Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Все ветшает. Но мы стараемся находить что-то новое». Почему «Ночь музыки» никогда не будет прежней

«Все ветшает. Но мы стараемся находить что-то новое». Почему «Ночь музыки» никогда не будет прежней
Фото: архив 66.RU
Этим летом команда ивенторов под руководством Евгения Горенбурга проведет в Екатеринбурге четыре фестиваля: «Дикоросы», «Ночь музыки», «Красную строку» и «ГикКон». Ural Music Night отметит в этом году 10-летний юбилей. Но организаторы не спешат заявлять о громких планах празднования этой даты. 66.RU поговорил с Евгением Горенбургом о планах и изменениях в философии фестиваля. И будем честны, кажется, «Ночь музыки» никогда не будет прежней.

«Любой фестиваль — это набор номеров»

— «Ночь музыки» в этом году пройдет в десятый раз. Какой она будет и в чем отличие от прошлых фестивалей?

— Красота в глазах смотрящего. Каждый найдет для себя что-то интересное. На самом деле мы сейчас заложники того, что «Ночь музыки» — это не только произведение искусства. Она стала социальным праздником, которого ждут разные слои населения. Мы это чувствуем, и я не могу сказать, что очень этому рады. Такой статус к очень многому обязывает.

Вообще, я очень не люблю этот вопрос, потому что любой фестиваль подразумевает некоторый дивертисмент — то есть набор номеров. Номера всегда разные, а значит, и фестиваль всегда разный. Надеюсь, я ответил на вопрос.

— Не совсем. Хочется узнать конкретику: кто станет хедлайнерами, какие будут неожиданные площадки, эксперименты…

— Это имеет не самое большое значение. Важнее, чтобы была атмосфера праздника, избыточности фестиваля и главное — безопасность. Над этим всем мы работаем. У ивенторов правило одно — все что угодно, кроме неинтересного.

— Но все же, я так понимаю, формат фестиваля несколько изменится: «Ночь музыки» начнется днем — с концерта для военных в госпитале.

— Руководитель нашего классического направления сейчас этим занимается. Удастся это или нет — посмотрим. Мы, со своей стороны, всячески это одобряем и пытаемся содействовать.

Но в госпиталях есть свой режим работы, и важно не навредить тем, кто в них проходит лечение и восстановление. Если концерт будет противоречить этому принципу, мы от такой идеи откажемся.

— Не кажется ли вам, что в этом году в Екатеринбурге стало слишком много музыкальных фестивалей. Например, «Ночь музыки» по датам пересекается с «Безумными днями» филармонии. Возможно ли, что в ближайшие годы Ural Music Night поглотит их все?

— Нет, мне так не кажется. Все они самоценны и отличаются по формату. Например, у нас вход на концерты бесплатный, а на «Безумных днях» надо покупать билет. Наш фестиваль — «дикорос»: он естественно вырос из инициативы масс. А те же «Безумные дни» — это франшиза, принесенная на нашу почву из других стран. В общем, это разные мероприятия.

И вообще я не заметил, чтобы музыкальных фестивалей стало как-то особенно много.

— В начале июня, например, будет «Движение». На нем тоже есть музыкальная составляющая. Там будут выступать «Обе Две», OTYKEN, «Ундервуд» и EASY DIZZY.

— Но это фестиваль мотоциклистов. У них музыкальная составляющая просто одна из навесок — это естественно.

— То есть вы не чувствуете, что кто-то пытается занять вашу нишу?

— Нашу нишу занять невозможно. Все остальные фестивали более узкоспециализированы и посвящены отдельным жанрам. А наш фестиваль — мультиформатный.

«Приходится заниматься не творчеством, а решать экономические вопросы»

— Как за 10 лет поменялась философия «Ночи музыки»? Чем она стала сегодня? Кажется, что до 2019 года фестиваль был совсем не таким, каким стал сейчас.

— Все стало немного технологичнее и масштабнее. Мы каждый год получаем гораздо больше заявок, больше людей посещают фестиваль онлайн и офлайн. Но если мы рассуждаем как философы, то тут скажем, что происходит переход количества в качество.

Качественно «Ночь музыки» стала другой. Она претендует на звание одного из крупнейших фестивалей в мире. Это узнаваемый бренд региона, который приносит вклад в бюджет области.

Для нас, как для организаторов, тоже многое поменялось. Во-первых, стало очень много переменных, которые нужно учитывать, но очень сложно спрогнозировать. Во-вторых, фестиваль с каждым годом становится все дороже, поэтому приходится заниматься не творчеством, а решать экономические вопросы. Кроме того, вопросы безопасности становятся все острее — ими тоже приходится заниматься.

— Вы много говорите про безопасность — как вы собираетесь обеспечить ее на всех площадках «Ночи музыки»? Ведь их больше сотни.

— На профилактику мы слабо можем влиять: мы можем поставить рамки, не впускать пьяных людей — мы этим всегда занимаемся. Но мы больше можем влиять на неотвратимость наказания, если кто-то что-то сделает. Например, мы можем поставить камеры, которые будут считывать всех людей на площадке.

— То есть вы собираетесь оборудовать камерами все площадки?

— Да. Мы все равно проводим трансляции с площадок. А тут нужно еще поставить две-три камеры, которые будут повернуты не на сцену, а в зал. Это несложно.

«Другие фестивали не дотягивают до нашего уровня»

— Летом, кроме «Ночи музыки», команда проведет еще несколько уже традиционных фестивалей: «Дикоросы», «ГикКон» и «Красная строка». Хотелось бы поговорить про самый молодой из этих фестивалей — про «Книжную строку». Как вы оцениваете книжный фест в прошлом году и какой будет «Красная строка» в этом году?

— В прошлом году мы провели просто хороший фестиваль. Как мне кажется, прочие фестивали, включая самые крупные, все они просто не дотягивают до высокого звания «фестиваль».

«Все ветшает. Но мы стараемся находить что-то новое». Почему «Ночь музыки» никогда не будет прежней
Фото: Владимир Жабриков, URA.RU

— Почему это?

— Потому что в центре любого книжного, как они себя называют, фестиваля стоит ярмарка. А необходима еще и праздничная и просветительская программа. Об этом, как правило, не думают. А мы сделали насыщенную, интересную программу для всех. У нас были и лекторий, и музыка, и театральная программа, и хедлайнеры, и все они расположились более чем на 30 площадках. Благодаря этому сразу выгодно выделились на фоне всех остальных и вошли в тройку лучших фестивалей России.

В этом году мы уже с большим знанием дела будем создавать фестиваль. Он пройдет в последние выходные августа и будет лучше предыдущего.

— В конце лета пройдет еще один фестиваль для фанатов гик-культуры — «ГикКон». Вы делите свои фестивали по возрастным аудиториям? Условно, «ГикКон» для подростков и студентов, а «Красная строка» — для более взрослых людей?

— Я вообще очень не люблю все классификации и формализм. Каждый человек, если он молод душой, сможет найти что-то интересное на «ГикКоне», а на концерте классической музыки должно быть много молодежи.

— Несмотря на то, что у вас уже много фестивалей, в следующем году вы планируете провести еще один — «Ночь танца». Почему вы решили организовать такое мероприятие? «Ночь танца» станет отдельным фестивалем или будет проводиться одновременно с «Ночью музыки»?

— Танцевальное и инструментальное искусство — это несколько разные вещи. Вот мы и решили выделить его.

Я бы привел в пример выставку достижений народного хозяйства, где есть разные павильоны. Так и в большом фестивале «Ночь музыки» могут быть мини-фестивали, которые заточены под какой-то один вид музыкального искусства.

Как будем его проводить, еще посмотрим.

«Все ветшает»

— Вы уже давно занимаетесь организацией фестивалей и концертов. Не пропал ли интерес к этому всему?

— Самое сильное на земле — это время. Конечно, все трансформируется, все ветшает. В том числе и наши устремления. Но мы стараемся находить что-то новое — а то скукотища же. Вот например, для «Ночи музыки» в этом году мне будет интересно снимать кино про мою группу «ТОП».

— Кстати, про кино. Ваша команда подала заявку на грант на съемки фильма про Шигирского идола. Ранее режиссер Алексей Федорченко рассказал, что планирует тоже снимать ленту об идоле. Это будет ваша совместная работа?

— Мы с Алексеем приятельствуем и обсуждали наше видение и его видение на проблему. Это две разные ленты.

Мы уже закончили писать сценарий. Это будет художественный фильм. Шигирский идол в нем выступает как повод поговорить об Урале. По сути, это детский ужастик о том, что Урал может спасти всю планету, когда будет грозить страшная беда.

Мы ищем финансирование на него. Потом снимем его, смонтируем и выпустим сначала в кинотеатрах, а потом на онлайн-площадках. Планируем его показывать не только в России, но и в Казахстане, Узбекистане.

Сейчас у нас идет производство еще одного фильма — «Вкусовщина». Это документальная лента о ресторанном бизнесе Екатеринбурга. Мы его до конца мая планируем закончить и в середине августа сделать презентацию.

— Почему вы решили делать такой фильм? У вас же уже есть проект «Можно! С Можаевым», где раскрывается тема уральской кухни.

— Это довольно логичное продолжение этой истории. В свое время я был счастливым владельцем трех ресторанов. Ресторанное дело — одна из самых многосложных и непредсказуемых работ. Владелец отвечает за все — от ремонта и правильного устройства канализации до вилок, скатертей и шеф-поваров. А экономическая привлекательность этого бизнеса не самая высокая. Это не торговля, не производство оружия, не развлечения.

— Но люди есть будут всегда. Поэтому как будто бы ресторанный бизнес довольно прибыльное дело.

— Ключевое здесь — «как будто бы». Владеть рестораном — это как ехать на велосипеде. Стоит только чуть прекратить крутить педали, и все сразу же разрушится. Хотя, наверное, так можно сказать почти про любую профессию.

Но мы решили сконцентрироваться именно на ресторанном деле и рассказать, почему вообще люди этим занимаются, несмотря на не самую большую прибыльность этого дела и постоянную занятость.

Радость только одна — моментальное получение фидбэка. Это буквально уникальная возможность. Вот ты накормил человека вкусно, и сразу же видишь его довольное лицо. Это дорогого стоит. У многих уходят годы, чтобы получить положительные или отрицательные реакции.

— А что будет с проектом «Можно! С Можаевым»? Вы подали заявку на грант и по нему. Тема уральской кухни себя все еще не исчерпала?

— Раньше мы привязывались к городам, а новый сезон будет по природным достопримечательностям: Денежкин камень, Тальков камень и другим местам. У нашего проекта стоит ведь не только гастрономическая, но и краеведческая задача. Мы будем представлять блюда, которые конгруэнтны тем местам, которые мы будем показывать.

Кроме того, мы за все время совсем не охватили север области: Ивдель, Гари, Таборы. Нам точно есть куда еще съездить и что показать.

— Мы много с вами говорим про гастрономию. Может, вы и гастрофестиваль планируете сделать? Тем более, насколько я помню, еще в 2021 году такие планы были.

— У нас есть прописанная концепция гастрофестиваля. Мы его назвали «Eats Ural». Но он настолько многохлопотен, что для его организации нам нужно будет резко увеличить персонал и привлекать финансы непонятно откуда.

— Понятно. Но в целом в городе гастромероприятий и так много.

— Да и музыкальных мероприятий много, но наш фестиваль уникальный.

В общем, пока мы гастрофестом всерьез не будем заниматься.