частое возражение, которое слышат VR-разработчики из Екатеринбурга о своем продукте. Хотя во фразе «уже катался, больше не хочу» речь как раз и идет о VR-аттракционе в любом ТРЦ, в то время как они создали принципиально иной продукт, с детальной проработкой реально существующих зданий и летающими над ними фантастическими тварями.

Но ты попробуй объясни.

VR-райды, которые делает екатеринбургская компания Jet XR, ежегодно берут первые места на международных конкурсах лучших инновационных VR-проектов. Смысл аттракциона — поездка по достопримечательностям в формате «Американских горок». Вроде бы ничего особенного, если бы не степень детализации и иммерсивности.

В VR-райде по Амстердаму, стартующем с одного из местных небоскребов Adam Tower и сделанном по заказу владельца этого здания, поездка начинается с того, что огромный Кинг-Конг достает вас из окна на последнем этаже башни, сажает в тележку и придает ускорение.

Именно за рубежом находятся все заказчики таких VR-райдов. Российским потребителям пока хватает виртуальных полетов в вымышленной реальности (за 500 рублей в любом торговом центре). «И это большая боль для нас, потому что по вот таким полетам потребитель судит о качестве продукта вообще во всей VR-индустрии. — говорит Алексей Маркин, креативный директор Jet XR.

Мы поговорили с Алексеем о том, чем полет над Амстердамом отличается от зомби-аттракционов в условном ТРЦ «Vtorcik MALL». Накануне встречи он прислал мне презентацию (видео из нее — двумя абзацами выше), чтобы я предметно представлял себе, о чем пойдет речь. Сама встреча началась примерно с такого диалога:

— Посмотрел видео? Все понятно?

— Конечно. Все понятно.

— Ничего там не понятно. Садись в кресло, надевай гарнитуру. Дима, откалибруй ему картинку. Поехали!

И вот уже меня достает из окна на последнем этаже башни огромный Кинг-Конг, сажает в тележку и придает ускорение. Я потом погуглил — высота Adam Tower всего 22 этажа. Для сравнения: у небоскреба «Высоцкий» в Екатеринбурге — 54. Было бы у меня вдвое больше впечатлений, если бы я летал над Екатеринбургом? Наверное, нет, потому что это, кажется, уже максимум.

Потом меня «покатали» по «Йохан Кройф Арене» — домашнему стадиону футбольного клуба «Аякс» в Амстердаме. Этот релиз еще не выпущен, так что видео я не публикую. VR-райд демонстрирует возможности стадиона для проведения спортивных матчей, концертов и других мероприятий самого разного формата.

Затем я оказался в Схевенингене — это морской курорт в Нидерландах. На третьем райде моя вестибулярка попросила остановиться (и спасибо, что не выйти). Семи с половиной минут ей оказалось достаточно. Вот дети, подумал я, могли бы продолжать и продолжать, ведь они никогда не слушаются своей вестибулярки. Вставали бы потом с кресла, похожие на принцессу Фиону — счастливые и зеленые.

Давайте попробую описать эти полеты словами. Потому что когда сравниваешь один и тот же сюжет в формате видео и в формате VR, с этим как будто могут возникнуть небольшие трудности.

Трудности перевода

После того как вы садитесь в риг (так называется кресло-платформа) и надеваете VR-гарнитуру, видео оживает и обволакивает вас полностью. Оно бы, наверное, окончательно заместило реальность, если бы не редкие фразы стоящего рядом Алексея типа «скорость 200 км/ч» и «зацени дельфинов слева».

Риг помогает ощутить физические движения, о которых сообщает мозгу картинка — и мозг еще сильнее верит в то, что происходит. Кресло движется по шести осям, повторяя движения виртуальной тележки, а также может вибрировать, копируя удары и другие виды механического воздействия. Музыка и звуки разделены на разные каналы и работают на максимальную иммерсивность. Вишенка на торте — два вентилятора, синхронизированные со скоростью виртуальной тележки и добавляющие еще одно измерение ѴR-опыта.

Но…

Абсолютно такие же (только китайские) риги я видел в ТРЦ «Vtorcik MALL», и садиться туда еще раз мне не хотелось.

— Видео и правда не передает и половины кайфа!

— Я же говорю, это наша самая большая боль — сложно рассказать словами, что мы сделали. Надо показывать. Люди думают, что уже видели все это в торговых центрах, и представляют, о чем речь.

— Но мы можем рассказать, чем технически ваше видео отличается от аттракционов в торговых центрах, ведь так?

— Два ключевых отличия — контент и качество исполнения. Многие производители таких аттракционов используют 360°-видео. Оно реалистично, но статично: если ты крутишь головой, то в видео ты смотришь в разные стороны, но если ты двигаешь головой, например, вправо-влево, то вся сцена двигается вместе с ней, и мозг сразу понимает, что это не настоящее пространство. Ты теряешь параллакс, и ощущение погружения пропадает. Плюс — разрешения даже самых топовых камер пока не хватает для того, чтобы не видеть пиксели. Ты все равно будешь видеть, что это видео. Мыльное, мутное, даже если оно снято в 16К.

Соответственно, мы приходим ко второму варианту: отрисовать все в 3D, как в видеоиграх. Тогда в трехмерную сцену мы можем добавлять дополнительные элементы, фантастических персонажей и при этом ощущать себя реально в этом пространстве. И вот в этом моменте китайские производители аттракционов сильно недотягивают. Уровень детализации, качество 3D-моделей, текстуры, освещение — все то, что делает виртуальную реальность похожей на правду, у них стоит на последнем месте в системе приоритетов. Это максимально дешевый контент, который смотрится как мобильная игра из 2000-х.

Все потому, что это принципиально другая бизнес-модель. Их продукт — красивый внешне и футуристичный на вид аттракцион, который должен стоять на проходном месте в ТРЦ и работать на большой поток случайных людей. Наш продукт рассчитан на посетителей больших туристических точек притяжения, куда люди уже пришли за впечатлениями (а не за покупками) и готовы тратить на это деньги.

— Одно и то же оборудование, но разная начинка?

— Да. Наш контент в разы дороже, но его, по сути, тоже можно интегрировать в китайские аттракционы. Просто из-за языковых барьеров и низкого качества техподдержки со стороны производителей проще было найти российского производителя ригов — и мы нашли. Компания делает кресла для геймеров, тестовую интеграцию мы уже сделали, все работает, так что можно сказать, что это готовое решение.

Трудности производства

— Ты сказал, что ваш контент в разы дороже того, который предлагают посетителям ТРЦ. Как вы его делаете?

— Мы строим трехмерную модель города, точно воссоздаем каждую улицу, каждый дом, чтобы человек чувствовал себя внутри этого места. Сначала мы выбираем маршрут полета. Затем отправляем скаутов — людей с камерами и GPS-тегами — снимать весь район. После сбора фотографий мы загружаем их в наш внутренний инструмент, где они автоматически раскладываются по карте. Далее начинается работа художников: каждый сегмент моделируется вручную. Это очень трудоемкий процесс.

После создания 3D-моделей идет этап программирования маршрута, тестирования, оптимизации под оборудование и запуска. Разработка каждого райда занимает несколько месяцев.

— Можно ли обновлять контент после запуска?

— Конечно! Более того, мы стараемся делать системы, которые позволяют клиентам самостоятельно менять элементы. Например, в одном из райдов есть дирижабль, в которому прикреплен рекламный баннер. Надпись на этом баннере владелец аттракциона может менять вручную через специальный интерфейс. В другом райде можно менять развешанные по стенам картинки, просто загружая нужные изображения в специальную папку. Для таких обновлений не требуется привлекать нас как разработчика.

Также мы делаем ремастеры — обновляем графику, улучшаем освещение, добавляем эффекты. Это как переиздание игры с лучшей графикой. Таким образом, райд остается актуальным годами.

— Какой ваш проект самый успешный?

— Adam Tower в Амстердаме. Мы запустили его в 2021 году, и для заказчика он окупился всего за полгода. Спрос был такой, что билеты каждый день заканчивались в первый час работы. Количество кресел постепенно увеличивали, пока их не стало 12, но это не спасло ситуацию. В какой-то момент заказчик попросил нас сократить маршрут пролета, чтобы уменьшить время прохождения. Это было невероятно тяжело для нас. Первая версия экскурсии длилась 7,5 минут, а мы сократили ее до 2,5. Сейчас неиспользованные фрагменты хранятся у нас до лучших времен, а мы то и дело возвращаемся к переговорам о том, чтобы использовать их на новых аттракционах.

Трудности для продукта

— Какие задачи решает ваш продукт? Для кого он интересен?

— Прежде всего — это туристические объекты. Смотровые площадки, музеи, стадионы, крупные тематические парки. Люди приходят туда, чтобы получить впечатления. Наш райд — это способ добавить эмоций в коротком формате. За 2,5 минуты человек может «пролететь» над целым городом, увидеть его с уникального ракурса и даже столкнуться с чем-то невозможным в реальной жизни.

Особенно важно, что риг компактен — занимает всего три квадратных метра. Его можно установить практически в любом помещении.

— Почему все ваши клиенты — европейцы? Есть ли потенциал в России?

— У нас пока четыре клиента — все из Европы. Причина в том, что рынок там более зрелый. Там уже есть культура платных экскурсий, выставок, дополнительных развлечений в туристических локациях.

У нас в стране такой культуры пока нет. Хотя идея логична: представьте райд над Екатеринбургом, в музее техники в Верхней Пышме или «Гранд-макете». Это могло бы стать отличным туристическим аттракционом.

Мы пытались предлагать решения музеям и туристическим кластерам, но сталкивались с проблемой: люди не понимают ценности продукта, пока не попробуют его сами. А без живого опыта сложно донести, насколько это круто.

Как мог бы выглядеть VR-аттракцион про Екатеринбург

Реклама. ООО «ЦРИТ», ИНН 6685032604, erid: F7NfYUJCUneTRU6mbsUc

Артем Очеретин
редактор спецпроектов

Читайте также