Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Декларация независимости городов: Евгений Ройзман собрал мэров на войну за полномочия

14 апреля 2017, 10:00
Декларация независимости городов: Евгений Ройзман собрал мэров на войну за полномочия
Фото: архив 66.ru
Период оттепели, неожиданно наставший весной 2016 года, похоже, заканчивается. Перезагрузка отношений между городом и областью, а также переход Владимира Тунгусова в резиденцию не привели ни к каким подвижкам в плане возвращения полномочий.

Восемь месяцев прошло с того самого примирительного заседания областной и городской властей, на котором губернатор Евгений Куйвашев объявил о подготовке к передаче некоторых полномочий обратно на городской уровень. Но за это время мэрию так и не допустили до принятия решений в ключевых сферах хозяйства.

Глава Екатеринбурга Евгений Ройзман, в отличие от своих коллег, воинствующую риторику на публике не менял, порой лишь смягчая формулировки. Но в преддверии старта губернаторской кампании скорректировал тактику. На круглый стол под говорящим названием «Модель управления развитием городов: возможности передачи полномочий муниципалитетам» он позвал не только первых лиц Шадринска, Снежинска, Берёзовского, Верхней Пышмы, Кургана, Челябинска, Тюмени, Самары, Уфы и Ижевска, но и столичного эксперта, который своим независимым взглядом должен был придать собранию авторитетности.

Что характерно: кресло сити-менеджера пустовало. Александр Якоб не успел к началу круглого стола. Он задержался на совещании с Евгением Куйвашевым по подготовке к 9 Мая.

Екатеринбургский градоначальник начал стандартно: про единственный город-донор в Свердловской области, политические мотивы отъема полномочий и отсутствие из-за этого экономического развития.

Евгений Ройзман, мэр Екатеринбурга:

— Мы видим несколько ярких примеров необоснованного изъятия полномочий у Екатеринбурга: градостроительных, земельных, рекламных. Эти ходы не привели к обогащению региона, но откровенно повлияли на падение доходов местного бюджета. То есть область не сумела ими распорядиться.

И тут же обозначил суть встречи: «Найти юридические возможности или сформулировать поправки в закон для возвращения полномочий, если субъект их не выполняет или выполняет плохо». А новый функционал предполагает выделение финансирования под него.

Первый вице-мэр Алексей Кожемяко продолжил мысль спикера Гордумы. «Возникают вопросы критерия принятия решений, в каких случаях стоит перераспределять полномочия. Возникают вопросы учета специфики, мнения населения, представительных органов. Если рекламная деятельность приносит доход в бюджет местного, а не регионального уровня, то можно засомневаться, замотивирована ли область на эффективную работу», — сказал он.

Московским градостроителем оказался Александр Пузанов, гендиректор фонда «Институт экономики города». Он отметил, что у федеральных властей впервые возникло понимание важности городской политики (а это — «повестка на следующий политический цикл»), и тут же перешел к конспекту. Если вкратце, то он предложил создать новый тип городов с особым статусом — городские автономии.

Александр Пузанов, гендиректор Института экономики города:

— В России есть 20 агломераций, после которых идет качественный разрыв в потенциале экономического развития. Их полномочия нужно расширить. Например, в области образования — ввести специальные сборы (сейчас в законе нет такого понятия). Согласно исследованиям, в столичных городах высокая готовность граждан в легальном поле оплачивать специальные нужды сверх государственного стандарта среднего образования.

Доклад столичного эксперта пришелся по нраву Евгению Ройзману даже до того, как тот озвучил радикальную (по его собственному признанию) идею: передать муниципалитетам дополнительные полномочия в сфере капремонта. На практике это означает, что собирать и устанавливать размер взноса будут сами города. В коммунальной сфере — отдать на откуп формирование тарифов. И, конечно, тотальный контроль градостроительной деятельности.

Пузанов также поделился своим взглядом на агломерации. Тут функционал еще шире: к вышесказанному приплюсовать возможность разрабатывать стратегии территориального и градостроительного планирования, межмуниципальные проекты в сфере коммунальной инфраструктуры и транспорта.

Вот кому точно было что сказать на тему агломераций, так это Александру Высокинскому — ответственному в правительстве за «Большой Екатеринбург». Вице-губернатор подчеркнул, что юридическое объединение городов не может быть самоцелью. К этому моменту в зале появился его недавний шеф — Александр Якоб.

Александр Высокинский, вице-губернатор Свердловской области:

— При создании агломерации нам нужно понять общие цели и задачи, общую методологию (как мы пойдем к этой задаче). Нужен перечень вопросов, на которые ответят на местах. Причем они должны быть сформулированы одинаково (а не про белое и соленое). Перед объединением мы разрабатываем общую схему по экологии, сетям и транспорту. Дальше нас ждет обсуждение специализации городов, а потом мы выходим на конкретный перечень проектов, которые будут реализованы. Форма (поглощение городов-спутников или нет) важна в меньшей степени, это инструмент.

Областной чиновник расширил тему до единого экономического пространства между Екатеринбургом и Челябинском. Таким образом он увел дискуссию от конфликтной темы. Через 30 лет уральские мегаполисы, по словам Высокинского, будут существовать как одно целое, пусть и в разных юрлицах.

Александр Высокинский:

— Экономические законы работают не хуже законов физики. Если мы говорим о проектах в рамках Уральского федерального округа, то инвестиции на Ямал и ХМАО (160 млрд руб. за последние четыре года) мы можем трансформировать в собственное производство оборудования для добычи нефти и газа в северных широтах.

«Ямал и ХМАО качают, Екатеринбург и Челябинск производят, Курган всех кормит — вот и вся стратегия», — заключил вице-губернатор.

На собрании выступили представители и других уральских городов. Но, откровенно говоря, они были декорацией в новом сезоне захватывающего и привычного сериала из времен Аркадия Чернецкого и Эдуарда Росселя.

Фото: egd.ru