Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«С завтрашнего дня в школу можешь не ходить»: кто, зачем и как переводит детей на домашнее обучение

«С завтрашнего дня в школу можешь не ходить»: кто, зачем и как переводит детей на домашнее обучение
Фото: Валерия Кичигина для 66.ru ,архив 66.ru
Пока одни родители спешно оформляют прописку, чтобы дети пошли в нужную школу, другие делают все возможное, чтобы их ребенок вообще не переступал порог этого учреждения. О плюсах и минусах домашнего образования — в материале 66.ru.

«Блин, опять завтра в школу. Может, ты переведешь меня на домашнее образование?» — этот вопрос я слышу с регулярностью два-три раза в месяц, обычно вечером в вокресенье. Моя дочь не любит школу. Она неплохо учится, то и дело участвует в различных олимпиадах и конкурсах, но это — потому что так надо. Несколько лет назад, в другой школе другого города, все было иначе: она с нетерпением ждала следующего утра, чтобы пойти учиться.

Думаю, моя история вполне типична: многие дети изначально горят желанием ходить в школу, некоторое время бегут на уроки с воодушевлением, но постепенно их глаза перестают светиться. Причин множество — от троллинга одноклассников до банального: неинтересно. Вернуть интерес к учебе удается далеко не всегда. Но сделать это можно. Многие родители, которые более ответственно относятся к образованию ребенка, чем я, выбирают в этом случае образование вне школы.

С 1918 по 1992 гг. все дети Советского Союза были обязаны ходить в школу. Исключение делали лишь для детей-инвалидов. Впервые возможность альтернативного образования — в семье или дистационно — прозвучала в ФЗ «Об образовании» в 1992 г. В 2012 г. в законодательство внесли поправки, которые сделали обучение вне школы еще более доступным.

По данным сайта «Статистика российского образования», сегодня дети примерно в 100 тыс. российских семей ежегодно обучаются вне школы. Это капля в море: всего в стране насчитывается около 13 млн учеников. С момента принятия действующего закона «Об образовании» опыт обучения вне школы получили в общей сложности более 1,5 млн россиян. С каждым годом интерес к такому виду обучения возрастает.

Мария Розенсон, психолог:

— Раньше выбора не было — все должны были посещать школу. Но все дети разные: кому-то такой вид обучения подходит, кому-то нет. Иногда даже ребята с особенностями в развитии или инвалидностью обучаются в обычных школах и чувствуют себя комфортно. И есть обычные дети, которым в школе плохо, им гораздо удобнее учиться дома, в своем темпе, не обязательно медленнее, часто даже с опережением своих сверстников.

Несовпадение образовательных интересов с остальными учениками многие называют одной из основных причин ухода на домашнее обучение — после слабого здоровья. В начальной школе это чувствуется особенно остро: какие-то дети приходят в первый класс, уже умея читать и писать, даже зная таблицу умножения, какие-то начинают осваивать эти знания в школе. Учитель же всегда равняется на наиболее слабых учеников: никому не нужно портить показатели успеваемости. В итоге ребенку просто неинтересно проходить материал, который он давно освоил.

Хоумскулинг — термин, пришедший из США, где обучение вне специальных заведений вошло в жизнь более 20 лет назад. Переводится просто — «домашнее обучение». В российской практике под домашним обучением в первую очередь понимают такую форму получения образования (чаще всего по болезни ребенка), когда учителя приходят к ученику на дом.

Российское законодательство предусматривает две формы обучения детей вне образовательных организаций: семейное и самообразование. Они довольно похожи, но различия все-таки есть.

Самообразование (очно-заочная форма)

При такой форме обучения ребенок закреплен за определенной школой, то есть его личное дело находится в образовательном учреждении, его фамилия вписана в журнал соответствующего класса, а школа получает финансирование на этого ученика. Родители и ученик согласовывают с преподавателями план посещения занятий (да-да, школа может потребовать посещать определенные уроки, например, лабораторные работы по физике или химии и т.п.), сдачи аттестационных работ и экзаменов.

Несмотря на то что поправки в закон, позволяющие получать образование вне школы, внесли уже пять лет назад, многие образовательные заведения до сих пор неохотно отпускают учеников на обучение по другим формам. Причин у этого множество — в первую очередь нежелание что-то менять в привычном ходе вещей. Многие директора до сих пор уверены, что уйти учиться домой ребенок может исключительно по причинам, связанным со здоровьем. Так что если вы решили выбрать очно-заочную форму обучения, выясните заранее, приветствуется ли это в вашей школе.

Семейное образование

Эта форма обучения по сути и есть настоящий «хоумскулинг». Всю ответственность за образовательный процесс своего ребенка берут на себя родители. Как проходит обучение, по каким учебникам готовится ребенок, в какое время он занимается и занимается ли вообще — все эти вопросы лежат на совести родителей и самого ребенка. Школа только принимает итоговые аттестации — для этого заключается специальный договор.

Он выходит на первое место в отношениях с образовательной организацией при семейном образовании: в нем можно прописать такие тонкости образовательного процесса, как список изучаемых тем, контрольные вопросы, пользование школьной библиотекой, получение бесплатных учебников, и — главное — график аттестаций. Как правило, «семейники» проходят аттестацию раз в год, хотя можно делать это и два раза в год, и по четвертям. В принципе, согласно законодательству, аттестировать ребенка можно вообще всего два раза за его ученическую жизнь — в выпускных классах (9 и 11). Но такую форму мало кто выбирает.

По закону, отказать ребенку в переходе на семейное обучение не может ни одна школа, на практике же не все так гладко.

Ольга Молчанова, организатор клуба семейного образования «Открытая школа»:

— Так сложилось, что в Екатеринбурге не все школы открыты к сотрудничеству с родителями в рамках семейного образования. Большинство детей из нашего клуба причислены к школам Санкт-Петербурга: именно там они сдают итоговые аттестации по предметам.

Дистанционное образование

Это форма обучения, совмещающая очно-заочное и семейное образование. Ученик числится в одной из школ, причем город его проживания может не совпадать с местом обучения. Образовательный процесс зависит от площадки, через которую учится ребенок: он может просто отсылать аттестационные тесты, а может учиться по программе, разработанной в школе, следуя определенному учебному плану. В последнем случае для обучения необходим компьютер, оборудованные веб-камерой, и выход в интернет: экзамен ученики сдают под присмотром преподавателей, даже если между ними несколько тысяч километров.

К слову, дистанционное образование очень востребовано у россиян, которые по каким-то обстоятельствам долгое время живут за пределами родной страны.

Фото: Константин Мельницкий, 66.ru; Валерия Кичигина и Елена Кормильцева для 66.ru; аккаунты в соцсетях Татьяны Мазохиной, Марии Розенсон, архив 66.ru

Роскомнадзор убил Telegram-бота 66.RU.
Подписывайтесь на резервный канал.