Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Москва запускает большую реформу власти. Аркадий Чернецкий — об изменении полномочий мэров и губернаторов

5 августа 2020, 17:57
интервью
Москва запускает большую реформу власти. Аркадий Чернецкий — об изменении полномочий мэров и губернаторов
Фото: Со страницы группы Народная инициатива. Свердловская область в Facebook
Первый избранный глава Екатеринбурга, сенатор Аркадий Чернецкий считает, что инициатива возвращения прямых выборов мэра совершенно несвоевременная. Уже осенью начнется реформа местного самоуправления в России. На законодательном уровне останется возможность назначать глав городов десятком разных способов, но по факту полномочия мэров сократят, а региональной власти добавят ответственности за то, что происходит в муниципалитетах.

Попытки новой инициативной группы вернуть прямые выборы мэров закончились скандалом — силовики и сотрудники министерства общественной безопасности разогнали активистов. Несмотря на то, что сбор подписей официально разрешило Заксобрание, участники группы не согласовали с МОБ проведение общественного мероприятия. Зато задержания привлекли дополнительное внимание к акции и сборщикам подписей. Последний «сильный мэр» Екатеринбурга Аркадий Чернецкий, комментируя очередную попытку вернуть прямые выборы, заявил, что это «говорит о зрелости гражданского общества у нас в регионе и в Екатеринбурге». Однако назвал выбранное для этого время неудачным.

В интервью 66.RU Аркадий Чернецкий более подробно, но все-таки завуалированно объясняет, почему возвращать старую систему выборов бесполезно и как будет строиться вертикаль власти уже в ближайшие месяцы. Бывший глава Екатеринбурга, которого выбирали путем всеобщего голосования, а сейчас член Совета Федерации, очень аккуратно рассказывает о предстоящей реформе государственной власти. Толчком для нее стало принятие поправок в Конституцию. Но на самом деле она таит в себе изменения в законах, связанные с местным самоуправлением. Их примут уже осенью, что может перечеркнуть любой результат инициативы по возвращению прямых выборов. В итоге реформа сократит полномочия и самостоятельность городов и их мэров.

Москва запускает большую реформу власти. Аркадий Чернецкий — об изменении полномочий мэров и губернаторов
Фото: архив 66.RU

— После принятия поправок в Конституцию изменения нужно будет внести в сотню законов. И одно из направлений — корректировка законодательства о местном самоуправлении. Это связано с появлением в Конституции такого понятия, как «публичная власть». Активная работа начнется уже осенью. О том, насколько поправки будут серьезны и будут ли кардинально менять сложившуюся систему, сейчас говорить рано. Закон о местном самоуправлении в принципе уже давно нуждается в изменениях, а в связи с появлением публичной власти, формирования вертикали эти вещи должны быть закреплены в законе.

— Как связано появление термина «публичная власть» с вертикалью власти?

— Иногда власть не выполняет полностью функции по отношению к своим гражданам. Например, когда функционал записан за местными органами власти, а ресурсов и денег не хватает, при этом региональные власти считают, что это компетенция муниципалитета. Чтобы этого не было и в любом случае власть чувствовала свою полную ответственность за выполнение всего комплекса услуг, которые гражданин должен получить, появилось понятие «публичная власть». На деле это означает, что концентрация ответственности будет сосредоточена на руководстве области, какие-то полномочия могут перераспределить в сторону их ответственности. Вопросы, связанные с полномочиями местных органов власти, в значительной степени будут рассматриваться на уровне региона.

— Иными словами, городом будет управлять губернатор через своего заместителя?

— Нет, городом будет управлять мэр. Я надеюсь, что полномочия города сохранят. И в первую очередь ответственность за выполнение этих полномочий будет лежать на руководстве города. Но если будут возникать проблемы, в них должен будет (и будет иметь возможность) более активно вмешиваться регион.

— Давайте на конкретном примере? Есть губернатор Свердловской области и есть мэр, который входит в состав областного правительства. И никто не скрывает, что мэр работает под протекцией губернатора, последний влияет на главу города напрямую. При этом и глава города, и глава области совместно пытаются и иногда достают деньги под муниципальные программы, в том числе за счет субвенций из федерального бюджета. Получается, описанная вами схема уже и так работает?

— Эта схема сейчас построена на взаимопонимании, которое существует между мэром и губернатором. Но мы помним и другие времена, когда понимания не было. Сейчас законодательство построят таким образом, чтобы этот фактор не мешал исполнению полномочий. В любом случае исходный документ, исходное распределение полномочий между региональной и муниципальной властью должны быть. Если муниципалитет не справляется со своими задачами, это не может быть безразлично региону.

— Для этого у региональной власти должны появиться рычаги влияния на муниципальную власть. Какими они могут быть?

— Это в первую очередь организационные рычаги — возможность активно вмешиваться в проблемы. Финансовые рычаги. Екатеринбург в этом отношении не очень показателен, поскольку у города есть собственные ресурсы и достаточно развитый бизнес. В первую очередь речь идет о небольших городах, где в отсутствие необходимой помощи со стороны региона муниципальная власть свои функции просто не выполняет. Формирование публичной власти должно такую проблему решить.

В принципе, изменения в закон о местном самоуправлении могут быть относительно небольшими — в нем просто пропишут статьи о публичной власти. А могут быть очень серьезными, когда возможно перераспределение функционала, изменение методов и способов формирования муниципальной власти. Сегодня палитра законодательных возможностей достаточно широкая и есть множество способов выбора мэра. Есть вероятность, что те способы, которые признают неэффективными, из нового законодательства уберут.

— Но мы же понимаем, что общий тренд идет к тому, что вертикаль дотянут до конца. И, скорее всего, речь идет о более решительных изменениях.

— Я бы не стал делать сегодня такие прогнозы, потому что есть вопросы, в том числе тактические. Россия подписала хартию о местном самоуправлении, и я не вижу необходимости потрясать все основы. Самый важный вопрос, который желательно решить, — это приблизить к реальности затраты на исполнение функций местного уровня власти, который существует, к тому ресурсу, который выделяется этому уровню.

— В любом случае речь идет об урезании полномочий города?

— Не обязательно. Если брать Екатеринбург, то, я считаю, здесь нет необходимости в урезании полномочий. Екатеринбург со своим кадровым, интеллектуальным потенциалом, организационными структурами в состоянии справиться без участия области. Для этого просто должно быть обеспечено соответствие тех задач, которые стоят перед городом, и тех ресурсов, которыми он располагает.

— А задачи ставит область?

— Задачи ставит не область, а население. Но естественно, что какие-то общие задачи будет ставить и область. Есть функционал, который власть обязана обеспечить для людей.

Москва запускает большую реформу власти. Аркадий Чернецкий — об изменении полномочий мэров и губернаторов
Фото: Со страницы группы Народная инициатива. Свердловская область в Facebook


— Как вы считаете, насколько велика вероятность, что изменится выборное законодательство в плане процедур назначения главы города?

— Скорее всего, эту тему обойдут стороной. Думаю, что на уровне закона никаких серьезных потрясений не будет. Другое дело, что практика показывает, что какой-то формой (назначения мэра, — прим. ред.) пользуются в 90% случаев, а какой-то — в 1%.

Сегодня есть возможность выбирать как угодно: можно выбирать сильного мэра, можно выбирать слабого мэра, можно выбирать мэра — руководителя думы и т. д. Все эти способы в законе присутствуют. На мой взгляд, законодательное оформление процесса серьезных изменений не претерпит. Единственное, что возможно, — зафиксировать влияние губернатора на процессы, происходящие в муниципалитете. Для этого процентный состав комиссии, которая выбирает кандидатуру для утверждения на должность руководителя города, может быть пересмотрен.

— Резюмируя. Вы считаете, что нынешняя гражданская инициатива по возвращению прямых выборов мэра не то чтобы неправильная, но просто начата не вовремя?

— Я уже говорил, что раз эта инициатива зарегистрирована, это говорит о зрелости гражданского общества в городе и регионе. А то, что инициатива пройдет сегодня, я сильно сомневаюсь. Если это нужно для того, чтобы обозначить некую активность? Пожалуйста, это воля каждого. С точки зрения достижения результата… рациональный человек дождался бы изменения законодательства и посмотрел, что это изменение дает возможному новому процессу — либо облегчает достижение результата, либо, наоборот, делает его практически невозможным.

— Скорее второе?

— Поживем-увидим. На мой взгляд, это место затронуто не будет и вся палитра возможностей выборов мэра сохранится.

— И к этому вопросу можно будет вернуться, но позже?

— Захотят — вернутся, не захотят — не вернутся.