В ноябре 2018 года Верх-Исетский районный суд Екатеринбурга приговорил Алексея С. к восьми годам колонии строгого режима. По версии следствия, во время перерыва на работе в фитнес-центре тренер приставал к малолетней девочке, трогал ее и показывал половые органы.
Дело стало резонансным из-за видео с камер наблюдения, которое разошлось по соцсетям. На кадрах видно, как девочка сидит рядом с мужчиной, который заполняет рабочий журнал на диване в зоне ресепшена. Мимо проходят люди, рядом работают секретарь и два менеджера. Девочка периодически встает с места и ходит по холлу, разглядывая то аквариум, то автомат с едой. Через некоторое время Алексей С. поднимается с дивана и уходит на тренировку, а девочка засыпает. Никаких порочных действий со стороны мужчины пользователи не заметили.
Психолог-физиогномист, которая посмотрела видео, утверждает, что Алексей С. возбудился при виде ребенка. Она сделала такой вывод, обратив внимание на его дыхание. Кроме того, врач проанализировала видео по кадрам и утверждает, что тренер показал девочке гениталии, когда посмотрел на нее. Психолог насчитала пятьдесят движений, которые доказывают возбуждение мужчины.
В апреле 2019 года восемь лет колонии строгого режима осужденному заменили на шесть.
Бывшая жена обвинила математика Александра Каракумова (имя изменено) в педофилии в отношении собственной дочери. Друзья и родственники математика считают обвинения бредом. По их версии, обвинение стало результатом долгого и сложного бракоразводного процесса и таким образом бывшая жена Александра хотела получить общую недвижимость и лишить его родительских прав.
Несколько месяцев Александр Каракумов провел в СИЗО, позже суд отправил его под домашний арест. Окончательное обвинение, по словам адвоката Каракумова, «стало еще более размытым, чем первоначальное». Кроме того, его защита считает, что следователи до сих пор не рассмотрели доказательства, свидетельствующие о непричастности мужчины к совершению инкриминируемых ему преступлений. Сам Александр Каракумов подробно рассказывал о своем уголовном деле в письме, которое он передал в редакцию 66.RU. Мы публиковали его без купюр здесь.
Десятки докторов и кандидатов наук подписали петицию в поддержку математика Александра Каракумова и отправили ее Владимиру Путину и Евгению Куйвашеву.
В марте прошлого года Свердловский областной суд оставил в силе решение о возврате дела в прокуратуру для устранения нарушений. Как рассказала 66.RU адвокат Ольга Кезик, после этого в деле внезапно появилось вместо одного эпизода еще пять и дело вновь поступило в суд, где представляются доказательства стороной защиты.
«Доказательства невиновности искусственным образом не принимались следствием. И даже когда их приняли в материалы дела, они не были оценены в совокупности с другими доказательствами», — заявила адвокат.
Николай Александрович Ражев — заслуженный мастер спорта СССР по спортивному ориентированию, капитан сборной Советского Союза, призер чемпионата мира.
Его арестовали 26 февраля 2021 года. Заявление на него написала семья 10-летней девочки, которая пришла на тренировку, но преподаватель не допустил ее до занятий из-за отсутствия медицинской справки и разрешения от матери.
«Девочка обиделась. Но никому ничего не сказала», — рассказала 66.RU адвокат тренера Елена Афанасьева. Позже семья ученицы написала заявление в полицию. В нем говорилось, что Николай Ражев «погладил девочку, не снимая одежды».
Сотрудник следственного отдела по Чкаловскому району Екатеринбурга, по словам адвоката, продиктовал тренеру «явку с повинной», а взамен пообещал отпустить и закрыть уголовное дело. Но этого не произошло.
В марте суд выпустил 83-летнего тренера из-под домашнего ареста. В августе стало известно: экспертиза установила, что следов ДНК Ражева на одежде потерпевшей нет.
Суд отправил детского тренера в колонию строгого режима на два года.
Адвокат Сергей Колосовский, который когда-то работал в милиции, заявил 66.RU, что созданный вокруг таких уголовных дел нездоровый ажиотаж ведет к тому, что в них никто не разбирается объективно.
— Показателем того, что людей осуждают без доказательств, является то, что по этим делам назначаются наказания, как правило, по нижней планке либо даже ниже нижнего предела. Это происходит потому, что судья сам не уверен в виновности, но связан, скажем так, мейнстримом.
По словам адвоката, система доказательств по таким делам «совершенно примитивная»: обвинение строится на показаниях ребенка и заключении психолога о том, что ребенок говорит правду. «Причем показания ребенка суд даже не проверяет, потому что по процессуальному закону ребенка в суде не допрашивают. Получается интересная картинка: ребенка допросил следователь в присутствии его заинтересованного родителя и так называемого педагога. Этот протокол становится основой обвинения. Никто ничего не проверяет», — подчеркнул адвокат.
Колосовский также рассказал, что от московских коллег ему известно о детских психологических центрах, которые предоставляют упомянутые выше заключения за деньги: «Это такой бизнес».
— Работая в милиции, я задерживал настоящих педофилов и знаю, как они выглядят, чем занимаются, какие реальные следы преступления в таких случаях остаются и как это все фиксировать. То есть мы сейчас эти ситуации не рассматриваем. Мы рассматриваем ситуации, когда жена пишет [заявление] на мужа, муж пишет на жену, конкуренты пишут на сотрудника другой организации. Во всех этих ситуациях, я убежден, 99% людей невиновны.
Закрытость этих уголовных дел в том числе оказывает такой негативный эффект: «Надо учитывать тот факт, что дела этой категории намного сложнее поддаются объективному контролю, и поэтому их надо рассматривать более тщательно. А у нас, к сожалению, складывается обратный тренд, что по делам таким проще выносить обвинительные приговоры».
Сергей Колосовский считает, что тренд таким делам задала широко освещенная в 2016 году история Дианы Шурыгиной, которая, находясь в несовершеннолетнем возрасте, заявила о том, что ее изнасиловал 21-летний Сергей Семенов. Сначала обвиняемого приговорили к восьми годам колонии, позже скостили срок до трех лет и трех месяцев колонии и в итоге отпустили по УДО.