Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Главный по уборке Екатеринбурга: «Пока автомобили молотят по асфальту шипами, мы будем жить в Грязьбурге»

31 января 2018, 10:32
Главный по уборке Екатеринбурга: «Пока автомобили молотят по асфальту шипами, мы будем жить в Грязьбурге»
Фото: архив 66.ru
Синоптики обещают, что в Екатеринбург уже через неделю придет оттепель: в дневное время температуры превысят нулевую отметку. Как правило, в такие дни Екатеринбург сразу начинает утопать в грязи. Удастся ли в этом году городу избежать непочетного названия «Грязьбург» и почему, объясняет заместитель председателя комитета по благоустройству администрации Екатеринбурга Владимир Капустин: контроль за уборкой улично-дорожной сети — его главная обязанность.

Текущая зима не стала проверкой на прочность для городских коммунальщиков: резких колебаний температур практически не было, а чуть ли не единственный сильный снегопад случился еще в начале декабря. И все несколько дней, пока шел снег, город стоял в пробках.

— Избежать заторов во время снегопадов невозможно, — констатирует Владимир Капустин. — Автолюбители говорят, что дорожной техники на улицах не видно. Но подумайте сами, как чистить улицы, когда по ним нескончаемым потоком идет транспорт? Снегоуборочная техника — габаритная, при этом чистить, скажем, по одной полосе, наши улицы не всегда возможно — нужна вся ширина проезжей части. Так что основные работы мы ведем ночью. Как только машин на дорогах становится меньше, так сразу выводится максимум уборочной техники.

— Во время снегопадов дороги обрабатываются противогололедными материалами. В Екатеринбурге это «Бионорд». Как и любой реагент, его требуется использовать по определенной технологии: поверхность, обработанную ПГМ, надо через какое-то время очистить. Как выполнить это требование при интенсивном потоке?

— Действительно, по техническим параметрам «Бионорда» предусматривается, что через 3–4 часа после обработки образовавшуюся смесь необходимо механически удалить за пределы проезжей части. В ночное время это получается, в дневное, как я и сказал, дела обстоят сложнее. Поэтому в такие часы идет так называемая профилактическая посыпка реагентом — сниженное количество, чтобы растопленный солью снег не успел заледенеть.

Главный по уборке Екатеринбурга: «Пока автомобили молотят по асфальту шипами, мы будем жить в Грязьбурге»
Фото: архив 66.ru

По регламенту, при обильных снегопадах уборку производят без интервала, непосредственно после начала обработки дорог ПГМ. Если после окончания цикла работ «посыпка ПГМ/сгребание» снегопад продолжается, цикл повторяют.

— Можно ли отказаться от «Бионорда», как это сделали, например, в Санкт-Петербурге?

— В наших климатических условиях — нет. К тому же почему вы считаете, что там не применяют реагенты? Они просто другие. Да, в Ленинградской области был эксперимент: в городе Пушкине отказались полностью от применения каких-либо ПГС на дорогах. Через несколько дней они хапнули очень большой объем ДТП и вернулись к посыпке.

Что касается самого Санкт-Петербурга, то там используют немного другие материалы. Но у них более мягкие зимы, поэтому есть возможность посыпать дороги обычной технической солью. Она работает при температурах до -7–8 °С. При этом «Бионорд» у них тоже имеется — не в таких значительных количествах, как у нас, но есть. Для каких-то экстренных погодных условий. А у нас уже которую неделю температуры выше -12 °С не поднимаются. Поэтому для нас — только вот такой вариант.

Но я хочу сказать, что сам по себе «Бионорд» грязь не производит. Вы посыпьте им чистый снег, подождите, пока расплавится, посмотрите — получится чистая вода.

— Мы делали так, действительно, особой грязи не было…

— В том-то и дело, что грязь, которую все видят, как только начинает таять снег — неважно, от реагентов или погодных условий, — она уже есть на дорогах. Вы же наверняка знаете об исследовании, которое провели ученые УрО РАН. Они выяснили, что в основном пыль, которая в итоге превращается в грязь, состоит из минеральных частиц: продукты износа дорожного покрытия и автомобильных шин, отработанные газы…

— Погодите, согласно результатам исследования, в екатеринбургской грязи, помимо абразии (разрушение дорожного покрытия), виноваты, цитирую, «разнос твердого материала с мест неорганизованных парковок» и «разнос грунта с участков с нарушенным или отсутствующим покрытием за счет ветра или поверхностного стока». Попросту говоря, — земля с того, что должно называться газоном.

— Частиц земли — не так много. Конечно, там, где есть факты стояния на газонах, грязи больше. Но у нас тех газонов, по сравнению с общей протяженностью уличной сети, достаточно небольшое количество. Больше таких парковок во дворах — а на это муниципалитет никак повлиять не может.

Но давайте разберемся, откуда берется грязь зимой, когда земля все-таки промерзшая и парковка на необорудованных для этого участках не так влияет на состояние дорог.

Летом через день или каждый день, в зависимости от категорий улиц, у нас проходит влажная уборка. Зимой ее делать нельзя. Вакуумная техника тоже не может выходить зимой — из-за того, что она так же работает с водой. Но пыль никуда не исчезает: автомобили как молотили по асфальту шипами, так и молотят. Вы же не думаете, что колея на дорогах появляется потому, что асфальт просел? В первую очередь это следствие выработки покрытия колесами проезжающего транспорта. Это видно даже по структуре колеи: там другая слоистость асфальта.

Но ведь это все где-то должно лежать, эта выработанная колея! По идее — и законам физики, — пыль через какое-то время оседает на снег. И если зимой осадков много — это для города хорошо: часть пыли вывозится вместе со снегом. А если снега нет, то и вывозить особо нечего. При этом, по существующему сейчас регламенту, у нас полностью от снега — на 100% — очищаются только внекатегорийные улицы и улицы первой категории — то есть центр города. С улицы второй категории снег вывозится уже на 60%, с третьей — на 40.

Дальше что происходит? Приходит оттепель или рассыпают ПГМ, чтобы расплавить наледь. Появляется влага, она смешивается с пылью — получается грязь. Весной количество воды многократно увеличивается. А бороться с жижей неэффективно — у нас и машин-то таких нет, по большому счету.

Главный по уборке Екатеринбурга: «Пока автомобили молотят по асфальту шипами, мы будем жить в Грязьбурге»
Фото: Константин Мельницкий; 66.RU; 66.RU

Владимир Капустин: «Припаркованный транспорт — еще одна причина снижения эффективности уборки. Если машины стоят вдоль дороги, мы еще можем, при помощи ГИБДД, их переместить. Но они не всегда готовы нам помогать. А если машина поставлена в парковочном кармане, мы вообще не имеем права ее трогать. В основном дорожным рабочим приходится ждать, караулить окошки, чтобы быстро успеть убрать мусор. Днем таких окон мало — потому что много машин. А ночью работа уже не так эффективна, особенно если речь идет о межсезонье, когда температуры падают ниже нуля и, соответственно, механизированную влажную уборку провести уже невозможно. А лопатами пыль убирать — сами понимаете…»

— Значит, Екатеринбургу от второго своего названия — Грязьбург — не избавиться?

— При наших климатических условиях, при наших почвах — сложно. Я вот как-то летом был в Йошкар-Оле. Там вдоль дорог — солидные отложения песка, но пыли нет, грязи нет: песок не грязнится. А у нас почвы глинистые, у нас пыль — всегда. Конечно, мы стараемся это минимизировать.

— Есть же шампуни специальные. Можно весной промыть как следует город и осенью, перед тем, как ляжет снег.

— Мы моем — как позволяет погода. Выводить на улицу поливомоечную технику можно только в плюсовые температуры. Если речь о весне, то земля должна хоть сколько-то прогреться: зачем заливать каток? Когда весна не слишком стремительная, как в прошлом году, мы город помыть успеваем: в дневные плюсовые температуры работает техника, ночью, при минусовых, остатки воды вымораживаются. А если весна стремительная, это сделать сложнее: повторюсь, у нас нет эффективных средств для войны с жижей. Но, с другой стороны, это ненадолго — пару недель.

— Насколько финансирование влияет на чистоту в городе?

— Понятно, что все регламенты уборки улично-дорожной сети мы увязываем с бюджетом. От чего-то приходится отказываться. Но в целом, на мой взгляд, у нас все не так плохо. Конечно, если бы была возможность увеличить финансирование, можно было бы заложить в регламент большие показатели, в первую очередь по вывозу снега. Если во всем городе, или хотя бы в большей его части, довести эту цифру до 100% с дорог и с тротуаров, грязи в период оттепели будет в разы меньше. Ну и летом можно было бы увеличить количество влажной уборки на улицах низких категорий. Сейчас туда техника заходит раз в неделю, а если делать это, скажем, раза три — уже будет лучше.

— Третья категория — это совсем окраины?

— Не обязательно. Вот, скажем, ул. Анри Барбюса на ВИЗе или дублер ул. Шаманова в Академическом — это вот третья категория. Совсем не окраины.

— И на сколько надо увеличить финансирование, чтобы изменить регламент на более эффективный?

— Минимум в два раза.

Главный по уборке Екатеринбурга: «Пока автомобили молотят по асфальту шипами, мы будем жить в Грязьбурге»
Фото: Константин Мельницкий; 66.RU; 66.RU

Напомним, на уборку улиц Екатеринбурга в зимний период 2017—2018 г. заложено 658 млн руб.