В фильме Кирилла Серебренникова «Ученик» молодая и энергичная учительница биологии просит одиннадцатиклассников взять морковь и надеть на нее презерватив: только так, говорит она, подростки смогут научиться пользоваться средством контрацепции. На самом деле фильм был снят по пьесе немецкого драматурга Мариуса фон Майенбурга, и ничего подобного в российской школе сегодня даже представить нельзя. Журналист Портала 66.ru поговорил с учителями, врачами, психологами, старшеклассниками и выяснил, что на самом деле знают подростки о безопасном сексе и насколько высок риск того, что в скором времени они пополнят печальную статистику заболеваемости ВИЧ в Екатеринбурге.
После заявления Горздрава о том, что у каждого 50-го жителя Екатеринбурга ВИЧ, во многих школах и детских домах прошли профилактические тренинги и вебинары. Приглашенные специалисты объясняли подросткам, что такое вирус иммунодефицита человека, как уберечь себя от заражения и что делать, если ты уже болен. Понятно, что одними только рассказами о ВИЧ встречи не ограничивались: само собой возникало слово «секс» (все же один из основных видов передачи вируса – половой).
Оказалось, что в головах подростков до сих пор живут мифы не только о ВИЧ, но и о сексуальной жизни. Вопросов накопилось много, но на деле выходит, что кроме «Яндекса» и «Гугла» задать их практически некому. Родители часто стесняются говорить с детьми о безопасном сексе, а такого предмета, как половое воспитание, в российских школах давно не существует. Не исключено, что из-за дефицита достоверной информации у подростков о средствах контрацепции и сексуальной жизни, людей, зараженных ВИЧ, со временем станет еще больше.
Портал 66.ru поговорил со школьниками, их учителями, психологами и врачами, чтобы выяснить, может ли эпидемия ВИЧ-инфекции вернуть половое просвещение в школы и детские дома Екатеринбурга и Свердловской области.
«О сексе я узнала из порнофильма»
— Я впервые узнала, что такое секс, посмотрев с подругой порно, — рассказывает выпускница одной из общеобразовательных школ Екатеринбурга Наталья (имя девочки изменено, — прим. 66.ru). — Мы не знали, как устроены половые органы, почему девушки издают звуки, что такое девственность и т.д. Я говорила о сексе только с подругой, постепенно узнавала что-то из интернета. О том, что нужно предохраняться, узнала позже, лет в 14–15. Тоже из интернета.
По словам Наташи, за все время учебы ни классный руководитель, ни учителя с ней и с ее одноклассниками так ни разу и не заговорили о безопасном сексе, хотя такая потребность в ее школе явно была.
В одной параллели с Наташей учились сразу две девушки, забеременевшие в 17. Обе не стали делать аборт и, сдав выпускные экзамены, родили детей.
Во время интервью девушка смогла вспомнить только два случая, когда учитель биологии собрала всех девочек, чтобы поговорить на интимную тему: рассказать, что такое менструальный цикл, и раздать школьницам средства гигиены.
Когда нам было по 12–13 лет, учитель по биологии собрала девочек, рассказала что-то о том, как проходит менструация, и подарила всем по упаковке прокладок. То же самое повторилось в 9-м классе. Мы спокойно слушали, кивали. Но если честно, я не считаю, что эта беседа была для меня полезной.
Наталья, школьница из Екатеринбурга
Наташа вспоминает, что тот разговор вызвал у нее, скорее, смущение. «Я думала о том, что лучше бы мама со мной об этом поговорила», — рассказывает школьница. По словам девочки, о контрацепции с ней и ее одноклассниками в школе никто не разговаривал.
Другие школьники подтверждают слова Наташи, но есть и такие, кто вспоминает, что с ними пытались говорить «о чем-то таком» на биологии или ОБЖ. Получалось не слишком удачно. Нередко и без того робкие попытки учителя разбивались о шутки подростков, которым казалось, что они знают, откуда берутся дети и как пользоваться презервативом, куда больше, чем их учитель.
Сейчас дети намного раньше начинают испытывать потребность в информации о том, что такое безопасный секс. Дело в том, что во всем мире возраст половой зрелости заметно снижается. Тенденция особенно заметна в странах со средним и высоким уровнем дохода.
В большинстве стран Европы половое созревание у женщин завершается между 12 и 13 годами. В некоторых развитых странах довольно часто можно встретить девочек, достигших половой зрелости уже в 8 или 9 лет. Мальчики, как правило, достигают половой зрелости позже, в период между 14 и 17 годами. При этом, по словам специалистов, в России до сих пор довольно много подростков, которые даже к 18 годам могут не знать о сексе практически ничего.
Что подростки знают о сексе
Мы провели анонимный опрос среди молодых людей в возрасте от 16 до 18 лет и поговорили со специалистами, которые работают с подростками. Оказалось, что основным источником информации о сексе (в том числе о контрацепции) для детей становится не школа, а интернет и их более опытные одноклассники. При этом понятно, что в большинстве случаев эта информация недостоверна.
Так, например, далеко не все молодые люди знают, что презервативы можно использовать только один раз, что девушка может забеременеть после первого же полового контакта, что анальный секс не защищает от беременности. Иногда школьники делятся друг с другом экстремальными способами контрацепции, описывать которые здесь мы не станем, потому что не хотим, чтобы это прочитали другие подростки. Скажем только, что они точно не защищают от нежелательной беременности и даже могут причинить вред здоровью.
В 2011 г. Росстат вместе с Министерством здравоохранения России провели опрос среди женщин в возрасте от 15 до 24 лет, результаты которого опубликовали в докладе «Молодежь и навыки семейной жизни». Из доклада следует, что далеко не все девочки и молодые женщины считают контрацепцию обязательной. Так, 41% опрошенных признались, что не предохранялись при первом половом контакте. 51% из них объяснили, что «секс был спонтанным»; 21% сказали, что не думали в этот момент о контрацепции; 37% при этом сказали, что вообще-то знают о том, что нужно предохраняться.
Вот только несколько вопросов, с которыми подростки обращаются к психологам: — Нормально ли, если я займусь сексом в 12 лет? — Бросит ли меня парень, если я откажусь это делать? (Как вариант: «Бросит ли меня парень, если я соглашусь?») — Если я стану парикмахером, то я стану голубым? — Что испытывает женщина, когда рожает? — Мастурбация — это хорошо или плохо? — Где взять презервативы?
Как рассказала Порталу 66.ru тренер-психолог некоммерческой организации «Семья детям» Александра Мелях, чаще всего подростки не понимают, зачем люди занимаются сексом.
Проводились исследования среди подростков, которые рано начинают половую жизнь. Оказалось, что большинство мальчиков начинают заниматься сексом потому, что «так надо» и потому что «все же им занимаются, а я до сих пор девственник». При этом они могут не получать удовольствия.
Александра Мелях, тренер-психолог АНО «Семья детям»
Многие девочки-подростки испытывают во время секса неприятные, болевые ощущения. «Для них секс — это способ получить человека, с которым можно просто лежать рядом, обнявшись, спать в одной кровати», — рассказывает Александра Мелях.
По словам психолога, во многом это связано с тем, что молодые люди нуждаются во внимании, тактильном контакте и таким образом пытаются эти потребности компенсировать. В случае с мальчиками также большую роль играет давление со стороны общества.
«Секс — это стыдно»
Авторы глобального исследования «Народонаселение мира в 2013 году», опубликованного в ООН, пришли к выводу, что на самом деле мало кто из молодых людей, достигая половой зрелости, обладает достаточными знаниями о сексуальной жизни. Это приводит к тому, что они становятся уязвимыми для принуждения, домогательств, нежелательной беременности и заболеваний, передаваемых половым путем, включая ВИЧ.
Многие подростки, вступая во взрослую жизнь, сталкиваются с противоречивой и недостоверной информацией.
Взрослые, включая родителей и учителей, стесняются или не одобряют открытого обсуждения вопросов о половой жизни или о многом умалчивают в то время, когда эта информация особенно необходима.
Александра Мелях:
— От родителей дети узнают, что секс — это стыдно, что разговоры о сексе табуированы. Это происходит потому, что, когда возникает тема секса, родители, как правило, напрягаются. Они даже могут ничего не говорить, но всем своим поведением показывают, что секс — это что-то такое… запретное. Когда дети становятся подростками, это, естественно, вызывает у них большой интерес. Понятно, что они начинают искать информацию во всех доступных источниках — друг у друга и в интернете, а не спрашивать своих родителей.
Впрочем, половая грамотность взрослых тоже оставляет желать лучшего. В 2011 г. в России было проведено 735 тыс. абортов по желанию женщины (то есть без медицинских показаний). В 2015 г. эта цифра уменьшилась в несколько раз, но количество абортов все равно шокирует: беременность прервали 450 тыс. женщин. Нетрудно предположить, что к нежелательной беременности привело отсутствие контрацепции или ее неправильное использование. О том, какие немедицинские способы избавления от нежелательной беременности активно обсуждаются на женских форумах Екатеринбурга и области, мы писали здесь.
В 80–90-е гг. в российских школах преподавали такие курсы, как «Психофизиология пола», «Сексуальное воспитание», «Этика и психология семейной жизни». По словам учителей, их отменили из-за многочисленных жалоб родителей. Одни считали, что половое воспитание только подталкивает подростков к активным сексуальным контактам. Другие говорили, что подобные занятия должны проводить не учителя по биологии или ОБЖ, а врачи. Третьи (как правило, верующие) придерживались концепции воздержания: до брака заниматься сексом нельзя. Так или иначе все курсы свернули.
Когда-то, на рубеже 90-х и 2000-х, в школах была программа по половому воспитанию в XXI веке Владимира Лозового. Но вдруг поднялась общественность и закричала: «Вы растлеваете нашу молодежь!» Сформировалось родительское сопротивление, и под серьезным давлением из школ все эти программы выбросили и забыли.
Игорь Мороков, уполномоченный по правам ребенка в Свердловской области
Детский омбудсмен признается, что не уверен, что убрать все курсы из школьной программы было правильным решением, и приводит статистику, согласно которой 80% российских школьниц начинают жить половой жизнью уже в 16 лет. Сейчас, говорит Игорь Мороков, с половым просвещением в школах все «очень плохо».По словам омбудсмена, министр образования РФ Ольга Васильева согласна с тем, что половое воспитание подростков должно вестись не только дома, но и в школе, и даже намерена в скором времени сделать первые шаги в этом направлении.
Проведенные на эту тему исследования показывают, что половое воспитание в школах не приводит к более раннему началу или более активной половой жизни (UNESCO, 2009).
В результате изучения 36 программ полового воспитания в Соединенных Штатах был сделан вывод, что в тех случаях, когда подростки получают информацию о воздержании и противозачаточных средствах, они не вступают в первый половой контакт раньше и не начинают вести более активную сексуальную жизнь.
Судя по статистике, опубликованной в докладе Росстата «Молодежь и навыки семейной жизни», самыми ярыми противниками полового воспитания в школах оказались многодетные женщины, малообеспеченные и безработные люди, не имеющие никакого образования, неработающие, люди в возрасте 35–44 лет и проживавшие в малых городах и селах. При этом религиозные взгляды в качестве причины своего неприятия секспросвета указали только 1,1% респондентов.
Сегодня для того, чтобы поговорить с подростками о сексе, психологам и учителям сначала нужно получить разрешение их родителей.
Есть дети, которые уже в 12 лет начинают заниматься сексом, но до 18 лет мы не имеем права открыто с ними говорить о том, что такое секс и как его безопасно практиковать. Иногда из-за этого возникают сложные ситуации. Поэтому часто работа, которая ведется на эту тему с несовершеннолетними, делается специалистами на свой страх и риск.
Александра Мелях
Согласно исследованиям, в целом подростки в разных странах позитивно воспринимают половое воспитание в школах. Большинство опрошенных девочек и мальчиков говорят, что эти занятия не подталкивают их заниматься сексом. При этом само по себе наличие подобных программ в школах не гарантирует хорошего эффекта. Важно и то, как, каким тоном учитель (классный руководитель) будет разговаривать с подростками.
Бывают случаи, когда преподаватели сами стесняются обсуждать такие вопросы с детьми, относятся с осуждением к ранней половой жизни или обладают спорной, непроверенной информацией.
Одна из главных целей подобных программ, по мнению психолога, — научить подростков говорить нет, то есть не вступать в сексуальные отношения против воли и желания и ответственно относиться к себе.
Александра Мелях:
— Подростки должны понимать, что не нужно начинать заниматься сексом, если ты не понимаешь, во-первых, зачем тебе это нужно; во-вторых, не знаешь, как делать это безопасно. Нужно знать, что в любой момент каждый может сказать нет, даже если юноша и девушка раньше вроде бы и выражали желание. Они имеют полное право передумать. Секс — это одна из форм взаимодействия людей, которые любят друг друга. Это про любовь, про удовольствие и отчасти про детей. И хорошо бы приходить к этой истории, будучи к ней готовым, с желанием, с удовольствием, с радостью, а не по необходимости или под давлением стереотипов.
«Говорить о безопасном сексе с учениками нам запретили»
Впрочем, нельзя сказать, что подростки не знают о безопасном сексе совсем ничего. В школьном курсе по биологии есть темы, посвященные репродуктивному здоровью, профилактике половых инфекций и ВИЧ.
Учитель биологии одной из екатеринбургских школ, согласившийся ответить на вопросы Портала 66.ru на условиях анонимности, рассказал, что говорить о половом воспитании в открытую, а тем более посвящать этой теме отдельные уроки, учителям давно запретили.
Учитель биологии одной из школ Екатеринбурга:
— Если мы говорим о контрацепции, то только в рамках школьной программы, во время обсуждения тем «Размножение», «Виды». Это не воспитание, это просто информация. Чаще всего мы говорим, что «вы можете посмотреть об этом на таких-то сайтах» (профилактика.екатеринбург.рф, сайт областного центра СПИД). Допустим, если идет урок по теме «Кровь», то мы говорим про ВИЧ. Говорим, как вирус передается. Если мы изучаем тему «Размножение», то начинаем с того, что говорим об оплодотворении, но слова «секс» не звучит.
Также на уроках могут показать видеозаписи, одобренные Министерством образования РФ. В них уже могут упоминаться средства контрацепции, появляется слово «презерватив».
Конечно, эффект от этого небольшой. Кроме того, вы же понимаете, что все это носит частный характер. Кто-то об этом рассказывает, кто-то нет. Это все индивидуально, зависит от педагога. Нам разрешено пользоваться только тем, что одобрено министерством. А если в программе этого нет, то пользоваться материалами нельзя.
Учитель биологии одной из школ Екатеринбурга
При желании администрация школы, конечно, может пригласить узкого специалиста, чтобы он провел занятия для детей, но на деле такое случается крайне редко. Хотя программы по профилактике рискованного сексуального поведения подростков и психологи, которые их разрабатывают, есть.
Александра Мелях:
— У нас была ситуация, когда в школе были бы рады послушать лекцию о профилактике ВИЧ, но она не состоялась. Я считаю, что нет смысла рассказывать детям в сотый раз, как выглядит вирус иммунодефицита человека. Хорошо бы поговорить с подростками о том, что им действительно важно. Для этого нам нужно получить согласие всех родителей, а в школе прямо говорят, что для них это слишком большие риски.
Во второй серии спецпроекта Портала 66.ru «Секспросвет» учитель биологии из СУНЦ УрФУ расскажет, как просто и понятно объяснять детям разных возрастов, чем опасно рискованное сексуальное поведение; можно ли убедить подростков отправиться в больницу и самостоятельно сдать тесты на ВИЧ; как на работу школьных психологов влияют «Закон о защите детей от информации, причиняющей вред» и «Закон о пропаганде нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних», а также как вопросы полового воспитания решают в детских домах.
Мы не знали, как устроены половые органы, почему девушки издают звуки, что такое девственность и т.д. Я говорила о сексе только с подругой, постепенно узнавала что-то из интернета. О том, что нужно предохраняться, узнала позже, лет в 14–15. Тоже из интернета.
Сказки сочиняют, что Андерсен отдыхает... В 15лет узнала откуда дети берутся? Они уже в 12 знают все в подробностях, а к 14 годам еще и девственниц нужно поискать.
Статья важная и полезная, но всё меркнет перед тем фактом,что анальный секс не защищает от беременности. Расскажите про механизм зачатия через анальный секс???
КОРОТКО: никак не возвращает. Секс - это грех. Секс - это стыд. Секс - это срам.
На форумах пишут, что заражаются только те, кого решил заразить Господь.
Я так понимаю Вы даже не интересовались исследованиями ВИЧ после 1988 года...
Для Вас и компьютер - бесовская коробка, в которой бесы сидят, а процессор придумали корпорации, чтобы денег больше получать.
По Вашей теории ВИРУСОВ вообще не существует, так как симптомов заражения вирусами нет. ГРИППа нет! Температура из-за стресса и плохой экологии, боль в мышцах - печень надо лечить, а потом осложнения от бактерий - дак это иммунитет надо лечить.
1. Симптомы заражения "ВИРУСОМ иммунодефицита человека" аналогичны симптомам заражения другими вирусами "повышение температуры тела; сыпь;
увеличение лимфоузлов;", но картина может быть смазанной.
2.ФОТО набрать в яндекс.картинки фразу "фото вируса вич под микроскопом" страх не позволяет? С тем же успехом можно не верить в электро-магнитные волны - покажите мне фото электро-магнитных волн идущих от мобильного телефона - их нет! это БЕСОВЩИНА и с нас дерут деньги сотовые компании - это заговор!
1.При Гриппе тоже не умирают от гриппа, при кори тоже не умирают от кори! Люди вообще редко от вирусов умирают - умирают от осложнений(рак, туберкулез и пр. являются осложнениями от ВИЧ). Как воспаление легких - осложнение от гриппа!
2.Я знаю больных ВИЧ - наркомания к сожалению не имеет ничего общего с путями их заражения, и нет, это не половой путь.
3. "Один год приема лекарств и человек будет мертв" Люди не умирают после одного года правильно подобранной не "дешевой" антиретровирусной терапии
На каком основании Вы верите в вирус Герпеса? Вы видели вирионы Герпеса под микроскопом собственными глазами? Ведь "у нас плохая экология мы дышим выхлопами, пьем грязную воду, у нас питание несбалансированное, многие едят что попало." поэтому у некоторых людей аллергия на губах возникает в виде пузырьков. У моей подруги есть герпес на губах и она мажет его ужасными вредными мазями, а у меня нет, несмотря на поцелуи. Я просто не верю в герпес и живу.
Мы выросли без секспросветов. Все само собой узнается,по мере необходимости. А высокий процент заболеваемости вич не из-за того,что школьники не знают ничего про секс(все они прекрасно знают),а из-за беспорядочности так называемых "связей",из-за отсутствия нравственного фундамента, воспитания мужчин в юношах,готовых нести ответственность за свои поступки,целомудрия в девушках.
Еще могло случиться так,что высокий процент заболеваемости вич "придумали" для того,чтобы внедрить ювенальные технологии,например секспросвет. Непонятно почему вообще о нем заговорили,почему не говорят про наркотрафик,и кто и как с ним борется,почему сразу про сексвоспитание???
А когда-то выросли и без школ - всё сами изучали - как косить, как копать.
Именно для этого и нужны знания, чтобы девушка при контакте понимала опасность, и реально сказала, что "секс только после справки" - в этом нет ничего ужасного. Или смело отказалась от секса без презерватива.
В 13 лет нет ничего ужасного??? Вы уважаемый откуда к нам приехали? Чтобы ребенку,которому ЭТО не нужно в 13 лет,ЭТО навязывали??? Учили на практике как пользоваться тем или иным средством??? Вы считаете это нормальным? В 13 лет у ребенка,повторюсь,у РЕБЕНКА, заботы и мысли ну совсем не об этом. А кто говорит что "в этом возрасте они уже обо всем знают" Дак это благодаря вот таким секспросветам, развращению, навязыванию чуждых нам принципов воспитания.
Речь идет о детях. Зачем применять методики воспитания,которые себя показали на примере,например, Европы? В советское время,несмотря на политику,что "секса нет" итд, но люди то выросли нормальные! И эта система показала себя!
Сказки сочиняют, что Андерсен отдыхает... В 15лет узнала откуда дети берутся? Они уже в 12 знают все в подробностях, а к 14 годам еще и девственниц нужно поискать.
На форумах пишут, что заражаются только те, кого решил заразить Господь.
Для Вас и компьютер - бесовская коробка, в которой бесы сидят, а процессор придумали корпорации, чтобы денег больше получать.
увеличение лимфоузлов;", но картина может быть смазанной.
2.ФОТО набрать в яндекс.картинки фразу "фото вируса вич под микроскопом" страх не позволяет? С тем же успехом можно не верить в электро-магнитные волны - покажите мне фото электро-магнитных волн идущих от мобильного телефона - их нет! это БЕСОВЩИНА и с нас дерут деньги сотовые компании - это заговор!
2.Я знаю больных ВИЧ - наркомания к сожалению не имеет ничего общего с путями их заражения, и нет, это не половой путь.
3. "Один год приема лекарств и человек будет мертв" Люди не умирают после одного года правильно подобранной не "дешевой" антиретровирусной терапии
Еще могло случиться так,что высокий процент заболеваемости вич "придумали" для того,чтобы внедрить ювенальные технологии,например секспросвет. Непонятно почему вообще о нем заговорили,почему не говорят про наркотрафик,и кто и как с ним борется,почему сразу про сексвоспитание???
Именно для этого и нужны знания, чтобы девушка при контакте понимала опасность, и реально сказала, что "секс только после справки" - в этом нет ничего ужасного. Или смело отказалась от секса без презерватива.