Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

За полгода до коллапса. Как мэрия проведет транспортную реформу, если не смогла отменить 024 маршрут

28 января 2019, 10:50
За полгода до коллапса. Как мэрия проведет транспортную реформу, если не смогла отменить 024 маршрут
Фото: архив 66.RU
Нынешняя городская команда повторяет ошибки прежних управленцев мэрии. Меньше чем через полгода Екатеринбург должен перейти на новую транспортную схему, а ничего для этого не готово: ни инфраструктура, ни пассажиры.

Нынешним управленцам города от предыдущей команды досталась обновленная транспортная схема и обещание перейти на нее с середины 2019 года. Два года назад мэрия утонула в возмущении горожан, которым перспектива лишиться прямых маршрутов до мест работы сильно не нравилась, и сдвинула реформу во времени.

Похоже, сегодняшний состав чиновников не сделал никаких выводов о том провале: население по-прежнему плохо представляет, что будет в день X. Ошибочность такого подхода еще раз продемонстрировала истерия на отмену 024-го маршрута и суетливые действия горадминистрации по его возвращению. Горожанам дали понять, что видоизменяющуюся систему готовы править в ручном режиме, и совсем не определяюще, как урбанисты видят траекторию движения автобуса от точки A к точке B.

В рамках дискуссионного клуба «Горсовет», посвященного общественному транспорту, мэрии еще раз пришлось столкнуться с фидбэком. А началось все с презентации одного из разработчиков маршрутной сети Владимира Злоказова. На десятке слайдов он попытался убедить, что короткие маршруты и пересадки — это лучше, чем сейчас. А сейчас — коммерческие перевозчики выигрывают конкуренцию у муниципалов, МОАП недополучает выручку, система деградирует.

Владимир Злоказов, урбанист:

За полгода до коллапса. Как мэрия проведет транспортную реформу, если не смогла отменить 024 маршрут

— Мы все платим за неэффективность транспортной системы. Платим тем, что у нас такая высокая стоимость проезда. Выше, чем во многих других городах. Муниципалы недополучают деньги. Чтобы не обанкротиться, они требуют от города компенсировать разницу, а город повышает цены.

Вице-мэр Екатеринбурга Алексей Бубнов в одной из последующих реплик подтвердил тяжелое положение муниципальных транспортных предприятий: каждый месяц они терпят убытки на 50 млн рублей. За год набирается издержек на 600 млн рублей. Без транспортной реформы Гортранс не выживет, считает чиновник.

Ему попытались возразить, что во всех странах общественный транспорт планово убыточный, а попытки сделать его самоокупаемым вынудят транспортников срезать раннеутренние и поздновечерние рейсы и снимать автобусы с тех районов, где мало жителей (а это как раз то, в чем мэрия обвиняет частников). Но муниципальный служащий вышел из ситуации знакомым приемом: «Бюджет — не резиновый. Скажите, где взять деньги? Не финансировать садики и школы?»

Алексей Бубнов, вице-мэр Екатеринбурга:

За полгода до коллапса. Как мэрия проведет транспортную реформу, если не смогла отменить 024 маршрут

— Существующая транспортная сеть была сформирована в советское время. Она не учитывает новых микрорайонов. Чисто концептуально я поддерживаю тот проект, который нарисовал фонд «Город.Pro». Но я не понимаю, на основании каких базовых данных он строился. Первым делом надо понять, откуда и куда едет пассажир. Точки притяжения меняются очень быстро. Открыли торговый центр или кинотеатр — и вот новая точка притяжения.

По словам Бубнова, мэрия исследует матрицу перемещений горожан, а потом сравнит с наработками «Города.Pro». Беспокойство жителей относительно новой схемы он парировал примерно так: «Ничьих прав мы не нарушим. Есть социальный норматив — 500 метров до остановки и не более двух пересадок. Мы эти требования выполним». Такие же бескомпромиссные формулировки, вероятно, содержатся в чиновничьих отчетах об интервалах движения автобусов.

Дальше речь зашла про отмененный 024-й маршрут, связывающий Вторчермет и Сортировку. Казалось бы, с этого можно начинать реформу маршрутной сети. Но нет.

«Вы говорите, что в городе стартовала транспортная реформа. Транспортная реформа у нас в городе не идет. Контракт на обслуживание 024-го маршрута закончился 31 декабря, и его не продлили», — объяснился Бубнов. Люди о грядущих изменениях узнали за несколько дней и, конечно, не смогли перестроиться. В итоге под давлением пользователей этого автобуса мэрия со среды выведет на улицы аналог маршрута.

«Отмена автобуса 024 показала, что мы не готовы к изменениям. С такими темпами мы понимаем, что будет твориться в городе в июле, когда люди проснутся и увидят, что маршруты, на которых они регулярно ездят, отменены», — сказал депутат Госдумы Андрей Альшевских, которого не было в списке спикеров и который решил высказаться с места.

Параллельно внедрению новой транспортной схемы, считают в мэрии, нужно начать проектировать вторую ветку метро. Подземка могла бы разгрузить улично-дорожную сеть и уменьшить пробки.

Владимир Крицкий, депутат Екатеринбургской городской думы:

За полгода до коллапса. Как мэрия проведет транспортную реформу, если не смогла отменить 024 маршрут

— Любой разумный человек должен быть сторонником строительства второй ветки метро. В Екатеринбурге очень зажатая сетка улиц и узкие красные линии. От станции «Верх-Исетская» до «Каменных палаток» невозможно пройти на поверхности. Учитывайте еще многочисленные водные объекты, которые встречаются по пути. Мы семь лет не занимались метрополитеном. Пока мы не застроили ВИЗ, надо проектировать линию. Иначе мы потеряем все резервы по земельным участкам.

Но доводы урбанистов, что метро дорогое в строительстве и эксплуатации, что денег в городском бюджете на него нет, а федеральный бюджет ничего не даст, что 100 млн рублей, которые выделили на предпроектные наработки, можно потратить на покупку трех низкопольных трамваев или пяти автобусов, только разозлили Владимира Павловича.

Владимир Крицкий:

— Неужели никто из вас, общественников, не понимает, что, не имея проекта, у вас нет оснований требовать федеральное финансирование? Пока сами не захотим, никто гарантию не даст. Как-то я был свидетелем одного разговора. Чернецкий сказал: «Никогда мы не закончим первую линию метро, если будем кого-то ждать. Надо заняться проектированием, взять кредит в банке и продолжать». Взяли 4,5 млрд, построили две станции, рассчитались. Кто-то из горожан заметил, что мы обслуживали долг? Ничего подобного!

Владимира Павловича было не остановить. По словам депутата, после ввода в эксплуатацию станций «Ботаническая» и «Чкаловская» метро вышло на безубыточность. Но модернизация подвижного состава потребует повышения тарифа.

«У нас себестоимость перевозки — 29 рублей. В Москве при цене на билет в 55 рублей прибыль метрополитена составила 78 млн рублей, в Петербурге при поездке 45 рублей — прибыль 29 млн рублей. Знаете, почему в остальных городах это убыточный вид транспорта? В Новосибирске цена поездки — 20 рублей, в Нижнем Новгороде и Самаре — по 25 рублей», — отчитался Крицкий.

Кажется, в этом году шансов на внедрение новой маршрутной схемы чуть больше, чем два года назад. В 2019 году, по крайней мере, в городе не маячит тень крупных выборов.