Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Ситуация остается тяжелой». Главный по транспорту в Екатеринбурге — об убыточных маршрутах, долгах и разбитых автобусах

13 августа 2015, 18:00
«Ситуация остается тяжелой». Главный по транспорту в Екатеринбурге — об убыточных маршрутах, долгах и разбитых автобусах
Фото: Влад Булатов для 66.ru
Спасти положение муниципального общественного транспорта, по мнению и.о. председателя комитета по транспорту администрации Екатеринбурга Сергея Яскевича, может только оптимизация маршрутов. Это не добавит комфорта пассажирам, но сделает перевозки менее убыточными.

Экономическая ситуация транспортных предприятий города остается тяжелой. Об этом в администрации города говорят открытым текстом. Когда удается решить одну проблему, тут же возникает другая. Усиливает эффект еще и близость чемпионата мира по футболу. К мундиалю город должен не только обновить трамваи, троллейбусы, автобусы и вагоны метро, но и решить вопросы с транспортной развязкой, а также организацией движения.

О старых и новых бедах мы поговорили с и.о. председателя департамента по транспорту администрации Екатеринбурга Сергеем Яскевичем. Представители администрации сами вышли на нас после публикации «Изнанки бизнеса», где владелец частного автобуса пожаловался на нелегкую судьбу. Начал получасовую беседу г-н Яскевич с занимательной статистики по «Е-карте»:

— Ежемесячно транспортные предприятия Екатеринбурга перевозят 22 млн человек. Из них порядка 55% пассажиров едут по «Е-карте». Налицо тенденция, что по карте проезжает больше, чем за наличный расчет. Это оправданно, потому что по «Е-карте» ездить не только удобнее (не надо искать мелочь, искать сдачу), но и выгоднее. «Е-карта» предусматривает 33 тарифных плана, из которых любой гражданин может выбрать для себя наиболее удобный. Из тех, которые наиболее популярны: 70 поездок на 60 дней и электронный кошелек, привязанный к банковским картам.

По данным мэрии, большинство пассажиров общественного транспорта предпочитает «Е-карту».

— В прошлом году из-за проблем с выплатой компенсаций за перевозку льготников частные перевозчики грозились прекратить принимать «Е-карты» в маршрутках. Сейчас шумиха вроде приутихла, но проблема-то осталась?
— Да, было время, когда у нас было очень большое количество жалоб от населения на то, что в автобусах не принимают «Е-карту» или не хотят принимать «Е-карту» за провоз второго пассажира. Сейчас количество таких обращений резко снизилось. Можно сказать, что ситуация улучшилась.

— Но долги за льготников перед перевозчиками остались?
— У нас сразу было обозначено, что администрация города платит компенсации только за одну категорию льготников — льготников по старости. И ровно ту сумму, которая заложена в бюджете Екатеринбурга. Не более того. В последнее время практика такая, что Пермский арбитражный суд встает на сторону администрации города и отменяет решения предыдущих судов, через которые транспортные предприятия пытаются получить дополнительные компенсации за льготников.

— И все-таки, можете озвучить конкретные суммы долга?
— Деньги, которые заложены в бюджете города на компенсацию за перевозки льготников, перечисляет комитет по социальной политике. Они же проводят расчеты. Обращайтесь к ним. Мы просто организуем работу перевозчиков по маршрутам, чтобы они обеспечивали транспортную работу в Екатеринбурге.

Вопрос о суммах задолженности перед перевозчиками так и остался открытым.

— Ладно, поскольку вопрос о суммах компенсаций и долгах остается открытым, расскажите, как именно вы организуете работу перевозчиков на маршрутах?
— Практически все маршруты, которые были организованы за последние четыре года, прошли через конкурс. Мы озвучивали различные требования к перевозчику, которые необходимо выполнить, чтобы получить маршрут. Во время конкурса предприятия зарабатывали баллы. Те компании, которые предложили лучшие условия (более вместительные автобусы, низкопольность, информирование пассажиров об остановках и др.), получили большее количество баллов, с ними и были заключены договоры на работу на данном маршруте.

— То есть перевозчик должен был представить на конкурс свой автопарк?
— Подвижной состав не обязательно должен находиться в собственности перевозчика. Закон позволяет использовать арендованные машины. Участник конкурса предъявлял нам документы на машины, с которыми собирался работать. Естественно, в процессе могли быть какие-то изменения. Например, замена автобусов или покупка нового.

— Вот здесь мы возвращаемся к проблеме отношений владельцев маршрутов и владельцев «Богданов». Как вы считаете, как этот конфликт можно решить?
— Все просто. У перевозчика должен быть договор с привлеченной организацией. В этом документе должна быть предусмотрена оплата за аренду. Я понимаю, что у человека, который отдал свою машину в аренду, есть желание получить дополнительные деньги. Но это хозяйственный спор, который должен решаться между хозяйственными субъектами.

— С частниками всё более-менее понятно. А как обстоят дела у муниципального транспорта? Год назад замглавы администрации Александр Высокинский лично просил депутатов найти новые источники финансирования загибающихся транспортников. Проблема, насколько я понимаю, так и не решилась, МОАП по-прежнему тратит больше, чем зарабатывает.
— Экономическая ситуация транспортных предприятий остается тяжелой. Поэтому мы сейчас активно занимаемся переработкой маршрутной сети города Екатеринбурга. Я думаю, только оптимизация маршрутной сети может улучшить ситуацию.

Муниципальный общественный транспорт спасет только оптимизация маршрутной сети, уверены в администрации города.

— И каким образом вы ее будете оптимизировать?
— Не секрет, что многие маршруты дублируют друг друга, особенно в центральной части города. Наша задача — распределить их таким образом, чтобы дублирования было как можно меньше, но оставить для пассажиров удобную схему движения по городу. При этом часть маршрутов может быть отменена, часть укорочена, а часть направлена по другим улицам. Такая схема несомненно приведет к необходимости выполнять пересадки, чего наши жители не любят, но без этого оптимизацию сети не провести.

— Возможно, здесь играет существенную роль сумма оплаты проезда. Никто не хочет лишний раз платить за пересадку. Были же идеи ввести повременную оплату проезда, например.
— Мы эту работу продолжаем. Смотрим варианты, чтобы сделать повременный тариф. Один из них предусматривает единоразовое приобретение билета и проезд по нему в течение некоторого времени (например 90 минут) в любом общественном транспорте, работающем по регулируемому тарифу, без ограничения числа поездок и дополнительной оплаты. Другой предусматривает покупку билета, а при пересадке на другой общественный транспорт или маршрут — приобретение второго билета по сниженной цене. Рассматриваются и другие варианты. Для пассажиров первый вариант, конечно же, предпочтительней, но имеет свои недостатки.

— Нет идей отпустить в свободное плавание тарифы в частных маршрутках — то есть позволить коммерческим перевозчикам самим устанавливать тарифы на маршруте?
— Сейчас вступил в действие Федеральный закон 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», который подразумевает, что могут быть две сети: маршруты по регулируемому тарифу (то, что сейчас у нас в городе) и маршруты по нерегулируемому тарифу, когда перевозчики сами смогут устанавливать цену проезда. В ближайшее время переводить маршруты на нерегулируемый тариф мы не планируем. В течение следующей недели перевозчики должны подать заявки на регистрацию своих маршрутов в соответствии с законом, где они сами напишут предложения по тарифу, по которому они хотели бы работать. Потом будем обрабатывать эти предложения и принимать решение.

— Какие изменения в системе работы транспорта ждут Екатеринбург в связи с проведением чемпионата мира по футболу? Будете ли вы перераспределять муниципальные и коммерческие маршруты?
— К чемпионату мы купили в лизинг 58 низкопольных МАЗов. Часть из них уже в Екатеринбурге, часть — в пути. Сейчас мы начинаем прорабатывать маршруты, по которым они будут ходить. Сразу скажу, что это будут маршруты, проходящие по центральной части города. Таким образом автобусы будут работать наиболее эффективно и перевозить наибольшее количество пассажиров. Все эти автобусы пойдут на муниципальные маршруты.

— Их запустят по маршрутам, соединяющим фан-зону в ЦПКиО с Центральным стадионом?
— Нет, это маршрут-шаттл. На них мы планируем поставить автобусы, которые будем закупать в дальнейшем. К чемпионату мира мы должны приобрести 172 автобуса. Их количество было рассчитано при разработке операционного транспортного мастер-плана для обеспечения ЧМ-2018. Если мы эти автобусы в полной мере успеем закупить, то, естественно, часть из них будет обеспечивать жителей города Екатеринбурга по маршрутам, проходящим в непосредственной близости от Центрального стадиона и фан-зоны, часть автобусов будет направлена на организацию маршрутов-шаттлов. Это как раз маршруты от аэропорта Кольцово до Центрального стадиона, от аэропорта до фан-зоны, между фан-зоной и Центральным стадионом. Но эти маршруты-шаттлы будут работать всего четыре дня, во время проведения матчей чемпионата мира.

— Потом эти автобусы выйдут на городские маршруты?
— Эти автобусы и до чемпионата будут выходить на городские маршруты, и после останутся там.

— Увидим ли мы во время чемпионата разбитые «Богданы» и «Икарусы», за рулем которых сидят водители-мигранты, зачастую нарушающие правила дорожного движения?
— Мы надеемся, что обновляться будет не только муниципальный транспорт, но и коммерческий. И к чемпионату частные перевозчики закупят новые автобусы. Кроме того, при проведении новых конкурсов на распределение маршрутов мы будем давать больше баллов тем, кто предложит новые автобусы. Уже сейчас коммерсанты занимаются обновлением подвижного состава. Например, на 018-м маршруте ходят низкопольные, современные МАЗы.

— Да, но сейчас таких автобусов меньшинство. Пожалуй, кроме 018-го маршрута их и нет. Кстати, протестировав один такой автобус, пресс-секретарь администрации города Денис Сухоруков остался недоволен качеством перевозки пассажиров. И это современный МАЗ, что уж говорить о стареньких маршрутках…
— Да, согласен, таких современных автобусов еще мало. Но вспомните, что было раньше, когда в городе ходили «Газели». После них мы пересели на «Форды», «Богданы», «Хундаи» и новые ПАЗы. В других городах все еще ездят на «Газелях», а у нас их не осталось.

— И все-таки на некоторые маршрутки и автобусы без слёз не взглянешь. Как администрация следит за тем, на чем приходится ездить горожанам?
— У нас создана муниципальная транспортная инспекция, которая ежедневно работает на различных маршрутах и остановках, фиксируя нарушения. Руководители транспортных предприятий привлекаются к административной ответственности. В каждом договоре, который мы выставляли на конкурс, прописаны нарушения, за которые администрация Екатеринбурга имеет возможность выписывать штрафы перевозчику.

— О каких суммах идет речь?
— За грязный подвижной состав мы выписываем по 10 тысяч рублей штрафа, за стоянку на остановке более 60 секунд после посадки пассажиров — штраф 3 тыс. рублей... На прошлой неделе мы выписали штрафы на 33 тыс. рублей.

В администрации призывают горожан жаловаться на грязные маршрутки. Для этого всего-то нужно написать в общественную приемную.

— А пассажиры общественного транспорта, которые сами видят нарушения, могут куда-то жаловаться?
— Любой гражданин может написать в электронную приемную администрации города и оставить свое обращение, указав номер маршрута и нарушение. Следует заметить, что нарушение правил дорожного движения в компетенцию администрации не входит. Это компетенция ГИБДД. То же самое касается лицензирования. Это компетенция управления автодорожного надзора.

— И напоследок — вопрос о муниципальных автобусах. Многие жители отдаленных районов жалуются на то, что выехать в центр можно только на маршрутке. Собираетесь ли вы увеличить количество муниципальных маршрутов?
— Муниципальные маршруты в отдаленные районы города уже запущены. Например, в Академический ходят 50, 54, 18-й маршруты. Как только возникла необходимость, мы их добавили.

— Ну, а Широкая Речка? Там вообще ходит только один автобус…
— Да, мимо Широкой Речки проходит только один муниципальный маршрут — №85, он никогда полностью не заполняется, и люди добираются в нем комфортно. Кроме того, Широкая Речка обслуживается двумя коммерческими маршрутами — № 48 и 64.

— То есть нет идей запустить больше муниципального транспорта?
— Понимаете, у нас отдаленные маршруты перевозят меньшее количество пассажиров. Взять тот же поселок Шабровский, автобусы оттуда практически всегда идут полупустыми. Но мы вынуждены обслуживать этот маршрут, потому что людей нужно привозить и увозить. Поэтому там, где нет необходимости, мы не будем добавлять дополнительные маршруты и автобусы.