В Екатеринбурге устарело уже две трети трамвайного парка, а на закупку новых вагонов в областном и городском бюджете нет денег. Одним из возможных решений проблемы могла бы стать концессия, но электротранспорт собирались отдать в частные руки только в одном случае — при условии привлечения денег из федерального бюджета. Об этом в интервью 66.RU говорил заместитель мэра города Алексей Бубнов.
И, судя по всему, это произошло. На заседании городской думы глава Екатеринбурга Алексей Орлов анонсировал концессию городского электротранспорта. И участие крупного бизнеса в приобретении трамвайных вагонов — один из вариантов.
«Вчера был разговор по поводу участия в федеральной программе по обновлению городского электротранспорта в рамках концессии у Евгения Владимировича Куйвашева с вице-премьером Григоренко. Насколько я знаю, наша заявка предварительно одобрена. Это позволит нам полностью реализовать проект в Академическом, с приобретением 60 новых трамвайных вагонов», — сказал Алексей Орлов.
Программа модернизации городского электротранспорта в городах России предварительно оценивается в 400 млрд рублей. К осени пять регионов, участвующих в программе комплексного развития городского электрического общественного транспорта, заключили концессионные соглашения. Проекты будут финансироваться за счет средств федерального бюджета, кредитов ВЭБ.РФ и частных инвесторов (по концессионной схеме).
Претенденты на концессию
Разговоры о концессии ведутся с 2017 года. Претендентами на весь электротранспорт Екатеринбурга в рамках транспортной реформы называли несколько компаний. Однако два наиболее вероятных претендента — «Группа Синара» и «Мовиста Регионы».
«Синара»
Еще пять лет назад руководство «Синары» подписало с администрацией Екатеринбурга и правительством Свердловской области соглашение о сотрудничестве в сфере общественного электротранспорта. Однако дальнейшая работа застопорилась на стадии обсуждений, поскольку конкретных предложений от властей так и не поступило.
«Мы по городу Екатеринбургу никаких переговоров не ведем. Они были, но пока результата нет. Будут соответствующие предложения — вернемся к обсуждению», — рассказывал 66.RU генеральный директор группы «Синара» Михаил Ходоровский.
Также он говорил, что компания была готова взять в концессию запуск трамвая из Екатеринбурга в Верхнюю Пышму, если бы власти сделали ей соответствующее предложение, но этого так и не произошло. Соглашение подписали с «Группой Мовиста».
Зато «Синара», центральный офис которой расположен в Екатеринбурге, модернизирует общественный транспорт по всей стране. В ее копилке есть как минимум четыре успешных примера взаимодействия с правительствами регионов. Концессионные соглашения заключены в Краснодаре, Ростове-на-Дону, Челябинске и Таганроге.
«Мовиста Регионы»
В декабре 2020 года Минэкономразвития РФ, правительство Свердловской области и ООО «Мовиста Регионы» заключили соглашение о защите и поощрении капиталовложений. Документ предусматривает передачу инвестору в пользование общественного транспорта Екатеринбурга и его инфраструктуры. Однако соглашение не гарантирует, что подписавшая его сторона обязательно станет концессионером.
В мае 2021 года правительство Свердловской области заключило концессионное соглашение с компанией «Вернепышминский трамвай» (входит в группу «Мовиста Регионы») о создании трамвайной ветки «Екатеринбург — Верхняя Пышма». Сейчас компания — инвестор и оператор в области развития городского общественного транспорта в нескольких городах России, в том числе в Верхней Пышме, Перми, Красноярске, Курске и Липецке.
В мае 2023 года главу компании Александра Советникова арестовали. Его обвиняют в даче взятки.
Бенефициаром группы компаний «Мовиста» называют Андрея Бокарева. Бизнесмен контролирует «Трансмашхолдинг».
Другие претенденты
Ранее в качестве претендентов на концессию называли как раз «Трансмашхолдинг», а еще «Уралтрансмаш», который входит в НПК «Уралвагонзавод» госкорпорации «Ростех».
Завод регулярно отдает городу свои трамваи на тестирование, но основное количество новой продукции «Уралтрансмаша» закупают другие города.
«Концерн «Уралвагонзавод» уже готов предложить транспортные концессии. По Екатеринбургу мы готовы быть партнерами для любой компании, кто выиграет конкурс. Готовы быть не только поставщиком подвижного состава, но и исполнителем других функций», — рассказывал в 2021 году Ura.ru глава «Уралтрансмаша» Дмитрий Семизоров.