С конца июля инициативная группа собирает подписи за возвращение прямых выборов мэра. До 11 сентября необходимо собрать 10 тыс. автографов, и тогда законопроект поступит на рассмотрение свердловского Заксобрания. В минувший вторник, 4 августа, к агитационным кубам возле Театра драмы и Южного автовокзала пришли сотрудники полиции и министерства общественной безопасности. Кубы демонтировали, трех активистов задержали и потом оштрафовали.
Уже сейчас понятно, что даже если собрать необходимое количество подписей удастся, есть еще как минимум четыре причины, по которым прямые выборы мэров не вернут — против выступят как большинство депутатов, так и губернатор Евгений Куйвашев. Мы попросили последнего всенародно избранного мэра Екатеринбурга Евгения Ройзмана, который поддерживает сбор подписей, объяснить, ради чего все это делается.
— Закон не пройдет. Все это понимают. Законодательное собрание его не одобрит. А если и одобрит, не позволит губернатор. Тогда зачем собирать подписи?
— Суть заключается немножко в другом. Во-первых, это откровенная декларация позиции жителей города. Второе. Это откровенно народная инициатива, потому что там абсолютно самые разные люди. Третье. Когда этот законопроект поступит в Заксобрание, его вынуждены будут обсуждать на комитете. Каждый депутат должен будет как-то выказать свою позицию. А надо понимать, что все равно часть из них выбирались по одномандатным округам, за них голосовали люди, и откровенно в угоду партийным и властным интересам они вынуждены будут голосовать против интересов своих избирателей. Это тоже показательная позиция. Плюс Екатеринбург, как обычно, впереди всех, пример для всей страны.
Активисты пока собрали более 2,5 тыс. подписей. Один из подписавшихся – Евгений Ройзман |
Скажу больше. [На сборщиков подписей] начались давления и гонения: стали выступать администрация губернатора, правительство Свердловской области, министерство общественной безопасности, а губернатор сваливает в отпуск типа «я в домике», ничего не знаю. Но это Екатеринбург. Чем сильнее будет давление, тем сильнее будет разрастаться [движение за прямые выборы]. Есть замечательное правило политической борьбы: дебилам главное не мешать. Вот они взяли сейчас и плеснули в этот костер керосин. Все шло своим путем, а сегодня уже появляются футболки (с надписями «За прямые выборы мэра», — прим. 66.RU), я уже принципиально буду в такой ходить. И разные другие способы сбора подписей обсуждаются. Они своими откровенно противозаконными действиями возбуждают людей, активизируют. Пусть так будет, посмотрим. Но тем не менее подписи будут собраны — настроения людей видны, и законопроект придется рассматривать.
— То есть сам факт обсуждения инициативы в Заксобрании — это благо?
— Конечно. В этой ситуации будет видно, кто есть кто. Потому что все опросы и мониторинги показали, что 90% жителей Екатеринбурга и 80% по области выступают за, а это абсолютное большинство избирателей, и каждый депутат это понимает. Я в любом случае за возвращение прямых выборов мэра, потому что это основа демократического строя страны, местного самоуправления. И, как показала жизнь, это гораздо эффективнее, чем назначенцы.
Из 50 депутатских кресел в Заксобрании 36 занимают единороссы. И даже если представители оппозиционных партий поддержат законопроект о прямых выборах мэра, он не пройдет. |
— Сенатор Аркадий Чернецкий, который, как и вы, был избранным мэром Екатеринбурга, в целом поддерживает инициативу, но…
— Всё! Вот на этом можно остановиться!
— … но в интервью 66.RU он анонсировал реформу федерального законодательства, после которой контроль и влияние губернаторов на мэров городов станет еще сильнее, чем уже есть сейчас. Поэтому он считает, что обсуждение прямых выборов сегодня — максимально не вовремя.
— По сути, он сказал буквально следующее. Я вам перевожу на русский язык: местное самоуправление задавят, власть будет у губернаторов-назначенцев, и поэтому не ждите ничего, будет только хуже. Вот что в переводе на русский язык сказал Чернецкий.
Даже если теоретически большинство депутатов одобрят законопроект, губернатор Евгений Куйвашев имеет право наложить вето на их решение. |
— И после этого все равно нужно собирать подписи?
— Ну, делать-то надо все равно. Это важная инициатива, это все в одну общую копилку ложится. А перевод слов Чернецкого так и напишите: он сказал, что тренд государства — на удавление любой местной инициативы, и будьте к этому готовы. Всё. Давайте, удачи.