Екатеринбург опять затопило. После непродолжительного дождя 11 июля улицы города, как и вчера, превратились в реки.
В пресс-службе городской администрации журналисту 66.RU не смогли оперативно рассказать о результатах этой работы, пообещав предоставить информацию позже. В то же время там отметили, что «ливневая канализация Екатеринбурга работает в штатном режиме».
— Во-первых, во всем мире, в любом городе ливневка рассчитана на усредненный объем дождя, и если осадки превышают эту норму, то допускается скопление воды на проезжей части. Это даже прописано в СНиПах — это штатный режим работы. Вода попросту не успевает уходить через решетки дождеприемных колодцев. Она должна уйти через 20 минут после окончания дождя, что у нас всегда и происходит: дождь прошел — через полчаса воды уже нет.
Также Александр Репин отметил, что в Екатеринбурге есть много улиц, которые не оборудованы дождевой канализацией: «Мы эксплуатируем существующие сети. Если их нет, то мы не можем обслуживать то, чего нет». Как подчеркнули в пресс-службе мэрии, оснащение ливневой канализацией всех улиц города — дорогостоящий проект.
— Необходимо понимать, что реализация будущего проекта — очень масштабная и дорогостоящая работа. К примеру, чтобы сделать ливневую канализацию на одной улице, необходимо полностью разобрать дорожное покрытие, при наличии существующих сетей их перенести, сделать ливневые коммуникации, а потом заново построить разрушенную дорогу… Пока сотрудники предприятия продолжают ежедневную регламентную работу по профилактике и прочистке существующей системы. В год они промывают порядка 80 км сетей, ремонтируют и заменяют дождеприемные решетки и колодцы.
В попытках разобраться, что же происходит с ливневкой и есть ли у города шанс не тонуть после каждого кратковременного дождика, мы поговорили с Сергеем Кислицыным, генеральным директором группы компаний, которая занимается заменой, промывкой и диагностикой трубопроводов.
— С чем, по-вашему, связаны регулярные наводнения, которые случаются в Екатеринбурге после дождей?
— Регулярные наводнения, часто случающиеся в нашем городе в последнее время, связаны с работой ливневой канализации. Их можно очень условно разбить на несколько типов: ливневка засорена или заасфальтирована; диаметр ливневого трубопровода мал для пропуска требуемого количества воды; трубопроводы и/или колодцы ливневой канализации неисправны и требуют ремонта; ливневки нет.
Я расположил эти причины в порядке от простой, быстро и не дорого решаемой, к более сложной. Но это совсем не значит, что, допустим, ремонт — это что-то сложное. Вовсе нет: это и не сложно, и не дорого, и быстро. Просто это сложнее, чем, например, промывка.
— На балансе МУП «Водоотведение и искусственные сооружения» находится около 14 тыс. колодцев, сеть ливневой канализации составляет около 400 км труб. С какой периодичностью нужно чистить канализацию, чтобы она работала эффективно?
— Есть нормативы, которые говорят, что надо чистить в зависимости от засоряемости, но не реже одного раза в год. Засоренность — это одна из возможных причин неисправности ливневой канализации, но эта причина наиболее просто и быстро решаемая. Конечно, такое количество сетей довольно проблематично промыть за летний период. Промывку можно и нужно проводить круглый год: это и распределит нагрузку, и сети будут готовы к весеннему паводку.
— Какие современные средства есть для чистки ливневой канализации?
— Самый эффективный способ прочистки сетей — гидродинамический. Выполняется он на специальном оборудовании: машина с водой под высоким давлением размывает все отложения в трубе и колодцах, большим количеством воды весь осадок вымывается из трубы и одновременно откачивается мощной вакуумной установкой. Откаченный осадок вывозится на утилизацию. Но на этом процесс не закончен. После промывки необходимо сделать телеинспекцию трубопровода. По трубе едет специальный робот, который смотрит, насколько чисто помыта труба, определяет места и типы дефектов трубопровода. Диагностика очень важна для подтверждения качества промывки и просто необходима для выявления аварийных участков и планирования ремонтов. В условиях ограниченных ресурсов это очень важная информация — можно выявлять и ремонтировать именно аварийные участки.
— Директор МУП «Водоотведение и искусственные сооружения» Александр Репин два года назад назвал две причины потопов: маленький диаметр труб и увеличение в городе площадей, залитых асфальтом и бетоном. Вот его цитата: «Когда проектировалась ливневая канализация Екатеринбурга, не рассчитывали на тот строительный бум, что мы переживаем в последние годы. Стало многократно больше асфальта, больше бетона, больше бехатона, меньше грунта, который забирает воду». Насколько вы разделяете это мнение?
— Я согласен с Александром Алексеевичем. Мы уже говорили, что одна из возможных причин подтопления — трубы малого диаметра. Эта причина легко устранима. Существуют методы замены подземных трубопроводов, позволяющие без рытья траншеи заменить подземный трубопровод, значительно увеличить его диаметр. Таким способом можно менять аварийные участки. Новая пластиковая труба более гладкая, а значит, в ней будут меньше и реже образовываться засоры. Но, что лично я считаю самым главным, сегодня можно прокладывать трубы со сроком службы более 100 лет. Достигается это совокупностью высококачественных материалов, которые, кстати, производятся в России, совершенных технологий и компетентных подрядчиков. Сегодня это не мечты, а реальность. Вы только представьте, что 100 лет на отремонтированном участке не будет подтоплений, аварий, раскопок. Это сделает наш город более чистым и комфортным для жителей и гостей.
— По-вашему, возможно ли отладить в Екатеринбурге нормальную работу существующей сети ливневой канализации или она нуждается в глобальной реконструкции?
— Система ливневой канализации, в первую очередь, нуждается в глобальной телеинспекции. По официальным данным, износ трубопровода в России составляет около 80%, а средние темпы замены труб в Екатеринбурге — менее 0,5% в год. Получается, что для полной замены труб городу потребуется более 180 лет, которых у нас нет. Если все оставить как есть, то техногенной катастрофы нам не избежать. Точная диагностика позволит вкладывать ограниченные ресурсы туда, где они наиболее необходимы.
На Фурнанова перед машинной, перед самым мостом вода стоит.
Вода стоит на пересечении луначарского-ткачей. Да так, что даже джип боится туда лезть - чтоб не утонуть опять же. Все эти участки в непосредственной близости от реки. Бери и рой канаву любой какой угодно ширины и глубины, главное уклон сделай грамотно.
Малышева-восточная кажется ино случай. До реки вроде далеко, но там и ливневка присутствует. Однако же ее явно недостаточно. Ну так может решить вопрос локально, хотя бы тут а не ждать 3д карт и телеисследований? О том, что на этих участках топит известно не с пятницы а уже несколько лет
Я переведу на русский. Администрация не заботилась о развитии сетей города, и не заботится до сих пор, пропорционально застройке. От слова совсем. И то, что такая практика присутствует в других городах - не делает ее менее ущербной и опасной. Или меняет знак оценки с минус на плюс.
Они пиняют на то, что дороги делали давно и ливневка там не расчитана. Хорошо, а что с дорогами которые делали недавно ситуация лучше? Машинная сдана в нынешнем виде дажеко не при Ельцине, Фурманова соеденили с восточной тоже не при царе горохе. Однако имено там у нас гигантские лужи. Восточная-Малышева проходила реконструкцию всего несколько лет назад. Можно бло предусмотреть отвод воды? Тем более, что топит давно? Можно. Сделано? по факту видим - нет.