Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Бюрократический пинг-понг. Почему регламенты чистки дорог в Екатеринбурге расходятся с реальностью

21 марта 2018, 14:20
Бюрократический пинг-понг. Почему регламенты чистки дорог в Екатеринбурге расходятся с реальностью
Фото: 66.RU
Календарная зима 2017/2018 порадовала уральцев: минимум морозов, совсем немного снега. Зато весна решила отыграться по полной: снегопады обрушиваются на Екатеринбург с завидной регулярностью, добавляя головной боли дорожным службам. 66.RU изучил правила благоустройства, регламент содержания уличной сети, ГОСТы по уборке улиц и выяснил, почему дороги города от заносов и накатов не спасет даже малоснежная зима.

Несмотря на то что официально зима закончилась, еще как минимум пару недель погода может подкидывать сюрпризы. Из-за непредсказуемости природы период зимней уборки улиц в Екатеринбурге официально заканчивается лишь15 апреля. Как быстро и тщательно должны чистить улицы – в материале 66.RU.

Как чистят дороги Екатеринбурга

С октября по январь с улиц Екатеринбурга было вывезено 322 тыс. тонн снега. Такие цифры на заседании Екатеринбургской городской думы озвучила председатель комитета благоустройства Тамара Благодаткова. Однако привести весь город в идеальное состояние, вне зависимости от мягкости или жесткости зимы, невозможно. И дело не только в ограниченном бюджете, но и в самих правилах, в которых прописано, как нужно чистить улицы.

Фото: Сергей Логинов

Тамара Благодаткова, председатель комитета благоустройства мэрии:

— В текущем зимнем периоде удалось организовать систематическую работу по содержанию остановочных площадок общественного транспорта и пешеходных переходов, которые содержатся на бюджетные средства. Улучшена по сравнению с предыдущими периодами работа по содержанию тротуаров, однако замечания есть, и над их системным устранением ведется работа. Это направления: устранение недостатков, связанных с нарушением кратности операций по очистке тротуаров от снега и как следствие образование наката, и устранение недостатков в очистке проездов во дворы, пересекающих тротуары вдоль улиц. На сегодняшний день нарекания вызывает качество уборки на дорогах в «спальных» районах города, где автомобили припаркованы вдоль дорог на ночное время суток.

Фото: Сергей Логинов

Почему нельзя почистить идеально

В мэрии заявляют: отчасти вина в недостаточно чистых дорогах лежит на Госавтоинспекции. Для ночной уборки улиц ДЭУ приходится заранее устанавливать временные запрещающие дорожные знаки и заказывать автоэвакуаторы, которые могут работать только совместно с ГИБДД. «За этот зимний сезон было оформлено 20 заявок, но в 11 случаях работа была сорвана по причине неявки экипажа ГИБДД», — отмечают в горадминистрации.

В Госавтоинспекции ответственность за чистку улиц перекладывают на чиновников: дорожные инспекторы не могут убирать припаркованные вдоль проезжей части машины, так как мэрия слишком поздно просит их об этом.

Отделение пропаганды ГИБДД по Свердловской области:

— Заявки на выделение сотрудников ДПС для работы с эвакуаторами по перемещению припаркованного автотранспорта подаются горадминистрацией только за 1-2 дня до предполагаемого времени проведения данных работ, что исключает возможность выделения сотрудников ГИБДД с учетом запланированных мероприятий, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения, в том числе в очагах аварийности. Время проведения планируемых работ с Госавтоинспекцией дорожными службами также не согласовывается.

Плохая уборка улиц, соответственно, приводит к увеличению количества аварий.

Отдел пропаганды ГИБДД по Свердловской области:

— Возникновению каждого ДТП сопутствовали неудовлетворительные дорожные условия, а в 50% это по-прежнему недостатки зимнего содержания: снежный накат на проезжей части толщиной более 2 см, снежные валы вдоль проезжей части и в треугольниках видимости. Наличие недостатков и отсутствие на протяжении длительного периода осадков в виде снега ставят под сомнение заявления администрации Екатеринбурга об организации ежедневной работы по уборке улично-дорожной сети уральской столицы.

Как должны чистить дороги в Екатеринбурге

Как тщательно нужно убирать улицы зимой, прописано в Плане благоустройства Екатеринбурга, в текущем регламенте содержания объектов улично-дорожной сети, который утверждается каждый год, а также в ГОСТе 50597–93, утвержденном Росстандартом. Если последний документ остается неизменным уже 25 лет, то в План, принятый в 2012 г., регулярно вносятся корректировки, которые утверждает Екатеринбургская городская дума.

Согласно классификации, указанной в Правилах благоустройства, все улицы Екатеринбурга делятся на пять типов:

  • Внекатегорийные объекты — это улицы с максимальной интенсивностью движения и дороги, пролегающие по гостевым маршрутам.
  • Категория 1 — магистральные улицы и проспекты, которые обеспечивают региональные и внутригородские связи с интенсивностью движения в часы пик 2000–6000 автомобилей в час (очень интенсивное движение, загруженные дороги).
  • Категория 2 — городские магистрали, которые обеспечивают связь между различными функционально- планировочными элементами города. Интенсивность — 1000–2000 автомобилей в час (средняя).
  • Категория 3 — улицы и проезды местного значения, не выходящие за пределы одного района. Интенсивность движения транспорта — до 1100 авто в час (невысокая).
  • Категория 4 — улицы и проезды микрорайонного значения, а также поселковые улицы и дороги.

Эти категории отличаются от действующего ГОСТа, который выделяет всего три группы дорог. Скорее, они совпадают с классификацией дорог в ГОСТе Р 50597–2017, который вступит в силу 1 июня 2018 г.

Период зимней уборки улиц начинается 15 октября и заканчивается 15 апреля. В этот период должны проводиться такие виды работ:

  • подметание и сгребание снега подметально-уборочными машинами и подметальными тракторами;
  • организация работ по обработке дорог противогололедными материалами;
  • подготовка снежного вала автогрейдерами и бульдозерами;
  • разгребание и сметание валов снега на перекрестках и въездах во дворы;
  • разгребание валов снега на остановках общественного транспорта и пешеходных переходах;
  • погрузка снега снегопогрузчиками в автосамосвалы;
  • вывоз снега автосамосвалами на снегоприемные пункты;
  • зачистка лотковой полосы после погрузки и вывоза снега;
  • удаление наката автогрейдерами;
  • уборка снега вдоль проезжей части вручную;
  • переброс снега шнекороторными снегоочистителями;
  • содержание снегоприемных пунктов;
  • уборка парковочных карманов.

Как быстро и насколько качественно должны убирать дороги, зависит от их категории. Больше всего, понятно, повезло жителям центра. Именно в центральной части города расположены внекатегорийные дороги. О том, что именно им уделяется наиболее пристальное внимание, 66.RU заявил заместитель председателя комитета по благоустройству администрации Екатеринбурга Владимир Капустин.

Владимир Капустин, зампред комитета по благоустройству:

— По существующему сейчас регламенту, у нас полностью от снега — на 100% — очищаются только внекатегорийные улицы и улицы первой категории — то есть центр города. С улиц второй категории снег вывозится уже на 60%, с третьей — на 40.

Как часто должны убирать зимой разные категории дорог (сколько раз за сезон, т.е. 180 дней)

Вне категории Категория 1 Категория 2 Категория 3 Категория 4
Сдвигать свежевыпавший снег толщиной свыше 2 см с помощью плуга каждые 2 недели каждые 2 недели каждые 2 недели 0 0
Посыпать «Бионордом» каждые 2 дня каждые 2 дня каждые 2 дня каждые 3 дня каждые 2 недели
Убирать рыхлый снег плугом с одновременным подметанием щеткой по всей ширине проезжей части каждые 2 недели каждые 2 недели каждые 2 недели каждые 2 недели 0
Удалять снежные накаты и наледи на поверхности автогрейдером или иным механизмом каждые 2 недели каждые 2 недели каждые 2 недели каждые 2 недели каждые 2 недели
Сгребать снег тракторами (перекрестки, радиусы, въезды во дворы) каждые 2 дня каждые 2 дня каждые 2 дня каждые 3 дня каждые 2 недели
Сгребать снег с формированием снежного вала автогрейдером каждую неделю каждую неделю каждую неделю каждые 2 недели 0

Технология зимней уборки дорог основана на комплексном применении средств механизации и химических противогололедных материалов. Согласно правилам благоустройства, обработка проезжей части противогололедными материалами должна начинаться сразу с началом снегопада. Как и любой реагент, «Бионорд» требуется использовать по определенной технологии: поверхность, обработанную ПГМ, надо оперативно очистить.

Владимир Капустин:

— Действительно, по техническим параметрам «Бионорда» предусматривается, что через 3-4 часа после обработки образовавшуюся смесь необходимо механически удалить за пределы проезжей части. В ночное время это получается, в дневное, как я и сказал, дела обстоят сложнее. Поэтому в такие часы идет так называемая профилактическая посыпка реагентом — сниженное количество, чтобы растопленный солью снег не успел заледенеть.

Как быстро должны убирать снег в зависимости от категории дороги

Вне категории

Категория 1

Категория 2

Категория3

Категория 4
Срок ликвидации скользкости не более 5 часов не более 5 часов не более 6 часов не более 6 часов -
Разгребание валов снега на перекрестках, въездах во дворы, остановках общественного транспорта после снегопада в течение 4 часов в течение 4 часов в течение 4 часов в течение 5 часов -
Уборка снега при длительном снегопаде (после каждых 5 см свежевыпавшего снега) в течение 5 часов в течение 5 часов в течение 6 часов в течение 6 часов -

Как узнать, кому повезло с дорогами

Удобной карты с разбивкой на категории дорог не существует, есть список улиц, разделенный по районам. Причем одна и та же улица, в зависимости от участка, может иметь разную категорию.

Мы проанализировали более чем 2 тыс. таких отрезков и составили карту внекатегорийных улиц. То есть тех, которым должно уделяться самое пристальное внимание:

Таким образом, если соблюдать все предписанные регламенты, весь центр города всегда должен быть в идеальном состоянии. Однако пока не всегда удается этого добиться.