Мои дети не посещают школу, в связи с этим у окружающих возникает множество вопросов. Сегодня я хочу ответить на самые распространенные из них. Возможно, мои ответы помогут другим родителям принять решение о том, в каком формате они хотят обучать своих детей.
Режим дня
Режим дня и здоровье — именно эти вещи были для меня определяющими. Один из наших сыновей профессионально занимается баскетболом. Он учился в школе в центре города, чтобы оттуда было удобнее добираться до секции на Бажова. Мы живем на окраине, поэтому утром Косте приходилось ехать до центра в школу, после школы на тренировку и домой. Неплохо звучит? Но вот как фактически выглядело это расписание.
- 7:00 — выходит из дома в школу;
- 8:00–14:00 — уроки;
- 16:00–17:30 — тренировка;
- 18:30 — дома.
Любой взрослый понимает, что растущему организму нужно нормально питаться. Что едят дети без присмотра? Тратят ли они деньги, которые вы даете на питание, на еду? Не факт. Вечером после полуголодного и раздерганного дня ребенок приходит уставший и голодный. Ты его кормишь, он валится с ног, а ему еще уроки делать. Половину из них он понял, другую половину не понял, нужно садиться и разбираться. Как? Во сколько он ляжет спать? В каком настроении?
Я была бы рада, если бы он делал уроки после школы, перед секцией. Но ему хочется с друзьями погулять и т.д.
За три месяца этого мучения Костя превратился в озлобленного и замученного зомби. Так случилось, что у него начались проблемы со здоровьем, я решила забрать его домой на пару месяцев и определиться, справимся ли мы с самостоятельным обучением. Мы взяли задания по всем предметам и начали заниматься самостоятельно.
Когда сын вернулся в школу, его оценки улучшились, а я за время эксперимента поняла, что учиться дома не так уж и сложно.
Как строится домашнее обучение?
По-моему, главная задача среднего образования — научить ребенка учиться. Он должен понять, какую информацию и где он может найти для решения своей задачи, а после этого изучить ее и применить. Чем больше разноплановых задач и решений — тем шире опыт и больше пользы. Этот опыт дети и должны получать в школе. Получают ли они его? Как хорошо ваши дети ориентируются в своих учебниках? Знают ли они, где можно найти ответы на свои вопросы? Поисковые системы в интернете я категорически не рассматриваю и разрешаю прибегать к ним только в крайнем случае. У нас есть энциклопедии и справочники по всем предметам, а в соседнем дворе — отличная детская библиотека.
Я настроила домашнее обучение за месяц. Мы составили план, по которому будем учиться, изучили программу, почитали методические рекомендации. Перед учебным годом мы четко определяем приоритетные предметы и находим дополнительные учебники или темы по ним, вносим это в свой учебный план.
Теперь утром сын просыпается, ему не нужно никуда нестись, спокойно умывается, завтракает и садится за учебу.
На занятия у него уходит 3–5 часов в день. Все зависит от загруженности в спорте.
Стандартную программу реально пройти за полгода. Особенно легко нам даются гуманитарные предметы. Я с детства приучила детей читать историю, географию и т.п., как сказки. Сказки дети отлично запоминают, а вся история сказочно интересна. Там есть правители, которые могут быть добрыми и справедливыми или наоборот… Там есть взаимоотношения, преодоление препятствий, геройские поступки. Что еще нужно? География, экономика, обществознание — то же самое. Все можно преподнести интересно. Когда мы читали учебник по астрономии, я включала в план фильмы с Морганом Фрименом про устройство вселенной. Очень интересные уроки по начальной физике есть в мультсериале «Волшебный школьный автобус». Можно почитать на форумах педагогов, какие интересные материалы они используют в обучении.
Первый месяц я сидела вместе с сыном. Он читал, а я задавала вопросы. Провоцировала, чтобы он находил на них ответы. Потом он при мне решал задачи и отвечал на вопросы в заданиях. Где-то через неделю к сыну пришло озарение: он понял, что абсолютно все можно найти в книге. А если не понял в одной книге, то можно поискать в другой. Ответ всегда есть. Через месяц сын стал заниматься автономно. Я проверяю знания стихийно.
Как быстро можно пройти школьную программу?
Средний учебник — это 300 страниц. Может ли ребенок читать 10 страниц по одному предмету в день? Может! Ежедневно у сына 3–4 урока. За месяц реально освоить программу по 3–4 предметам. Но мы особенно не гонимся за сроками.
Какое образование получит ребенок?
Школа, с которой заключается договор, государственная. Соответственно, ребенок получит государственное среднее бесплатное образование. Полное или неполное — дело отдельно взятой семьи.
Как найти школу, которая согласится взять ребенка по договору на семейное обучение?
В марте 2014 г. я начала искать школу. Пообщалась с родителями, которые давно забрали своих детей на семейную форму обучения, стала искать варианты. Я не люблю лишних сложностей и искала школу, которая уже имеет достаточное количество учеников, обучающихся дома.
К большому сожалению, в Екатеринбурге я такой не нашла, хотя подозреваю, что она есть. Знаю родителей, которые договариваются с директорами и учатся в таком формате. Я не понимаю, почему многие общеобразовательные учреждения отказываются вести таких детей. Финансирование на ребенка они получают в полном объеме, а фактических затрат не несут. Раз в полгода проверить контрольные работы не так уж сложно. Возможно, у них там есть свои подводные камни с документооборотом, которых они стараются избегать. Не знаю, как у них, но знаю, как у нас.
Я прочитала множество отзывов, посмотрела школы в разных городах, у которых настроена система консультирования по интернету, изучила варианты аттестации и приняла решение подать заявление в школу №277 Санкт-Петербурга.
Не сомневаюсь, что найти такую школу можно и в нашем городе, но нужно ходить, разговаривать с директорами и договариваться.
Сколько это стоит?
Семейное обучение — это серьезная экономия. Мы не тратим деньги на форму, сменку, классные и школьные нужды, на охрану, школьное питание, проезд до школы и обратно. Любой родитель знает, какие это серьезные суммы. Мы покупаем учебники и тетради, канцтовары и материалы для практических работ — по желанию. 80% учебников мы скачали на iPad, сэкономили еще и на этом. Зато легко купили ребенку классный микроскоп, его очень зацепила биология. В этом учебном году хотим купить набор для лабораторных по химии.
Школе мы ничего и ни за что не платим. У нас действительно бесплатное обучение. Школе за нас платит государство.
Я работаю дома. Поэтому мне, безусловно, проще, чем другим родителям, но это касается только стартового этапа обучения. Хочу еще раз отметить тот факт, что ребенок научился заниматься автономно, и времени на его обучение я трачу даже меньше, чем когда мне приходилось делать с ним домашние задания.
Социализация
С этим у нас все в порядке. Ребенок кроме спортивной секции начал посещать «Детскую железную дорогу». Теперь на это у него хватает времени. Сын общается с друзьями, ходит в гости к ним, и они ходят в гости к нам. Летом он ездит на сборы, в течение года проходят разные соревнования, где тоже можно общаться и знакомиться с новыми людьми.
Как изменился ребенок?
За год нормального режима и нормального питания сын вырос на 23 сантиметра, стал крепче и уверенней в себе. Он перестал сутулиться. Здоровье улучшилось. Кругозор значительно расширился. Нам стало понятнее, к чему у него есть талант и интерес. Он стал больше времени уделять саморазвитию. Теперь нет перегибов по изучению предметов.
В школе некоторые учителя пускали все на самотек, другие заставляли знать свою тему назубок. Сейчас сын учится планомерно, дополнительно занимается тем, что особенно нравится. Например, мы в 6-м классе начали учить физику, геометрию и программирование, хотя по программе их не было. У нас появилось время на посещение выставок и театров. Шестой класс закончили на четыре и пять. В школе у сына по некоторым предметам были тройки.
Как дисциплинировать и мотивировать ребенка?
Дисциплина — это привычка делать все вовремя. В этом вопросе нам помогает планирование. Сын сам в выходные пишет план на неделю. Костя больше не хочет учиться в обычной школе, и это самый лучший мотиватор для него. Ведь если он забросит учебу или перестанет справляться, то придется вернуться к стандартному формату. Кроме того, обычная школа поставит под вопрос его спорт, а это для него самое страшное наказание.
Нужны ли репетиторы?
Мы не пользуемся репетиторами регулярно. У нас есть несколько репетиторов, к которым Костя обращается, если чувствует, что сам разобраться с темой не может. Но это очень редкий вариант.
Минусы
- Очень большая ответственность. Дети ничего не решают, вся нагрузка первоначально ляжет на плечи родителей. Готовы ли вы к этому? Адекватно ли оцениваете своего ребенка? Есть ли у вас на него время? Чтобы более спокойно перейти на домашнее обучение, нужно научить ребенка исполнительности и планомерности. Я изначально не балую детей играми на приставках или компьютере. Чтобы час поиграть, летом приходится 3–4 часа почитать и т.п.
- Отсутствие работы в коллективе. Коллектив создает эффект соревнования. Кто быстрее? Кто лучше? Чтобы это компенсировать, придется с ребенком играть и придумывать ему разные задания на время или на креативность.
- Ребенок может начать стесняться рассказывать что-либо при чужих людях. В школе дети отвечают у доски перед классом. Вспомните гамму чувств, которую испытываешь в этот момент. С собой приходится бороться, приходится преодолевать замкнутость и страх. Чтобы компенсировать этот минус, я настаиваю на том, чтобы ребенок как можно активнее участвовал в общественной жизни своей секции или кружка.
- Отсутствие обязательной проектной работы. Проектная работа позволяет развить множество полезных навыков. Чтобы не упустить этот момент, придется делать совместные проекты с ребенком. На это потребуется время.
P.S. Я особенно радуюсь, что ребенку никуда не надо ранним утром, когда на улице дикий холод или дождь, а еще весной, когда очень тепло и хочется погулять.
66.RU
- Высшее образование на кухне
- Лечимся дома
- Женимся дома
- Рожаем дома
- И как прожить всю жизнь под маминым руководством...)))
Неужели лучше родители, которые вечерами после работы делают уроки и каждый день в школе получают выговоры за то, "что вертелся и не слушал" то, что слушать не интересно. Потому, что учитель не умеет преподавать интересно.
О музыке велели выбирать ИЛИ-ИЛИ.
Первые дерганья за косички девак, прогулки с ними после школы?
Вырастет овощ-мамкина-радость.
Бред от онажематери.
Вместо сиги и пива лучше нотную грамоту и страпон.
Главное чтобы не в подворотне.
"Не балую сына, если хочет час играть - 3 часа надо читать" - это мотивация, соглашусь, но лично мне это кажется нечто похожим на диктатуру, в разумном смысле сие слова.
Мне кажется, что ребенок не научится принимать решения сам. Говорю, судя по себе. Проучился в школе 10 классов, после 10 понял, что смысла для себя не вижу. Ушел в колледж и ни о чем не жалею, да и отличия от школы - весомые, жизнь уже взрослее тут.
Но наблюдая за тем, что происходит в образовании сейчас, задумываюсь над тем, что в учёбе на дому появляется все больше смысла.
Искать информацию в интернете надо уметь, но общение с книгой для ребенка в приоритете, в мониторы пялиться они и так умеют отлично, ума не нужно. Компьютер за них все ошибки исправляет, тоже не гуд. А так сам поискал, почитал, написал, и вот кругозор, словарный запас и навыки грамотного письма расширились. Почитайте как сейчас дети пишут, даже не сочинения, на это они практически не способны, тупых комментариев школоты вполне достаточно, чтобы понять уровень массового образования.
Учиться дома не означает "сидеть под юбкой". Хотел бы я посмотреть хоть на одного приличного спортсмена маменькиного сынка. Двор, дополнительное обучение и спорт очень развивают, а на них у многих детей времени нет.
Круто не сдавать денег на всякую фигню...ээх прямо мечта...
А по делу - экономия, о которой говорит эта дама вопрос спорный. Минус зарплата (или часть зарплаты) одного из родителей...А это наверняка сопоставимо со стоимостью обучения в элитной школе.
хотя в домашнем обучении есть свои плюсы, шк. программу действительно можно быстрее проходить, не мусоля. даже видео-уроки есть - всё то же самое, что в классе сидишь, те же темы, только никто не мешает.
да и минус всякие школьные маразмы/требования. в школе по-прежнему формальным требованиям уделяют основное внимание, нежели действительно важным вещам, лишь бы отчитаться для галочки. впрочем, как и в любом гос.учреждении.
Это не очень хорошо. Спросите у любого педиатра.
Ну вот не могу я преподавать своему ребенку физику что мне щас делать?