Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Потому что может: Евгений Куйвашев будет ежегодно тратить по 500 млн рублей на пиар в СМИ

16 декабря 2015, 12:25
Потому что может: Евгений Куйвашев будет ежегодно тратить по 500 млн рублей на пиар в СМИ
Фото: 66.RU у ДИП
Пока президент Владимир Путин и премьер-министр Дмитрий Медведев призывают глав регионов не расходовать лишние деньги на освещение собственной деятельности, свердловские власти продолжают размещать всё новые и новые тендеры. Почти каждый раз они заранее знают, в каком именно СМИ хотят прорекламировать губернатора на этот раз. Подробности — в материале Портала 66.ru.

Борьбой с тратами губернаторов на самопиар занялись на всех уровнях власти. Еще в июне президент России Владимир Путин высказался резко против расходов губернаторов на освещение их деятельности в СМИ. Информация об их работе, по мнению государства, должна быть сухой и только констатировать факты. А деньги, сэкономленные на пиаре, можно потратить и с большей пользой.

Владимир Путин, президент России:

— Если деньги выделяются из бюджета на пиар конкретных лиц, чиновников, то ничего хорошего здесь нет. Это по сути нецелевое использование средств. И нужно изобрести такую формулу, которая не позволяла бы деньги, которые можно использовать для решения социальных задач, тратить на этот голый пиар.

Идею президента поддержали в «Общероссийском народном фронте». Активисты ОНФ вообще усиленно борются за то, чтобы бюджетные деньги не тратились на всякие излишества.

В Свердловской области прислушиваться к рекомендациям сверху не спешат. С начала 2015 года «Информационно-аналитический центр» уже заключил контракты на освещение деятельности органов госвласти на 51,4 млн рублей, в том числе у единственного поставщика — на 7,64 млн рублей. И это только официальные траты, которые можно отследить.

На средства массовой информации в бюджете и на 2015, и на 2016 год заложено по 534,79 млн рублей.

Из бюджета Свердловской области на 2015 год.

Можно возразить, что 500 млн рублей — это не только пиар, но и, например, поддержка муниципальных изданий. Однако в повестке местных газет — регулярные доклады об успехах и заслугах главы региона. Пиар это или нет?

Член Общественной палаты Екатеринбурга, юрист «РосПил — УрФО» Екатерина Петрова рассказала Порталу 66.ru, что вообще не видит смысла в тратах бюджетных денег на освещение деятельности органов госвласти в СМИ. В данном вопросе она встает на сторону президента: губернаторы не должны пиариться за счет бюджета.

Екатерина Петрова, юрист «РосПил — УрФО»:

— С моей точки зрения, все аукционы на освещение деятельности органов власти незаконны. Если власть хочет, чтобы о ее деятельности писали и показывали по ТВ, пусть создает инфоповоды, показывает, чем она занимается и какие результаты. У них у всех есть пресс-службы, которые должны этим заниматься. Я не понимаю, почему вообще бюджет должен оплачивать какие-либо публикации. Все, кого интересует информация о деятельности власти, могут найти ее на сайте соответствующей службы.

Портал 66.ru изучил заказы на пиар губернатора Евгения Куйвашева, свердловского Заксобрания и правительства. Мы не стали рассматривать контракты, заключенные с «Областной газетой», — все-таки это государственное СМИ, которое получает свое финансирование в качестве субсидии на выполнение госзадания.

«Областное телевидение» является акционерным обществом с долей участия государства (в лице региональной власти). Есть еще условно проправительственный «Четвертый канал», но официально его акции принадлежат «Монетному щебеночному заводу».

В случае с ОТВ и «Областной газетой» доказать, что закупка сделана «под единственного поставщика», трудно. По словам Петровой, тендеры, хоть и похожие друг на друга как братья близнецы, составлены юридически грамотно и придраться к ним невозможно.

Екатерина Петрова:

— «Областная газета» получает от правительства колоссальные деньги. Только за 2015 год — 155 млн рублей субсидиями. «Областное телевидение» — это теперь негосударственное предприятие. И тем не менее стабильно выигрывают аукционы на освещение деятельности власти. Несмотря на то что каждый их аукцион явно заточен под них, с точки зрения закона особых ограничений я там не вижу. Если бы «Ермак» или ВГТРК хотели поучаствовать в их аукционах, они могли бы это сделать. Но не делают. Это сделал «Крик-ТВ» — и их отстранили от участия, с моей точки зрения, необоснованно.

Напомним, что участие в тендере на 32,9 млн рублей принимали ОТВ и «Крик-ТВ». В итоге конкурс не состоялся, поскольку комиссия признала заявку ООО «ТК «Резонанс» (а они предложили меньшую сумму) не соответствующей требованиям.

Встречаются и другие закупки, заточенные под одного поставщика. Портал 66.ru изучил техзадания некоторых из них. Мы ни в коем случае не пытаемся очернить коллег в глазах общественности. В данном случае есть предлагающая сторона, которая дает миллионы рублей. Так зачем же отказываться?

Например, апрельская закупка на 1,5 млн рублей на оказание услуг по освещению деятельности органов государственной власти Свердловской области и размещению социально значимой информации в эфире окружной телекомпании, вещающей на всей территории Уральского федерального округа. Вопрос даже не в том, зачем пиарить Евгения Куйвашева на Ямале и нужно ли жителям Тюменской области знать о его деятельности. Согласно формулировке техзадания, написано оно было под телеканал «Ермак».

Из технического задания:

— Размещение видеоматериалов информационно-аналитической направленности о социально значимых событиях Свердловской области в эфире должно осуществляться телекомпанией, вещающей на территории Уральского федерального округа: включает в себя субъекты Российской Федерации: Челябинская, Курганская, Свердловская, Тюменская области, Ханты-Мансийский автономный округ и Ямало-Ненецкий автономный округ.

«Ермак» является единственной телекомпанией, подходящей под это описание. Более того, «Ермак» — вообще единственная окружная телекомпания, о чем с гордостью сообщает на своем сайте.

Еще один любопытный конкурс был проведен в апреле. На открытый одноэтапный конкурс на 3 млн рублей была подана одна заявка — от газеты «Коммерсант в Екатеринбурге». Если посмотреть техническое задание, становится понятно, что заявиться больше никто и не мог.

Из технического задания:

— Издание должно иметь периодичность выхода не реже раза в неделю, количество полос (страниц) в каждом выпуске не менее 8, с наличием рубрик, посвященных политике, бизнесу, обществу, культуре, спорту, иметь полосы или освещать на федеральных полосах информацию, посвященную общественно-политическим событиям УрФО, одноименный с газетой интернет-сайт. Тираж издания на территории Российской Федерации по подписке и в розничной продаже должен составлять не менее 100 000 экземпляров, в том числе тираж вкладки по УрФО (в случае распространения информации по событиям в УрФО в виде вкладки) не менее 6 500 экземпляров, не менее 5000 экземпляров по Свердловской области. С целью дублирования публикаций в Сети интернет издание должно располагать собственным интернет-сайтом.

Сентябрьская закупка на 2,5 млн рублей. Единственным заявившимся СМИ стала «Российская газета». В требованиях к СМИ в закупке указано, что «информационное освещение социально значимых событий Свердловской области должно осуществляться в федеральных выпусках газеты». Газета должна выпускаться не менее пяти раз в неделю.

Из технического задания:

— Количество полос (страниц) в каждом выпуске — не менее 12. Наличие специализированных полос, посвященных событиям социально-экономической жизни УрФО, выпускающихся не реже 1 раза в неделю на территории УрФО. Тираж печатного средства массовой информации (газеты) на территории Российской Федерации по подписке и в розничной продаже должен составлять не менее 140 000 экземпляров.

Напомним, в начале декабря депутаты от всех фракций внесли в Госдуму законопроект, запрещающий региональным властям тратить бюджетные средства на пиар. За нарушение главе региона может грозить реальный срок — до пяти лет тюрьмы. К запрету на самопиар губернаторов подключился и премьер-министр Дмитрий Медведев. Согласно документу, опубликованному на сайте правительства РФ 14 декабря, глава кабмина рекомендовал руководителям регионов «обеспечить сокращение необоснованных расходов региональных бюджетов на информационное освещение деятельности органов государственной власти субъектов РФ».

Законопроект и указания со стороны президента и премьера выглядят красиво, но нежизнеспособно. Очевидно, что привлечь губернатора к ответственности за самопиар в СМИ невозможно: ведь бюджетные деньги тратятся не на рекламу Евгения Куйвашева, а «на освещение деятельности органов власти». Координатор Свердловского областного оргкомитета ОНФ «За честные закупки» Евгений Артюх рассказал, что для борьбы с пиаром необходимо развивать методологию. Чем «Народный фронт» и планирует заняться.

Евгений Артюх, депутат Законодательного собрания Свердловской области:

— Сама по себе постановка вопроса правильная. Нужно законодательно одернуть и поставить заслон для региональных властей и губернаторов в том, чтобы они не занимались самолюбованием, не тратили на это бюджетные средства. Но дураков нет. Очень трудно проследить, сколько реально тратится денег на пиар. Кроме того, нужно четко определить, где заканчивается информирование о деятельности органов власти и где начинается пиар. Могут существовать скрытые механизмы финансирования. Например, мы можем найти статью на «патриотическое воспитание». И по ней запросто могут проходить расходы, связанные с тем, где будет рассказываться, что губернатор открыл зарницу, выстрелил из винтовки, кинул гранату... Вопрос — это пиар или нет?

По мнению Артюха, пиар губернаторов в СМИ — застарелая болезнь, которая проистекает из психологического восприятия власти в общественном сознании. Даже редакторы изданий считают, что нужно писать про начальника. И сам начальник — в данном случае губернатор Свердловской области — может этого не просить, но про него будут писать. Евгений Артюх также припомнил публикации колонок Евгения Куйвашева в федеральных СМИ. По его словам, «Народный фронт» не смог найти следов того, что статьи о губернаторе оплачены. «Нужно проводить расследование, спрашивая в СМИ, как появилась публикация в коммерческом издании», — поделился координатор оргкомитета «За честные закупки» возможной методологией борьбы с самопиаром губернаторов.

Понятно, что пока о пиаре глав регионов только зашла речь и от слов до реального наказания пройдет еще очень много времени. Пока «состава преступления» в многомиллионных тратах нет, а значит, можно продолжать смело раздавать деньги и улыбаться в камеру.