Восемь месяцев прошло с того самого примирительного заседания областной и городской властей, на котором губернатор Евгений Куйвашев объявил о подготовке к передаче некоторых полномочий обратно на городской уровень. Но за это время мэрию так и не допустили до принятия решений в ключевых сферах хозяйства.
Глава Екатеринбурга Евгений Ройзман, в отличие от своих коллег, воинствующую риторику на публике не менял, порой лишь смягчая формулировки. Но в преддверии старта губернаторской кампании скорректировал тактику. На круглый стол под говорящим названием «Модель управления развитием городов: возможности передачи полномочий муниципалитетам» он позвал не только первых лиц Шадринска, Снежинска, Берёзовского, Верхней Пышмы, Кургана, Челябинска, Тюмени, Самары, Уфы и Ижевска, но и столичного эксперта, который своим независимым взглядом должен был придать собранию авторитетности.
Что характерно: кресло сити-менеджера пустовало. Александр Якоб не успел к началу круглого стола. Он задержался на совещании с Евгением Куйвашевым по подготовке к 9 Мая. |
Екатеринбургский градоначальник начал стандартно: про единственный город-донор в Свердловской области, политические мотивы отъема полномочий и отсутствие из-за этого экономического развития.
Евгений Ройзман, мэр Екатеринбурга:
— Мы видим несколько ярких примеров необоснованного изъятия полномочий у Екатеринбурга: градостроительных, земельных, рекламных. Эти ходы не привели к обогащению региона, но откровенно повлияли на падение доходов местного бюджета. То есть область не сумела ими распорядиться.
И тут же обозначил суть встречи: «Найти юридические возможности или сформулировать поправки в закон для возвращения полномочий, если субъект их не выполняет или выполняет плохо». А новый функционал предполагает выделение финансирования под него.
Первый вице-мэр Алексей Кожемяко продолжил мысль спикера Гордумы. «Возникают вопросы критерия принятия решений, в каких случаях стоит перераспределять полномочия. Возникают вопросы учета специфики, мнения населения, представительных органов. Если рекламная деятельность приносит доход в бюджет местного, а не регионального уровня, то можно засомневаться, замотивирована ли область на эффективную работу», — сказал он.
Московским градостроителем оказался Александр Пузанов, гендиректор фонда «Институт экономики города». Он отметил, что у федеральных властей впервые возникло понимание важности городской политики (а это — «повестка на следующий политический цикл»), и тут же перешел к конспекту. Если вкратце, то он предложил создать новый тип городов с особым статусом — городские автономии.
Александр Пузанов, гендиректор Института экономики города:
— В России есть 20 агломераций, после которых идет качественный разрыв в потенциале экономического развития. Их полномочия нужно расширить. Например, в области образования — ввести специальные сборы (сейчас в законе нет такого понятия). Согласно исследованиям, в столичных городах высокая готовность граждан в легальном поле оплачивать специальные нужды сверх государственного стандарта среднего образования.
Доклад столичного эксперта пришелся по нраву Евгению Ройзману даже до того, как тот озвучил радикальную (по его собственному признанию) идею: передать муниципалитетам дополнительные полномочия в сфере капремонта. На практике это означает, что собирать и устанавливать размер взноса будут сами города. В коммунальной сфере — отдать на откуп формирование тарифов. И, конечно, тотальный контроль градостроительной деятельности.
Пузанов также поделился своим взглядом на агломерации. Тут функционал еще шире: к вышесказанному приплюсовать возможность разрабатывать стратегии территориального и градостроительного планирования, межмуниципальные проекты в сфере коммунальной инфраструктуры и транспорта.
Вот кому точно было что сказать на тему агломераций, так это Александру Высокинскому — ответственному в правительстве за «Большой Екатеринбург». Вице-губернатор подчеркнул, что юридическое объединение городов не может быть самоцелью. К этому моменту в зале появился его недавний шеф — Александр Якоб.
Александр Высокинский, вице-губернатор Свердловской области:
— При создании агломерации нам нужно понять общие цели и задачи, общую методологию (как мы пойдем к этой задаче). Нужен перечень вопросов, на которые ответят на местах. Причем они должны быть сформулированы одинаково (а не про белое и соленое). Перед объединением мы разрабатываем общую схему по экологии, сетям и транспорту. Дальше нас ждет обсуждение специализации городов, а потом мы выходим на конкретный перечень проектов, которые будут реализованы. Форма (поглощение городов-спутников или нет) важна в меньшей степени, это инструмент.
Областной чиновник расширил тему до единого экономического пространства между Екатеринбургом и Челябинском. Таким образом он увел дискуссию от конфликтной темы. Через 30 лет уральские мегаполисы, по словам Высокинского, будут существовать как одно целое, пусть и в разных юрлицах.
Александр Высокинский:
— Экономические законы работают не хуже законов физики. Если мы говорим о проектах в рамках Уральского федерального округа, то инвестиции на Ямал и ХМАО (160 млрд руб. за последние четыре года) мы можем трансформировать в собственное производство оборудования для добычи нефти и газа в северных широтах.
«Ямал и ХМАО качают, Екатеринбург и Челябинск производят, Курган всех кормит — вот и вся стратегия», — заключил вице-губернатор.
На собрании выступили представители и других уральских городов. Но, откровенно говоря, они были декорацией в новом сезоне захватывающего и привычного сериала из времен Аркадия Чернецкого и Эдуарда Росселя.
Фото: egd.ru