Именно в известной в Екатеринбурге гимназии № 9 в 1874 году произошел первый «колумбайн».
Нынешняя «девятка» тогда являлась мужской гимназией Его Императорского Величества Александра II. Она начала свою работу с октября 1861 года. Как и сейчас, гимназия располагалась в трехэтажном здании на главном проспекте (нынешний адрес Ленина, 33). Правда, до 1879 года гимназисты занимались на втором этаже. Остальные площади принадлежали Горному училищу.
Фото: фото В.Метенкова 1880-е гг., архив 66.RU |
---|
В 1880-х, когда было сделано это фото, крышу гимназии венчал православный крест. В то время одним из основных предметов в заведении был Закон Божий. Учащиеся также изучали церковно-славянский, русский, латинский, греческий, немецкий и французский языки, математику, физику, черчение, историю, географию, естествознание, пение и другие дисциплины. |
Заведение считалось элитным: здесь обучались дети чиновников, заводчиков и купцов. Одним из таких отпрысков был Алексей Скачков. Его отец — Максим Скачков — купец в первом поколении, к 1874 году заявивший капитал по первой гильдии. Соответственно, Скачков относился к полупривилегированному сословию, выше которого были только дворяне и духовенство. Купцам первой гильдии разрешалось вести заграничную торговлю, владеть фабриками, заводами и морскими судами.
О статусе семьи Скачковых свидетельствовал и добротный каменный дом в центре Екатеринбурга. История не сохранила его изображений. Но известно, что он находился на месте нынешнего Второго Дома Советов по 8 Марта, 2.
Так же как Скачкову везло в делах, ему, по всей видимости, не везло с детьми. Его сына Николая с тяжелой формой паранойи поместили в столичную клинику. А у Алексея Скачкова врачи установили хроническую болезнь сердца, которая сделала его «меланхоликом, не переносившим хладнокровно самых малейших неприятностей и огорчений».
Пять пуль для директора
В начале 1870-х годов мужская гимназия бурлила, каждый год приносил новые потрясения. В 1872 г. власти обвинили нескольких педагогов в симпатиях к народническим идеям и запретили преподавать, вместе с ними были отчислены пять учеников из старших классов. Досталось и директору, уволенному за неспособность обеспечить политическую лояльность среди учащейся молодежи. В ответ на репрессии против любимых преподавателей в гимназии началось брожение: кто-то демонстративно не ходил на занятия, старший класс подал коллективное прошение об уходе из гимназии. Новый директор Яков Иванович Предтеченский ответил ужесточением дисциплины. Спустя год кипящий котел взорвался.
Фото: фото И.Терехова, архив 66.RU |
---|
Учащиеся Екатеринбургской мужской гимназии, 1870-е гг. |
В 1874 году этот Алексей обучался в шестом классе гимназии. Успеваемость его была настолько слабой, что когда в апреле директор гимназии Яков Предтеченский застукал Скачкова курящим в туалете, то решил с ним не церемониться. По существовавшим тогда правилам, в случае изгнания учащегося из гимназии за дисциплинарное нарушение никакая другая гимназия в России не могла его принять для продолжения обучения. Именно с такой формулировкой Предтеченский и решил отчислить Алексея. Подросток долго и безуспешно умолял директора изменить формулировку.
5 мая младший Скачков вновь пришел в кабинет к Предтеченскому и два раза выстрелил в него из револьвера. Несмотря на полученные ранения, директор смог встать и выбежать в коридор. Вдогонку он получил еще три пули, после которых уже не двигался. Сбежавшиеся на шум люди задержали стрелка, который «в сильно возбужденном состоянии едва мог выговорить несколько слов».
Предтеченский умер через несколько дней. А разбирательство дела Алексея Скачкова затянулось на несколько лет.
Адвокат юноши избрал линию защиты, согласно которой необходимо различать повод для преступления и его причину. Так, якобы поводом стало отчисление Скачкова, а причиной — наследственная предрасположенность к психической болезни. Следствие получило десяток заключений разных врачей о болезненном состоянии тела и духа не только преступника, но и его родни: отец «при малейшем противоречии приходил в сильно раздражительное состояние», из братьев один «помешан», другой «задумчив», третий «нервен до истерики», дед отца «помешался в детстве», тетка матери «удавилась в меланхолии», а ее сестры вообще «все со странностями».
Помимо этого, свое объяснение настойчивому желанию исключить Алексея было и у Скачкова-старшего. «Члены гимназического начальства регулярно пользовались от меня деньгами. Притеснения моему сыну были мщением за то, что я не дал требуемой суммы», — заявил Максим Скачков и предоставил присяжным документальное свидетельство.
Несмотря на все старания защиты, суд, проходивший с 10 по 14 декабря 1876 года, отказался признавать Скачкова душевнобольным. Алексея приговорили к ссылке в Сибирь в отдаленные поселения, без права когда-либо вернуться в Екатеринбург.
Фото: фото предоставлено Артемом Берковичем, архив 66.RU |
---|
Этот эпизод 66.RU помог рассказать историк Артем Беркович, который водит по Екатеринбургу экскурсии. |
Шутинг нон-стоп
Спустя полтора века ученики продолжают стрелять в одноклассников и нападать на учителей.
Самый массовый школьный шутинг произошел в России 17 октября 2018 года, в Керченском политехническом колледже. Тогда 18-летний Владислав Росляков расстрелял 15 студентов и пять преподавателей, после чего покончил с собой.
В 2019 году «колумбайны» продолжились.
- В январе 2019 года в Перми двое подростков, вооруженных ножами, напали на учеников четвертого класса и учительницу школы № 127, после чего ранили друг друга. Пострадали 12 человек: педагог получила 17 ножевых ранений, в больнице также оказались девять школьников и двое нападавших. Оба нападавших получили реальные сроки.
- В феврале 2019 года телеграм-канал Baza сообщил, что ФСБ задержала 18-летнего жителя Хабаровска по подозрению в подготовке стрельбы в школе № 30, где работает его мать и учился он сам. Задержанный — студент Дальневосточного института управления РАНХиГС — назвал себя поклонником Андерса Брейвика. При обыске у него нашли обрез и 96 патронов.
- В мае 2019 года в Саратовской области семиклассник пришел в школу с топором и ударил им по голове 12-летнюю девочку. Школьницу госпитализировали с черепно-мозговой травмой.
- В мае 2019 года в Казани 17-летний подросток взял в заложники учеников гимназии № 7. Ученик зашел в класс на урок литературы, достал пневматический пистолет и нож, но никаких требований не выдвигал. По одной из версий, юноша удерживал одноклассников в учебном классе из-за неразделенной любви.
- В сентябре 2019 года в Кирове полиция предотвратила массовое убийство в одной из школ. В МВД сообщили, что подросток планировал устроить резню, используя холодное оружие и самодельную бомбу.
- В сентябре 2019 года начальник управления Генпрокуратуры в ЮФО Константин Сомов заявил, что благодаря профилактике «колумбайн-сообществ» удалось предотвратить теракт в Адыгее. Кто его готовил, Сомов не уточнил.
- В сентябре 2019 года в Кушве задержали двоих 16-летних подростков, которые планировали устроить нападение в школе № 1 и Баранчинском электромеханическом техникуме. Причиной стали плохие отношения с одноклассниками. Свой план парни готовили год. К началу учебного года у колумбайнеров был уже целый арсенал разного оружия. Но потом подростки поделились в чатах своими планами с другими ребятами. Один из них показал переписку взрослым. Подростков задержали и возбудили уголовное дело по статье 30 УК РФ, части 2 статьи 105 УК РФ («Приготовление к убийству двух и более лиц»). Один из подростков рассказал журналистам 66.RU, что обсуждали «колумбайн» в шутку и атак не готовили.
- В октябре 2019 года во Владимире восьмиклассник принес в школу топор. Уполномоченный по правам ребенка в регионе Геннадий Прохорычев сообщил, что подросток шел «с агрессивными целями» и даже успел достать опасный предмет из рюкзака. Ученик прошел охрану, но его обезоружил директор.
- 25 декабря в Екатеринбурге девятиклассник школы № 24 напал на своего классного преподавателя и попытался забить женщину молотком. Причиной стало то, что школьник не смог выучить монолог Чацкого. Педагог пообещала поставить ему плохую оценку за четверть.