Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Уровень изоляции падает, а больных COVID отпустили по домам. Пять вопросов о методах слежки за ними

Возможно, контроль по телефону позволит удержать зараженного коронавирусом дома. Однако как наладить его быт и безопасность окружающих, власти не объяснили.

С 12 мая часть пациентов с бессимптомным и легким течением заболевания будут получать медицинскую помощь удаленно. Такие пациенты должны находиться в самоизоляции. Следить за ними будут при помощи видеозвонков — каждому пациенту выдадут телефон с сим-картой и он будет обязан связываться с лечащим врачом. Также с этих телефонов будет вестись мониторинг местонахождения человека по геолокации.

По факту меньше вопросов не стало. Некоторые из них мы уже направляли в региональный оперативный штаб, но они остались без ответа.

Как видеозвонки и геолокация позволят контролировать пациента дома?

Операторы специально созданного кол-центра будут звонить пациентам раз в три часа и спрашивать о самочувствии. Если человек не ответил на вызов — эту информацию передадут в Роспотребнадзор. Ничего не мешает заболевшему решить свои дела за этот промежуток времени.

Также никто не помешает пациенту оставить телефон, выходя, например, в магазин — тогда его геолокация будет показывать, что он находится дома.

К тому же контроль за соблюдением карантина в регионе слабо работает и сейчас: за приезжающими из Москвы, Подмосковья и Санкт-Петербурга, где больше всего заболевших коронавирусом, не следят. И несмотря на штрафы и уговоры, жители Екатеринбурга свободно передвигаются по городу — сегодня индекс изоляции в городе всего 1,6, один из минимальных по стране.

Будут ли учитывать, где именно самоизолировался такой пациент?

Непонятно, как выглядит процесс выписки больного на дальнейшее лечение домой. Будут ли его сопровождать до места самоизоляции? Либо, как и в случае с прибывающими из других регионов людей, он может указать совершенно любой адрес, а следить за пациентом будут только по телефону.

Еще один неясный момент — если пациент прописан в одном месте, а проживает в другом, то по какому адресу он должен самоизолироваться? Будет ли учитываться наличие сожителей, родственников, супругов, детей, которые проживают на той же жилплощади, но, например, не прописаны. Человек с коронавирусом, даже в легкой форме, или контактный пациент, который может быть носителем вируса, в том числе бессимптомным, вероятнее всего, заразит всех, с кем он живет.

Как будут вести работу с жильцами дома, куда вернулся пациент с легкой формой коронавируса?

Сейчас в случае если в подъезде многоэтажки есть человек с подозрением на коронавирус либо диагноз уже подтвердили, все общественные помещения обрабатываются, а врачи в течение двух недель обзванивают жильцов, интересуясь здоровьем. А, например, в Оренбурге и Пензе после введения карантина в подъездах многоквартирных домов, выставляли сотрудников полиции, которые проверяли данные всех выходивших.

Непонятно, насколько вырастет нагрузка на сотрудников поликлиник, которые должны контролировать состояние жильцов подъездов. Придется ли организовывать охрану или карантин вводиться не будет?

Будут ли информировать жителей подъезда о прибывшем больном и не возникнет ли риск того, что начнется «охота на ведьм»? Например, в случае, если заразится кто-то еще в подъезде.

Тем более что пример, когда после выписки бессимптомных больных произошли новые заражения в подъезде, уже есть. 9 мая Чкаловский районный суд Екатеринбурга назначил штраф 100 тыс. рублей главному врачу центральной городской клинической больницы № 24 Алексею Малинкину. Он отправил на амбулаторное лечение пять пациентов с подтвержденным COVID-19. Через шесть дней после выписки по двум адресам, где проживали пациенты, возникли вспышки коронавирусной инфекции.

Разработан ли план действия в случае роста распространения коронавируса из-за лечения пациентов на дому?

11 мая в Свердловской области подтвердились 108 новых случаев заражения коронавирусом. Общее число заболевших в регионе превысило 1,9 тыс. человек. Мы не можем утверждать, что лечение легких или бессимптомных пациентов на дому может привести к вспышке инфекции, но исключать такую возможность также нельзя. Например, в общежитии «Гортранса» первого человека с подозрением на коронавирус нашли 23 апреля. К 8 мая там уже подтверждены 47 случаев COVID. Статистика не учитывает тех, чей тест еще не дал положительного результата.

Возможно ли введение более жестких мер за соблюдением режима самоизоляции пациентов с коронавирусом?

Например, отслеживать не только специально выданный телефонный аппарат, но и другие гаджеты пациента. Либо использовать специальные браслеты, которые передают сигнал приложению на телефоне (такие меры приняты в Гонконге). Либо отслеживать данные о транзакциях по банковским картам, как это делают в Южной Корее.