Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Почему мой сын не ходит в школу». F.A.Q. по домашнему обучению от мамы из Екатеринбурга

2 сентября 2015, 18:00
Колонка
«Почему мой сын не ходит в школу». F.A.Q. по домашнему обучению от мамы из Екатеринбурга
Фото: архив 66.ru
1 сентября школьники вернулись в классы. Но не все. Сын читательницы Портала 66.ru Юлии, например, остался дома. Это не вынужденное, а добровольное и осознанное решение его матери. Юлия никого ни к чему не призывает. Она лишь перечисляет список вопросов, которые ей обычно задают, и дает на них ответы. Почитайте — и решайте сами.

Мои дети не посещают школу, в связи с этим у окружающих возникает множество вопросов. Сегодня я хочу ответить на самые распространенные из них. Возможно, мои ответы помогут другим родителям принять решение о том, в каком формате они хотят обучать своих детей.

Режим дня

Режим дня и здоровье — именно эти вещи были для меня определяющими. Один из наших сыновей профессионально занимается баскетболом. Он учился в школе в центре города, чтобы оттуда было удобнее добираться до секции на Бажова. Мы живем на окраине, поэтому утром Косте приходилось ехать до центра в школу, после школы на тренировку и домой. Неплохо звучит? Но вот как фактически выглядело это расписание.

  • 7:00 — выходит из дома в школу;
  • 8:00–14:00 — уроки;
  • 16:00–17:30 — тренировка;
  • 18:30 — дома.

Любой взрослый понимает, что растущему организму нужно нормально питаться. Что едят дети без присмотра? Тратят ли они деньги, которые вы даете на питание, на еду? Не факт. Вечером после полуголодного и раздерганного дня ребенок приходит уставший и голодный. Ты его кормишь, он валится с ног, а ему еще уроки делать. Половину из них он понял, другую половину не понял, нужно садиться и разбираться. Как? Во сколько он ляжет спать? В каком настроении?

Я была бы рада, если бы он делал уроки после школы, перед секцией. Но ему хочется с друзьями погулять и т.д.

За три месяца этого мучения Костя превратился в озлобленного и замученного зомби. Так случилось, что у него начались проблемы со здоровьем, я решила забрать его домой на пару месяцев и определиться, справимся ли мы с самостоятельным обучением. Мы взяли задания по всем предметам и начали заниматься самостоятельно.

Когда сын вернулся в школу, его оценки улучшились, а я за время эксперимента поняла, что учиться дома не так уж и сложно.

Как строится домашнее обучение?

По-моему, главная задача среднего образования — научить ребенка учиться. Он должен понять, какую информацию и где он может найти для решения своей задачи, а после этого изучить ее и применить. Чем больше разноплановых задач и решений — тем шире опыт и больше пользы. Этот опыт дети и должны получать в школе. Получают ли они его? Как хорошо ваши дети ориентируются в своих учебниках? Знают ли они, где можно найти ответы на свои вопросы? Поисковые системы в интернете я категорически не рассматриваю и разрешаю прибегать к ним только в крайнем случае. У нас есть энциклопедии и справочники по всем предметам, а в соседнем дворе — отличная детская библиотека.

Я настроила домашнее обучение за месяц. Мы составили план, по которому будем учиться, изучили программу, почитали методические рекомендации. Перед учебным годом мы четко определяем приоритетные предметы и находим дополнительные учебники или темы по ним, вносим это в свой учебный план.

Теперь утром сын просыпается, ему не нужно никуда нестись, спокойно умывается, завтракает и садится за учебу.
На занятия у него уходит 3–5 часов в день. Все зависит от загруженности в спорте.

Стандартную программу реально пройти за полгода. Особенно легко нам даются гуманитарные предметы. Я с детства приучила детей читать историю, географию и т.п., как сказки. Сказки дети отлично запоминают, а вся история сказочно интересна. Там есть правители, которые могут быть добрыми и справедливыми или наоборот… Там есть взаимоотношения, преодоление препятствий, геройские поступки. Что еще нужно? География, экономика, обществознание — то же самое. Все можно преподнести интересно. Когда мы читали учебник по астрономии, я включала в план фильмы с Морганом Фрименом про устройство вселенной. Очень интересные уроки по начальной физике есть в мультсериале «Волшебный школьный автобус». Можно почитать на форумах педагогов, какие интересные материалы они используют в обучении.

Первый месяц я сидела вместе с сыном. Он читал, а я задавала вопросы. Провоцировала, чтобы он находил на них ответы. Потом он при мне решал задачи и отвечал на вопросы в заданиях. Где-то через неделю к сыну пришло озарение: он понял, что абсолютно все можно найти в книге. А если не понял в одной книге, то можно поискать в другой. Ответ всегда есть. Через месяц сын стал заниматься автономно. Я проверяю знания стихийно.

Как быстро можно пройти школьную программу?

Средний учебник — это 300 страниц. Может ли ребенок читать 10 страниц по одному предмету в день? Может! Ежедневно у сына 3–4 урока. За месяц реально освоить программу по 3–4 предметам. Но мы особенно не гонимся за сроками.

Какое образование получит ребенок?

Школа, с которой заключается договор, государственная. Соответственно, ребенок получит государственное среднее бесплатное образование. Полное или неполное — дело отдельно взятой семьи.

Как найти школу, которая согласится взять ребенка по договору на семейное обучение?

В марте 2014 г. я начала искать школу. Пообщалась с родителями, которые давно забрали своих детей на семейную форму обучения, стала искать варианты. Я не люблю лишних сложностей и искала школу, которая уже имеет достаточное количество учеников, обучающихся дома.

К большому сожалению, в Екатеринбурге я такой не нашла, хотя подозреваю, что она есть. Знаю родителей, которые договариваются с директорами и учатся в таком формате. Я не понимаю, почему многие общеобразовательные учреждения отказываются вести таких детей. Финансирование на ребенка они получают в полном объеме, а фактических затрат не несут. Раз в полгода проверить контрольные работы не так уж сложно. Возможно, у них там есть свои подводные камни с документооборотом, которых они стараются избегать. Не знаю, как у них, но знаю, как у нас.

Я прочитала множество отзывов, посмотрела школы в разных городах, у которых настроена система консультирования по интернету, изучила варианты аттестации и приняла решение подать заявление в школу №277 Санкт-Петербурга.

Не сомневаюсь, что найти такую школу можно и в нашем городе, но нужно ходить, разговаривать с директорами и договариваться.

Сколько это стоит?

Семейное обучение — это серьезная экономия. Мы не тратим деньги на форму, сменку, классные и школьные нужды, на охрану, школьное питание, проезд до школы и обратно. Любой родитель знает, какие это серьезные суммы. Мы покупаем учебники и тетради, канцтовары и материалы для практических работ — по желанию. 80% учебников мы скачали на iPad, сэкономили еще и на этом. Зато легко купили ребенку классный микроскоп, его очень зацепила биология. В этом учебном году хотим купить набор для лабораторных по химии.

Школе мы ничего и ни за что не платим. У нас действительно бесплатное обучение. Школе за нас платит государство.

Я работаю дома. Поэтому мне, безусловно, проще, чем другим родителям, но это касается только стартового этапа обучения. Хочу еще раз отметить тот факт, что ребенок научился заниматься автономно, и времени на его обучение я трачу даже меньше, чем когда мне приходилось делать с ним домашние задания.

Социализация

С этим у нас все в порядке. Ребенок кроме спортивной секции начал посещать «Детскую железную дорогу». Теперь на это у него хватает времени. Сын общается с друзьями, ходит в гости к ним, и они ходят в гости к нам. Летом он ездит на сборы, в течение года проходят разные соревнования, где тоже можно общаться и знакомиться с новыми людьми.

Как изменился ребенок?

За год нормального режима и нормального питания сын вырос на 23 сантиметра, стал крепче и уверенней в себе. Он перестал сутулиться. Здоровье улучшилось. Кругозор значительно расширился. Нам стало понятнее, к чему у него есть талант и интерес. Он стал больше времени уделять саморазвитию. Теперь нет перегибов по изучению предметов.

В школе некоторые учителя пускали все на самотек, другие заставляли знать свою тему назубок. Сейчас сын учится планомерно, дополнительно занимается тем, что особенно нравится. Например, мы в 6-м классе начали учить физику, геометрию и программирование, хотя по программе их не было. У нас появилось время на посещение выставок и театров. Шестой класс закончили на четыре и пять. В школе у сына по некоторым предметам были тройки.

Как дисциплинировать и мотивировать ребенка?

Дисциплина — это привычка делать все вовремя. В этом вопросе нам помогает планирование. Сын сам в выходные пишет план на неделю. Костя больше не хочет учиться в обычной школе, и это самый лучший мотиватор для него. Ведь если он забросит учебу или перестанет справляться, то придется вернуться к стандартному формату. Кроме того, обычная школа поставит под вопрос его спорт, а это для него самое страшное наказание.

Нужны ли репетиторы?

Мы не пользуемся репетиторами регулярно. У нас есть несколько репетиторов, к которым Костя обращается, если чувствует, что сам разобраться с темой не может. Но это очень редкий вариант.

Минусы

  1. Очень большая ответственность. Дети ничего не решают, вся нагрузка первоначально ляжет на плечи родителей. Готовы ли вы к этому? Адекватно ли оцениваете своего ребенка? Есть ли у вас на него время? Чтобы более спокойно перейти на домашнее обучение, нужно научить ребенка исполнительности и планомерности. Я изначально не балую детей играми на приставках или компьютере. Чтобы час поиграть, летом приходится 3–4 часа почитать и т.п.
  2. Отсутствие работы в коллективе. Коллектив создает эффект соревнования. Кто быстрее? Кто лучше? Чтобы это компенсировать, придется с ребенком играть и придумывать ему разные задания на время или на креативность.
  3. Ребенок может начать стесняться рассказывать что-либо при чужих людях. В школе дети отвечают у доски перед классом. Вспомните гамму чувств, которую испытываешь в этот момент. С собой приходится бороться, приходится преодолевать замкнутость и страх. Чтобы компенсировать этот минус, я настаиваю на том, чтобы ребенок как можно активнее участвовал в общественной жизни своей секции или кружка.
  4. Отсутствие обязательной проектной работы. Проектная работа позволяет развить множество полезных навыков. Чтобы не упустить этот момент, придется делать совместные проекты с ребенком. На это потребуется время.

P.S. Я особенно радуюсь, что ребенку никуда не надо ранним утром, когда на улице дикий холод или дождь, а еще весной, когда очень тепло и хочется погулять.

66.RU