Как социальные потрясения ХХ в. сказались на демографии, каковы шансы на выживание у ребенка, родившегося на 22-й неделе беременности, способен ли плод чувствовать, что его хотят лишить жизни? Ответы на эти вопросы — в репортаже Портала 66.ru.
Утром главный редактор вручил мне пресс-релиз — приглашение на круглый стол «Ученые за жизнь». «Сходи, послушай. Интересные темы, хорошие спикеры — профессора, доктора наук — химических, исторических, медицинских». Настораживало только одно: круглый стол проходил в рамках «Михайло-Архангельских дней», организованных под эгидой Русской православной церкви. Эти «Дни» — международная акция, которая проходит уже четвертый год, — приурочены к годовщинам указов о разрешении в России абортов по желанию женщины. Впервые искусственное прерывание беременности было легализовано 18 ноября 1920 г. В 1936 г. указ был отменен, но в 1955 г., 23 ноября, снова вступил в силу. Место проведения — соответствующее: Духовно-просветительский центр «Царский», рядом с Храмом на Крови.
В 17:55 захожу в помещение — народу практически нет: встречает молодая женщина в платье и платке, да пара девушек регистрируются у стола организаторов — они без платков и в брюках. В гардеробе, надевая бахилы, слышу разговор двух работников Центра. «Там потеплело? Велели пригнать людей из церкви на мероприятие, одеваться или так добегу?» — спрашивает пожилой охранник гардеробщика. Похоже, пресс-релиз не особо сработал. Да и из СМИ — только я да оператор православного канала «Союз».
Перед входом в зал предлагают зарегистрироваться: фамилия, имя, отчество, место учебы или работы, номер телефона. Персональные данные от руки заносят на листочек, взамен дают набор брошюр и анкету. «И вот тут можете расписаться — это мы собираем подписи за запрет абортов», — с улыбкой говорит девушка. «Спасибо, но нет», — отвечаю я и иду в зал. Он небольшой — мест на 40–50, но не заполнен даже до половины.
Зато спикеров полный набор — начиная с уполномоченного по правам ребенка в Свердловской области Игоря Морокова и заканчивая протоиереем Сергием Вогулкиным, который имеет звание доктора медицинских наук, несколько лет возглавлял кафедру психологии и педагогики УрГМА, а сейчас занимает должность проректора по науке Уральского гуманитарного института.
Фото: для 66.RU
Круглый стол «Ученые в защиту жизни» проходил в небольшом зале: священнослужители справедливо полагают, что телевидение и прочие СМИ донесут нужное слово до тех, кто хочет его услышать.
Игорь Мороков, уполномоченный по правам ребенка в Свердловской области:
— Тема сегодняшнего мероприятия тяжелая. Мы уже пытались поднять ее: в 2014 г. мы организовали конференцию, посвященную защите прав ребенка до его рождения. Тогда возникли споры, дискуссии. Иногда думаешь: может, и не надо поднимать эту тему, доводить до каких-то острых ситуаций… Но все-таки понимаешь: надо. Сегодняшнее мероприятие отвечает запросам общества.
С этих слов мероприятие началось.
Первый выступающий — представитель организатора, то есть церкви. «Не будем расстраиваться, что аудитория не полная. При современных СМИ это не проблема — не так важно, сколько человек было на мероприятии, важно, как об этом расскажут», — так начал свою речь священнослужитель.
Евгений Попиченко, протоиерей:
— Наше слово обращено ко всем людям, но в первую очередь — к молодежи. В жизни есть вещи, которые непоправимы. Совершив такие действия, человек уже никогда не достигнет той высоты, о которой для него был замысел Бога. Даже если человек усыновит 40 детей, одного нерожденного не воскресишь. Мне как священнику приходится часто с этим втречаться: когда прошло 20, 30, 40 лет со дня этой ошибки, но след на душе человека не зарастает, рана болит.
Отец Евгений отметил, что в церковь с таким покаянием приходят чаще всего женщины. «Аборт почему-то считается женским грехом, мужчина как бы ни при чем. Но на самом деле это не так. Мужчина семя свое влагает и зачинает жизнь. И он в первую очередь ответственен за последствия, его решение ключевое», — говоря это, священник поочередно смотрел в глаза трех ребят лет 18, которые пришли на лекцию.
Впрочем, втроем они оставались недолго: сразу после окончания речи священнослужителя в зал впорхнула стая студентов. По внешнему виду — первокурсники. Девочек было больше, но пацанов тоже хватало. Пустых стульев в зале почти не осталось.
«Ребята, молодцы, что пришли, слушайте внимательно, готовьте свои вопросы — за самые интересные будем давать сладкие призы», — объявила ведущая.
Как только все расселись, слово взял ученый: доктор исторических наук Сергей Рыбаков рассказал интересные факты о том, как выстраивалась демография Руси. «Со времен Крещения библейское «Плодитесь и размножайтесь» было для русских людей не отвлеченной формулой, а жизненной программой», — с этой мысли ученый начал свой доклад и привел любопытные цифры. В конце ХIV в., когда Россия как государство появилась на геополитической карте мира, ее население составляло около 2 млн человек. К концу ХVIII в. насчитывалось уже 27 миллионов, а в 1913 г. население превышало 165 миллионов человек. «Это как иллюстрация работы библейской программы, направленной на то, чтобы ценить жизнь, беречь, повышать то, что называется людским ресурсом, людским потенциалом страны», — пояснил историк.
Затем ученый описал демографическую ситуацию в стране после легализации абортов. Цифры шокировали. «В 1924 г. на 100 родов в Москве приходилось 27 абортов, а в 1927-м — уже 86. Увеличение в три раза было характерно для всех крупных городов, а в 30-е годы тенденция дошла и до сельской местности», — рассказывал Сергей Рыбаков.
Пик пришелся на 1964-й: в этом году по стране количество искусственных прерываний превысило 5,5 миллионов. Это как население средней европейской страны, к примеру, Норвегии или Дании. В 90-х гг. число абортов на 1000 женщин детородного возраста в России составляло 83. Для сравнения, во Франции этот показатель был равен 12, в Австрии — 7, в Германии — 5. В те годы из всех зарегистрированных в России беременностей почти 70% заканчивались абортами.
Сергей Рыбаков, доктор исторических наук, профессор УрФУ:
— К 1993 г. Россия вошла в категорию государств с наиболее низкой рождаемостью. Возникла угроза демографического вырождения. Многодетные семьи, матери-одиночки попали в разряд изгоев общества. Младенческая смертность в 90-е гг. превысила 18 смертей на 1000 новорожденных. Ни в одной из развитых стран ничего подобного не было. Это произошло главным образом потому, что государство в те годы ушло из сферы заботы о детстве и материнстве. Стали массово разрушаться семьи. И на этом фоне аборты троекратно превысили рождаемость.
Демографическая ситуация начала выправляться в 2000-е гг. Сейчас она выглядит заметно оптимистичнее. Практика абортов постепенно снижается. По официальным данным, в 2013 г. в РФ было сделано примерно 1 млн абортов, в 2014-м — 930 тыс., в 2015-м — 848 тыс.
Фото: для 66.RU
Порой под упаковкой неких общечеловеческих стандартов скрыты явно подрывные проекты, настоящая стратегическая диверсия. Мы должны отстаивать свою духовную независимость. Нужно жить своим умом. Сбережение народа должно стать ведущей общественной идеей, центральным принципом государственной политической стратегии.
Сергей Рыбаков
Если выступление историка поражало в первую очередь цифрами, то доклад Александра Куликова, вице-президента Ассоциации акушерских анестезиологов-реаниматологов, вызывал бурю эмоций. Тема выступления этого ученого, доктора медицинских наук была сформулирована так: «Как сберечь жизнь ребенка в утробе: опыт работы в перинатальном центре Детской областной больницы №1».
Александр Куликов, доктор медицинских наук:
— Думаю, никто из здесь присутствующих не видел, как выглядит плод, извлекаемый из утробы даже на раннем сроке. Поверьте мне, это уже сформированный человек. Мы в перинатальном центре сражаемся за жизнь недоношенных детей, рожденных порой на 22-й неделе. Мы выхаживаем младенцев с весом от 500 граммов. Да, у таких малышей невысокие шансы на жизнь — менее 50%. Но они есть!
Свой доклад ученый сопровождал презентацией. На одном из слайдов были фотографии — как выглядит плод в первые недели беременности.
Фото: для 66.RU
Конечный снимок на слайде — плод в утробе матери на 11-й неделе с момента зачатия. Аборт можно делать до двенадцати недель.
Этот доклад произвел впечатление на всех. «500 граммов, как это возможно?» — шушукались девочки впереди меня. «Совсем не сопля, как говорят, и руки, и ноги есть», — перешептывались парни, сидящие за мной.
Слова протоиерея Сергия Вогулкина, который совмещает духовный сан со званием доктора медицинских наук и долгое время работал хирургом, добавили пищи для размышлений.
Сергий Вогулкин, протоиерей:
— Я рассматриваю жизнь со всех сторон: и как врач, и как психолог, и как священник. С точки зрения врача, что происходит, когда сливаются женская и мужская клетки? Мгновенно начинает расти организм человека. В первую очередь нервная система. С огромной скоростью! Это же надо — за время беременности сформировать почти 10 миллиардов нервных клеток! И как только образуются самые первые нейрончики, так сразу в них появляется память. И этот маленький… даже слова не подобрать… комочек, который можно увидеть только в сильнейший микроскоп, — он уже помнит.
Светлана Котырева, перинатальный психолог, специалист Европейской конфедерации психоаналитической психотерапии, рассказала о том, что психика человека во многом зависит от того, как он чувствовал себя в утробе матери и в процессе рождения. «Вы когда-нибудь слышали о перинатальных матрицах Грофа? — задала психолог вопрос аудитории. — Станислав Гроф, американский исследователь, доказывает, что психика человека формируется еще до его выхода на свет. Перинатальная область психики относится к бессознательному и состоит из четырех отдельных частей, соответствующих последовательным физиологическим этапам беременности и родов. Эти области бессознательного были названы термином «базовые перинатальные матрицы».
Студенты слушали уже не так внимательно, перешептывания стали громче, ребята полезли в смартфоны. Отец Евгений подвел итог.
Фото: для 66.RU
Есть ситуации, когда надо себя вести как герои-панфиловцы — ни шагу назад. Что бы ни происходило, нельзя делать этот шаг, потому что это предательство, проигрыш, несчастье. Это касается и убийства нерожденной жизни. А то, что жизнь зарождается в момент зачатия, доказали сегодня наши эксперты.
Протоиерей Евгений Попиченко
«Задавайте свои вопросы», — сказала ведущая после выступления всех участников. В аудитории сначала повисла тишина.
— Скажите, а вот плод… Сейчас нам приводили научные данные, что даже на самых ранних этапах развития он уже чувствует что-то… А вот этот плод… ребенок... как он реагирует на аборт? Есть такие данные? Он понимает, что сейчас умрет? — спросил парень с заднего ряда.
Честно говоря, я боялась услышать ответ. И он был именно таким, как я ожидала.
— Несомненно. В интернете есть такой небольшой документальный фильм «Безмолвный крик». Найдите и посмотрите его. Это запись механического аборта. Там видно, как ребенок начинает кричать, когда к нему приближается ланцет, — прокомментировал Александр Куликов.
— Только девушкам не надо смотреть, это слишком тяжело, — посоветовал другой эксперт. — А вот мужчинам — обязательно.
Больше вопросов не последовало. Студентам раздали конфеты, и они засобирались домой.
— Как вам мероприятие? — спросила я у компании девушек.
— Интересно, познавательно. Об этом обычно не задумываешься, а тут дали материал, над которым можно поразмышлять, — сказала одна из них, Таня.
— А вы вообще откуда о мероприятии узнали?
— Мы сами из Уральского гуманитарного института, у нас преподаватели организовали эту лекцию. Они нас и пригласили.
— Мы сейчас по психологии как раз проходим эту тему — беременность, зачатие. Поэтому нам полезно, — пояснила другая девушка, Марина.
— Я, конечно, догадывалась обо всем этом, что говорили здесь, что жизнь начинается сразу, как только возникает первая клетка. Сейчас мне подтвердили, что это не просто догадки, а научные факты. Надеюсь, в моей жизни ситуации такого выбора не возникнет никогда. Но если и случится, думаю, я знаю, каким будет мое решение, — этими словами студентки Анны вполне можно закончить репортаж: слово — и ученых, и священников — похоже, упало в нужную почву.
Фото: для 66.RU
Мы выступаем против абортов. Но не за их запрет. Запрет на законодательном уровне — это государственное дело. Что такое закон? Это низшая точка общепринятой морали. Опустишься ниже — и все, тюрьма. Нам — церкви, обществу — важнее, чтобы сама мысль о детоубийстве не возникала в головах.
я не буду опровергать ту ересь что несли на этой "конференции" фактов говорящих об обратном полно, меня больше волнует другой вопрос.
Какая разница всем этим попам и "научным" сотрудникам будут ли у меня дети и в каком количестве, или же нет?
Одни трудятся за гранты от государства, другие за распространение своей секты и навязывание их идей обществу. Вы поймите, что большинство религий являются воинственными и стремятся к тому, чтобы уничтожить тех кто их не приемлет, но так как со времен средневековья их сильно урезали в возможностях, им остается лишь промывать мозги, поглощая в свои ряды все больше людей. И все это работает в интересах власти, которой просто нужны рабы.
Так потому и пуста ваша утроба, утратив нравственность, вы утратили способность производить что-то полезное обществу. А без этого, какая может быть эффективная экономика?! Если в нашей стране само слово "рабочий" стало синонимом "неудачника", какого производства вы ждете в такой стране?
А что случилось с экономикой Японии, где рекордно низкая рождаемость?
Открываем Википедию и в первых строках читаем:
Экономика Японии — одна из самых развитых экономик мира. По размеру ВВП и объёму промышленного производства Япония занимает 3-е место среди стран мира, после США (2-е место) и КНР (1-е место).
Давно пора уголовно наказывать за аборты! Только через жесткое наказание в пустое место на голове придет понимание и ответственность! Не хочешь детей - предохраняйся!
Ну во-первых опять РПЦ . без нее никуда. Уже цензурных слов нет. А во во-вторых, это все от экономической ситуации, и смешно приводить в примеры гермашку и т.д.
Предохраняться хороший совет, но бывает всякое. Хорошо запретили аборты и как дальше быть? Если денег нет? Ребенка по помойкам отпускать собираться? Одевать его надо? Надо. А цены на одежду видели? А все соцгарантии и субсидии уходят многодетным таджикам и алкашам. Или людям которые работают с серой зп и "типа"
Пока стадо не начнет скидывать церковную лапшу с ушей так все и будет.. Эти церковные лезут везде.. для них женщина - вещь, а овечки ведутся на басни о духовности... Ни один из попов не обладает грамотностью в биологии и в науках в целом... такое наглое вранье для вербовки молодняка!!! .. Средневековье возвратится такими тэмпами.
Вон как плющит отдельных комментаторов! Опять "проклятые мракобесы" аборты хотят запретить! Не позволим, это наше священное право - убивать в утробе собственных детей!
"Спасение" недоношенных и аборты - разные состояния. В первом случае - грех тщеславия, во втором убийство. Почему церковь не коментирует "спасение" недоношенных ? Сначала ставят опыты, потом сунут инвалида семье и мучайся с ним всю жизнь! Тему затыкают капитально. Почему ребёнок проживший менее 7 дней не считается человеком ? Реабилитация детей - инвалидов, лекарства, только на словах бесплатно. Коляски, обувь и др. ждёшь как подачку. Большинство семей не выдерживают и разлетаются в дребезги. Вероятность, что следующий ребёнок попадёт под аборт почти 100% (все силы и средства уходят на инвалида) .
Какая разница всем этим попам и "научным" сотрудникам будут ли у меня дети и в каком количестве, или же нет?
только развивать надо скорее не нравственность а экономику.
Открываем Википедию и в первых строках читаем:
простите, а как быть жертвам сексуальных насилий и домогательств?