Все началось с того, что православные активисты стояли, взявшись за руки, в футболках с надписями, из которых складывалась фраза: «Крест — символ победы Христа над твоей смертью. Не растопчи любовь».
Такой акцией, как заявили участники, они «свидетельствовали городу и миру, что такое крест, почему он имеет символическое и метафизическое значение, которое передает суть веры».
Над площадью разносились молитвенные песнопения, передает корреспондент 66.RU. На расстоянии 40 метров друг от друга стояли люди с плакатами — выступали с одиночными пикетами. Действие продлилось не более 10 минут.
![]() Фото: Ирина Смирнова для 66.RU |
---|
Так верующие выступили против супрематического креста Покраса Лампаса, который нарисовал арт-объект на площади в рамках десятой «Стенограффии». Свое выступление православные активисты тоже назвали искусством. «Горожане любят современное искусство, и христиане — не исключение. Мы тоже любим его», — сказали они.
Организаторы позвали на акцию представителей «Стенограффии», и те пришли. Активисты бросились к ним со словами о том, что «святыни топтать нельзя». На вопрос, знают ли православные, что на площади и раньше плиткой был выложен крест, те ответили, что не в курсе.
«Вы можете положить фото своей мамы и растоптать его? А почему наш крест вы тогда можете топтать?» — спрашивали у «стенограффистов» пришедшие бабушки. Другие активисты кричали: «Здесь Уралмаш, а не бред вот этот твой в голове, понимаешь?» Они настаивают, что детям неприятно гулять в «этой вот черноте», и вообще всем местным жителям «надоело дышать краской», поэтому рисунок надо обязательно убрать.
Представитель фестиваля Андрей Колоколов пытался объяснить, что крест, который нарисован на площади, — всего лишь геомерическая фигура. Также он спросил активистов, почему они выступают против, когда Екатеринбургская епархия подобного мнения не высказывала (а теперь «Стенограффия» будет обсуждать свои работы с официальными представителями РПЦ заранее). Протестующие ответили, что те, кто в епархии не против нарисованного креста, должен ее покинуть.
Потом подошли какие-то крепкие ребята, настроенные агрессивно, и начали обвинять представителей фестиваля в том, что они сатанисты. Фотограф 66.RU сообщила, что молодые люди ведут себя неадекватно и пугающе, они отводят журналистов в сторону, чтобы те не записывали происходящее на видео. «Зачем ты ко мне домой приезжаешь и рассказываешь, как я здесь жить должен. Я православный верующий, я воевал за эту страну, мои предки воевали за эту страну», — заявил один из них Колоколову.
Супрематический крест ранее чуть не уничтожили коммунальщики, которые положили асфальт поверх рисунка. В итоге было решено, что рабочие доделают пешеходную дорожку, которая идет через площадь, а потом Покрас Лампас восстановит каллиграфию. Художник должен прилететь в Екатеринбург уже завтра.
Православные активисты ополчились на арт-объект с подачи директора Музея святости Оксаны Ивановой, которая обратилась в областную прокуратуру с просьбой проверить работу Покраса Лампаса на «признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 5.26 КоАП — «Умышленное публичное осквернение предметов религиозного почитания, знаков или эмблем мировоззренческой символики и атрибутики».
По ее мнению, Покрас оскорбил верующих потому, что, во-первых, нарисовал крест на земле рядом с храмом, во-вторых, теперь главный христианский символ попирают ногами, в-третьих, творение Покраса напоминает о советском времени богоборчества, когда иконы использовали как половицы, сколачивали из образов парты, сундуки и так далее. Именно она стала организатором сегодняшнего «хеппенинга», как она сама назвала акцию.