Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

В Екатеринбурге бесконечно рисуют проекты благоустройства набережной, но реализовали всего один. Как так?

9 октября 2020, 18:10
В Екатеринбурге бесконечно рисуют проекты благоустройства набережной, но реализовали всего один. Как так?
Фото: Григорий Постников, архив 66.RU
Мэрия Екатеринбурга снова собирает идеи для будущего облика набережной реки Исети от Верх-Исетского до Нижне-Исетского пруда на Уктусе. Администрация города пытается обустроить территорию уже не первый год, но пока готов только один участок. 66.RU вспомнил, что предлагали сделать архитекторы с набережной Исети в разное время, какие концепции были близки к реализации и почему все-таки ничего не вышло.

Искать подрядчика, который разработал бы план благоустройства набережной, администрация Екатеринбурга и правительство Свердловской области начали еще в апреле. Рассматривали как российские архбюро, так и иностранные. Главное требование к архитекторам — это возможность объединить все участки набережной (в том числе уже реконструированной — от Малышева до Куйбышева) единым стилем и, по возможности, непрерывной пешеходной зоной.

«Макаровский мост построен так, что под ним есть широченная пешеходная зона, под которой можно перемещаться в центральную часть. Мы смотрим проекты, как пересечь улицу Малышева. Если стоять спиной, справа будет пучок коммуникаций, а слева можно пройти тоннелем. Дальше такая же тема с [улицей] Декабристов. Но там и другой мост — памятник. Набережная легко делается по кусочку. Но это неэффективно и неправильно. У нас водная артерия одна и очень красивая. Оформить этот бриллиант надо», — сказал Высокинский в прямом эфире на E1.RU в июне этого года.

На этой неделе мэрия объявила конкурс «Арх-идея» среди архитекторов и урбанистов: специалистам предлагают разработать единую концепцию благоустройства набережной Исети «от ВИЗа до НИЗа». Конкурс пройдет в два этапа. До 16 октября участники могут подать заявку с портфолио, из них жюри выберет 15 команд. После творческие коллективы разработают и представят свои проекты публично на «Форуме 100+».

Ранее горадминистрация уже рассматривала множество проектов благоустройства той или иной части набережной. Но реализовать за все время смогли только один. Мы вспомнили, что раньше предлагали сделать с набережной и почему идеи так и не воплотили в жизнь.

ВИЗ: Конный полуостров — улица Папанина

Территория включает в себя берег от Малого Конного полуострова до Папанина, в том числе площадь Субботников и промзону металлургического завода. Этот участок имеет богатую историю проектов. Именно здесь хотели построить объекты сначала для EXPO-2020, а затем и для EXPO-2025.

К выставке в 2020 году мэрия Екатеринбурга планировала создать здесь район ВИЗа-Правобережного, на основе которого можно было бы сделать площадку для проведения EXPO. Помимо этого, если бы город выиграл заявку на проведение Всемирной выставки, сюда провели бы вторую ветку метро.

«После проведения ЭКСПО часть павильонов можно будет демонтировать, часть — отдать под развлекательные центры, зоопарк и так далее, а некоторые территории — под жилые застройки. Екатеринбург получит благоустроенную набережную Исети со скамейками и современным освещением. Протяженность ее впечатляет: от Большеконного полуострова до моста на улице Челюскинцев», — говорили тогда в пресс-службе мэрии. Также там пообещали, что район получит свое развитие даже в том случае, если заявка Екатеринбурга проиграет.

Город действительно проиграл борьбу за EXPO-2020, но через какое-то время снова появилась надежда на проведение международной выставки, теперь уже в 2025 году. От идеи превратить правобережный ВИЗ в «Экспо-центр» администрация города не отказалась, и в 2017 году она объявила конкурс среди архитекторов (подробно обо всех проектах и архбюро можно прочитать здесь).

Фото: официальная документация проекта

Вдоль реки предлагали проложить пешеходный бульвар с несколькими пирсами и детско-юношеским клубом. Прибрежную зону у ЖК «Адмиральский» хотели замостить плиткой.

Фото: официальная документация проекта

Проект предполагал обустройство территории перед СК «Верх-Исетский» и площади Субботников с организацией подземной парковки.

Фото: официальная документация проекта

На берегу реки также располагается яхт-клуб «Коматек». Рядом с ним предусмотрели общественную сауну на воде, открытый бассейн и многофункциональную галерею.

К этому времени уже существовала заминка с многочисленными собственниками участков на берегу, с которыми нужно было обговорить единый план реконструкции. Самым сложным таким владельцем стал НЛМК, который фактически не использовал площадку в районе «старого ВИЗа». На этой территории находится Верх-Исетский завод, который хотели превратить в музейный кластер, а вместо железнодорожного узла, находящегося неподалеку, — рекреационную зону.

Но с проигрышем заявки Екатеринбурга на проведение EXPO-2025 идея с благоустройством набережной потухла, процесс согласования с собственниками участков заморозили. На данный момент, когда новых предложений по благоустройству нет, никаких переговоров с владельцами территорий не ведется.

ВИЗ: Улица Папанина — Макаровский мост

Во время гонки за проведение EXPO-2020 и 2025 эта территория тоже рассматривалась как нуждающаяся в реконструкции, так как этот участок находится недалеко и от предполагаемого «Экспо-центра» на ВИЗе, и от центра Екатеринбурга.

Первый внятный проект благоустройства набережной от улицы Папанина до улицы Челюскинцев (до Макаровского моста) появился в 2014 году. Однако позже территорию неподалеку начала осваивать «Брусника»: застраивать и приводить в порядок места вокруг своих объектов. В связи с этим администрация города решила не использовать тот проект благоустройства, так как он уже не сочетался со зданиями «Брусники».

Фото: официальная документация проекта

Так мог бы выглядеть правый берег Городского пруда до Макаровского моста согласно проекту

Фото: официальная документация проекта

На берегу пруда за Макаровским мостом мог появиться скейт-парк

В 2017 году, когда администрация Екатеринбурга снова объявила конкурс проектов благоустройства у Исети, появился проект реконструкции набережной реки Ольховки (примыкает к Городскому пруду). Согласно концепции, на этом месте можно проложить велодорожку и сделать рекреационную зону.

Фото: официальная документация проекта

Велопешеходная дорожка у реки Ольховки


В итоге мэрия приняла этот проект, а его реализацию запланировала на 2020 год. Но пандемия и недостаток денег изменили ее планы — этот этап благоустройства решили перенести на следующий год.

Кроме того, в горадминистрации пока жива идея создания пешеходной зоны под Макаровским мостом, которая бы соединила две части набережной. Конкретного проекта перехода нет, но этой мыслью не раз делился мэр Александр Высокинский в интервью и на встречах с журналистами. Тем не менее о реальном воплощении идеи пока говорить рано: это можно будет сделать лишь после окончания ремонта моста, которое намечено на 2023 год.

Набережная от Куйбышева до ЦПКиО

Эта часть берега реки находится в центре Екатеринбурга, но она вся заросла камышом и травой и лежит под слоем мусора. О реконструкции этого участка заговорили в 2019 году на ежегодной промышленной выставке «Иннопром», когда с презентацией нескольких вариантов будущего набережной выступил главный архитектор Екатеринбурга Андрей Молоков.

Фото: официальная документация проекта

Концепцию для этой территории от Куйбышева до ЦПКиО, так же как и для участка между Малышева – Куйбышева, разработали архитектурные бюро «ОСА» и «Стрелка». Согласно проекту, под мостом на Куйбышева должны были появиться пешеходный мост-«паук», амфитеатр и велодорожка.

Фото: официальная документация проекта

Мост-«паук», или «мост под мостом». Горадминистрация отклонила его эскиз, так как не планировала вписывать расходы на его строительство в бюджет благоустройства этого участка.

Также участком занялось польское архбюро S&P Architektura Krajobrazu, которое увидело в набережной у цирка самое перспективное место в городе.

Фото: официальная документация проекта

Видение набережной за цирком от польских архитекторов

Фото: официальная документация проекта

Реализацию плана было решено отложить до конца 2021 года. Дело в том, что как раз на этом участке УГМК сейчас строит ледовую арену, и благоустройство рядом проходящей набережной возможно только тогда, когда будет готов каркас здания.

Набережная вдоль Щербакова до Уктуса

Что касается этого участка, то им до этого практически никто не занимался и концепцию благоустройства для него никто не разрабатывал. Тем не менее осваивать эту территорию необходимо: сейчас здесь находится быстрорастущий жилой район. Теперь в планах горадминистрации — привести в порядок и эту перспективную набережную, пребывающую в запустении.

Набережная от Малышева до Куйбышева

Это пока единственный проект, который удалось реализовать. Благоустроенный участок от улицы Малышева до Куйбышева открыли в 2019 году. Проект разработали архбюро «ОСА» и «Стрелка». По данным мэрии, на всю обустроенную территорию (и правый, и левый берег Исети) ушло более 130 млн рублей.

Фото: Григорий Постников, архив 66.RU

Так выглядела набережная за полпредством на момент открытия

Фото: Григорий Постников, архив 66.RU

Тем не менее изначально план реконструкции немного отличался от того, что мы можем увидеть на набережной за полпредством и у ГЦСИ сейчас. Например, архитекторы предлагали сделать пешеходные мостики под Каменным мостом на Малышева. Однако мэр Александр Высокинский отклонил эту идею, рассчитывая сделать под мостом сквозной проход. Но и эта идея пока осталась идеей: что тогда, что сейчас ее реализации мешает огромное количество кабелей и коммуникаций, которые связаны с мостом.

Фото: Григорий Постников, архив 66.RU

Пешеходный переход под мостом не прокладывают из-за того, что некуда девать кабели

Архитектурное бюро «ОСА» раскритиковало реализацию их проекта. Так, например, авторам концепции не понравились скамейки, которые закупила мэрия, и их расположение (последнее горадминистрация частично исправила).

Фото: коллаж 66.RU
Фото: коллаж 66.RU