Еще перед началом общественных слушаний советник гендиректора Росгосцирка Василий Браташ, который в одиночку представлял федеральную структуру, нечаянно упал со стула. Как будто что-то почувствовал.
Зампред Общественной палаты Владимир Винницкий начал с того, что в течение минут 40 читал обращения, поступившие в адрес органа, от уволенных сотрудников цирка, от родителей детей из студии воздушной гимнастики и акробатики, от общественной организации «Защита». В каждом из них высказывалось возмущение «травлей, которую организовал Росгосцирк в СМИ», и «желанием разбить сложившийся коллектив цирка», обеспокоенность судьбой экс-директора и будущим цирка. Всего под обращениями подписались 360 человек.
Выслушав претензии, Василий Браташ обратился к родителям детей из студии воздушной гимнастики. «Студия не имеет юридического основания находиться в цирке. Цирк не несет за ваших детей никакой ответственности. Дети переодевались прямо в фойе, бегали в трусиках около туалетов. Как родители такое допускали?» — задал он вопрос.
Кроме того, он повторил уже ранее озвученные Росгосцирком претензии к уволенному Анатолию Марчевскому.
Василий Браташ, советник гендиректора Росгосцирка:
— Весь цирк окружен спрутом. Куда ни сунься, везде Анатолий Павлович — земля, этажи гостиницы… Котельная — он со своим сыном заключил договор на поставку тепла. Оплата, говорит, дешевле, но это не так. Сотрудники цирка — директора фирм Анатолия Павловича.
Также Браташ напомнил о результатах проверки МЧС, выявившей в цирке нарушения пожарной безопасности, из-за чего работу в сентябре пришлось остановить. А деньги, выделенные на эти нужды, были использованы по другому назначению. Также представитель Росгосцирка обвинил Марчевского в захвате земли вокруг цирка и нецелевом расходовании 13 млн рублей.
Как позже выяснилось, это выступление Браташа стало на сегодня последним. Владимир Винницкий потребовал от него документальных подтверждений и решений суда, после чего передал слово экс-директору цирка.
Анатолий Марчевский рассказал схему, по которой в 1990-е цирк получил кусок земли в центре города, как он просил эту территорию для парковки и развития культурно-развлекательных комплексов. Котельную, по словам Марчевского, построили его знакомые, потому что летом нет горячей воды, а артистам нужно купаться после выступлений, а также чтобы в ноябре не замерзли обезьянки.
Кроме того, он обратил внимание на то, что цены на услуги котельных устанавливает РЭК. «Там все по себестоимости. Если перейдем на город, будет дороже». А детей Марчевский имел право пускать в цирк, потому что «все проверяют инспекторы», а «студия находится под полным контролем».
Также Марчевский прокомментировал обвинение в неустранении предписаний МЧС.
Анатолий Марчевский, экс-директор Екатеринбургского цирка:
— Это специальное искажение фактов, дабы вызвать эмоции. Претензии МЧС справедливы. После трагедии в Кемерово начались проверки. В октябре я официально обращался в Росгосцирк. Четыре письма было, молчание, а потом они вычеркнули шесть миллионов, которые я просил на устранение замечаний. Я уже два года даже ручку покупаю с разрешения Москвы. Рисковать жизнью людей мы не имеем права. Цирк закрывался, но ни одного спектакля не отменили.
Потом слово дали Михаилу Вяткину, который 20 лет возглавлял Главархитектуру и за это время «не встречал такого руководителя, как Марчевский».
Михаил Вяткин, экс-глава Главархитектуры:
— Вот я бы сравнил его с Иваном Калитой. С его приходом началось собирание земли вокруг цирка, процедуры по отводу, по переоформлению, по изъятию. Но я вам скажу, что от желания Марчевского ничего не зависело. Юридические службы администрации города принимали решения. Думаю, если бы не Марчевский, то цирк бы застроили коммерческими объектами. Он и с Чернецким ходил ругался. И конгресс-холл Россель хотел там построить, но именно Марчевский настоял, чтобы там сделать «Цирколенд».
В финале выступления Вяткин подчеркнул, что землю передали цирку в соответствии с законодательством того времени.
Вслед за главой Градсовета осмелели и действующие сотрудницы цирка. Специалист по кадрам Маргарита посетовала, что до ухода Марчевского в цирке работало 285 человек, их средняя зарплата составляла 25 тыс. рублей. В ноябре сотрудников осталось всего 88, и получают они по 13 тыс. рублей. «Ни одного электрика, ни одного сантехника…» — поделилась она. Вместе с тем кадровик отметила, что стоимость билетов выросла вдвое. Администратор Евгения поддержала коллегу: «Семейный поход стоит 8–10 тыс. рублей, и люди видят, что качество услуг ухудшилось».
Василий Браташ все это время лишь качал головой. Ранее, когда он попытался что-то прокомментировать, модератор Винницкий не позволил этого сделать.
Следующим выступал бывший вице-мэр Екатеринбурга по социальным вопросам Михаил Матвеев, который работал с Марчевским 20 лет.
Михаил Матвеев, бывший вице-мэр Екатеринбурга:
— Он ворвался в нашу жизнь. Сначала мы знали его как артиста, но позже узнали, что он талантливый менеджер и режиссер. Какие он ставил сказки на Новый год! Он влюбил жителей города в себя и в цирк. Я понимаю, что пришло новое руководство, которое собирается отжать и выжать все, что возможно. И говорю: «Респект тебе, Марчевский!» Респект, что не сдаешься.
Следом выступил журналист Максим Фадейков, который рассказал о своем расследовании сомнительной деятельности руководства Росгосцирка, чем также вызвал одобрение модератора и Анатолия Марчевского.
Находящиеся на слушаниях представители регионального и уральского министерств культуры дали осторожные комментарии на тему происходящего: «Если есть выявленные факты, то вы их, пожалуйста, передавайте в следственные органы».
Позже было еще выступление депутата свердловского Заксобрания Вячеслава Погудина, который провел в парламенте два созыва вместе с Марчевским. «Честнейший и талантливый человек» — так назвал он бывшего коллегу.
Владимир Винницкий, зампред Общественной палаты Свердловской области:
— Никогда не берусь делать выводы без фактов. Но равнодушие хуже такого преступления, которое творится у нас на глазах. Мы не дадим ему совершиться.
Точку в слушаниях поставил начальник госпиталя для инвалидов Великой Отечественной войны Семен Спектор, который все это время сидел на соседнем стуле с Марчевским.
Семен Спектор, начальник госпиталя для инвалидов ВОВ:
— Я всегда удивляюсь его культуре, воспитанности и патриотизму. У нас самый большой госпиталь на Урале, и все пациенты всегда просили пропустить их на представление в цирк. И никогда он не отказывал. Он заслуживает того, чтобы его не обидели.
После завершения слушаний, в коридоре, Василий Браташ высказал возмущение и разочарование от работы Общественной палаты: «Все выступили — сотрудница цирка выступила, друг Марчевского, любовница Марчевского, — а мне слова не дали сказать».
Напомним, в конце октября Анатолия Марчевского, который с 1994 года бессменно руководил Екатеринбургским цирком, отстранили от должности. На его место прислали нового директора. После этого Росгосцирк — головная структура, в которую входит Екатеринбургский цирк, обвинила Марчевского в мошенничестве и злоупотреблениях.
В декабре свердловское министерство культуры провело внеплановую проверку в Екатеринбургском цирке. По ее итогам возникли вопросы по использованию 13 млн рублей.
Двумя днями ранее стало известно об уходе в отставку главы Росгосцирка Дмитрия Иванова, который снял Марчевского с должности.
Верните клоуна цирку!