Раздел Общество
8 октября 2014, 18:40

Автобусы вместо детсадов. Мэрия судорожно ищет деньги на общественный транспорт

Автобусы вместо детсадов. Мэрия судорожно ищет деньги на общественный транспорт
Фото: Дмитрий Горчаков, 66.ru
Времени на то, чтобы продолжать затянувшиеся споры о дотациях с областными властями, у города уже не осталось. По просьбе чиновников депутаты должны быстро решить, у кого забрать миллионы на содержание автобусов, троллейбусов, трамваев и метро.

С просьбой найти новые источники финансирования загибающихся транспортников к депутатам сегодня пришел замглавы администрации Екатеринбурга Александр Высокинский. По его словам, денег уже нет. Вообще. Муниципальные автобусы, к примеру, ездят в буквальном смысле на честном слове двух вице-мэров: самого г-на Высокинского и Евгения Липовича. Частные перевозчики тоже страдают без денег и уже судятся с мэрией. «В общем, существует реальная опасность банкротства транспортных организаций. А нам их потерять нельзя», — заключил Александр Высокинский.

Объясняя причины бедственного положения отрасли, он рассказал депутатам историю, которую мы с вами слышали уже много раз. Если коротко, по мнению горадминистрации, без денег перевозчиков оставила областная власть. В 2009 году мэрия и правительство региона подписали джентльменское соглашение, согласно которому они на двоих взялись оплачивать проезд «льготных категорий граждан». По состоянию на сейчас речь идет о 1,2 млрд рублей в год. 400 млн из них выделяет бюджет Екатеринбурга, остальное должна компенсировать областная казна. Но не компенсирует.

Еще летом Евгений Липович публично признал: спор об этих деньгах с областью город проиграл. Подвижек — никаких. А времени больше не осталось: слишком велики накопившиеся долги. Потому чиновники и попросили екатеринбургских депутатов найти и утвердить источники финансирования, из которых будут компенсировать недостачу.

Александр Высокинский предложил три варианта.

Первый вариант. Еще раз попросить денег у губернатора

Чиновники администрации Екатеринбурга, похоже, уже не верят в то, что с их коллегами из областного правительства еще можно договориться. Но депутаты надежду не утратили. Сегодня они договорились составить обращение к губернатору Евгению Куйвашеву и попроситься к нему на прием — чтобы лично обрисовать масштабы транспортной катастрофы.

Присутствовавший в зале областной депутат Нафик Фамиев подкинул еще одну идею: поискать новых союзников среди региональных парламентариев.

Нафик Фамиев, депутат Законодательного Собрания Свердловской области:

— В Законодательном Собрании сидят в основном жители Екатеринбурга. Да, они представляют другие территории, но живут-то здесь. И они, как горожане, могут вас понять и помочь.

Г-ну Фамиеву возразила городской депутат Лариса Фечина.

Лариса Фечина, депутат Екатеринбургской городской думы:

— Я не думаю, что областная власть не понимает проблемы. В региональном бюджете просто нет денег. Это же очевидно!

Найти деньги можно, было бы желание, настаивал депутат Фамиев.

Нафик Фамиев:

— Ну например: стояла у нас недостроенная башня за бесплатно. Теперь стоит за 500 млн рублей. А КРСУ! Коллеги, вы ведь наверняка читали об этой черной дыре, в которой исчезают миллиарды рублей, теряются акции. Если разобраться, резервы можно найти.

Второй вариант. Вырезать 1,2 млрд рублей из городского бюджета

Это самое простое, но самое разрушительное, с точки зрения Александра Высокинского, решение. Выделив всю сумму из городского бюджета, депутаты должны будут что-то урезать. Обязательные социальные статьи расходов казны сокращать нельзя. Потому остается только «бюджет развития», пояснил вице-мэр.

Александр Высокинский, заместитель главы администрации Екатеринбурга:

— Это значит, что у нас не останется денег на дороги, на детские сады и на школы. У нас и сейчас уже есть школы, закрытые по причине ненадлежащего состояния зданий. А детишки продолжают рождаться. Значит, школы надо ремонтировать и строить.

Третий вариант. Повысить цену проезда

Мэрия, напомним, уже предложила три варианта корректировки льготных тарифов ЕКАРТы. Но, как признался Евгений Липович, любой из них, как ни крути, увеличит стоимость проезда.

Еще один, альтернативный, метод озвучила Лариса Фечина. По ее мнению, за льготников должны заплатить все остальные пассажиры.

Лариса Фечина:

— Почему мы перекладываем этот груз на самых незащищенных? Платить больше могут люди вроде меня, пользующиеся общественным транспортом эпизодически, или гости нашего города. Установить для них тариф, как в Москве — по 40 рублей. Должно хватить.

Александр Высокинский эту идею отверг. «Оплата проезда льготников — это обязанность государства. Почему эту обязанность должны исполнять граждане? Это несправедливо», — пояснил он.

На этом предложения администрации города закончились. Но депутаты сгенерировали еще несколько вариантов. Например:

Четвертый вариант. Забрать у области налоговые доходы

По подсчетам мэра Екатеринбурга Евгения Ройзмана, чтобы закрыть транспортную дыру в бюджете города, достаточно увеличить долю от выплат по налогу на доходы физических лиц. Сейчас городу оставляют 15% от этих выплат. Остальное уходит в областной бюджет.

Евгений Ройзман, глава Екатеринбурга:

— Наша доля НДФЛ — самая низкая. Если увеличить ее всего на 2–3%, мы вопрос закроем. А если довести до 40%, как в Новосибирске, например, то мы даже метро сможем сами строить и ни у кого помощи не просить.

Законодательство это позволяет, отметил г-н Высокинский, но такое решение имеет право принимать областной, а не городской парламент. «Это детали. Главное — механизм-то существует», — заключил мэр Ройзман.

Пятый вариант. Заставить транспортников больше зарабатывать и меньше тратить

Губернатор Евгений Куйвашев в своем бюджетном послании сообщил, что не допустит повышения цены проезда в общественном транспорте Екатеринбурга. Денег, правда, не обещал. Но заявил, что разберется в «эффективности работы» муниципальных транспортников. По мнению главы региона, в тратах ТТУ, МОАП и метрополитена есть что сократить и урезать.

Глава областного министерства экономики Галина Кулаченко уже разбиралась в эффективности транспортных компаний, парировал сегодня Александр Высокинский. И, по словам вице-мэра, резервов для увеличения их прибыльности региональный министр не нашла.

Сами транспортники не справятся, считает Евгений Липович: муниципальные перевозчики зарабатывают меньше, чем тратят.

Цифры озвучил Евгений Липович. По его данным, МОАП в 2014 году заработает 911 млн рублей, а на топливо за год потратит 276 млн, еще 35 млн отдаст коммунальщикам, 743 млн пустит на зарплаты, 22 млн — на налоги. «Дальше смотреть не стал. И так ясно, что расходы превышают доходы», — заключил г-н Липович. Но добавил: издержки муниципальные транспортники сокращают и будут сокращать. В частности, мэрия «оптимизирует сеть маршрутов»: автобусов, трамваев и троллейбусов в городе станет меньше и интервалы их движения увеличатся. Кроме того, ТТУ откажется от загородного летнего лагеря для детей сотрудников.

В зале мы не могли не заметить блогер Ивана Соломина (он же @TramEkb), который, как вы понимаете, просто не мог пропустить депутатские слушания, касающиеся общественного транспорта.

Доходность от рекламы на бортах общественного транспорта тоже повысят, добавил Александр Высокинский. По его словам, трамвайно-троллейбусное управление, например, расторгло грабительский договор с московскими рекламщиками (о нем мы писали много и подробно) и уже объявило «открытый, честный конкурс» на место нового посредника. «Но желающих что-то пока не видно», — отметил вице-мэр и зачем-то добавил: будь его воля, он бы вообще рекламу на транспорте запретил, потому что прибыль от нее не так уж велика.

На слушаниях присутствовала и координатор уральского «РосПила» Екатерина Петрова. Она внимательно разбиралась в темных рекламных контрактах ТТУ, и во многом благодаря ей грабительский договор со столичными рекламщиками расторгли.

Шестой вариант. Выгнать с маршрутов частников

В низкой эффективности муниципальных транспортных организаций виноваты шустрые частники, которые «не пускают городские автобусы на остановки, выскакивают перед ними и забирают всех пассажиров», — заявила Лариса Фечина. Потому, по ее мнению, есть смысл сократить частные маршруты или вообще их ликвидировать. «Мы это можем, но вам решать: пропорции распределения маршрутов между частными и муниципальными перевозчиками определяет дума. Как скажете — так и сделаем», — заверил ее в ответ Александр Высокинский.

Седьмой вариант. Отдать все маршруты частникам

Депутаты ничего подобного не предлагали. Но г-н Высокинский почему-то сам решил, что обязательно предложат, и сам же эту идею раскритиковал.

Александр Высокинский:

— Вы помните, как в морозы частники не вышли на маршруты? Потому что технику пожалели. А наши автобусы работают всегда и обслуживают самые невыгодные направления, которыми частники заниматься не будут никогда. Муниципальные транспортные предприятия нам нужны. Это принципиальная позиция.

Что в итоге решат депутаты — пока не ясно. Они ушли думать. А пока думают, предлагаем вам выбрать самые адекватные, с вашей точки зрения, меры в нашем опросе (голосовать можно сразу за несколько вариантов).

Вопрос
Где взять деньги для екатеринбургских транспортников?
  • 10%
  • 2%
  • 4%
  • 34%
  • 17%
  • 26%
  • 7%
Для участия в голосовании введите логин и пароль или зарегистрируйтесь