Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Правее, на солнце, вдоль рядов кукурузы». Как пилот А321 нарушил инструкцию и спас 233 человека

15 августа 2019, 20:49
КВС Дамир Юсупов не смог с первого раза поступить в летное училище, но повторил попытку. Чтобы через девять лет, в считанные минуты принять единственно верное решение и спасти десятки жизней.

Самолет «Уральских авиалиний» Москва — Симферополь утром 15 августа аварийно сел в кукурузном поле в Подмосковье после вылета из аэропорта Жуковский. Один из двигателей загорелся в воздухе, второй просто выключился после попадания в них чаек.

Пассажиров эвакуировали из салона по надувным трапам. Эвакуацию проводили бортпроводники Надежда Вершинина, Дмитрий Гончаренко, Дмитрий Ивлицкий, Алия Слякаева и Яна Ягодина. По последним данным МЧС, пострадали 74 человека, среди обратившихся за медицинской помощью 19 детей. При этом никто не погиб.

После эвакуации командир воздушного судна 42-летний Дамир Юсупов по громкоговорителю объяснял пассажирам, как выбраться с поля ближе к дороге: «Идем правее, на солнце, вдоль рядов кукурузы!». UPD: позднее выяснилось, что эти слова произнес бортпроводник Дмитрий Ивлицкий.

Позже Дамир Юсупов позвонил с незнакомого номера супруге и успокоил: «Любимая, привет! Все хорошо, все живы!». В семье Юсуповых четверо детей.

Глава Росавиации Александр Нерадько назвал решение экипажа самолета A321 сесть на поле «единственно верным». Airbus садился с полными баками горючего. КВС решил не выпускать шасси, несмотря на рекомендации производителя. Заслуженный пилот России Константин Онохин заявил РБК, что в аварийных ситуациях командир имеет право отклониться от любых инструкций для успешной посадки самолета, если он действует на основании своего опыта. «У командира остается право безопасно завершить полет любыми путями. Плюс летное мастерство и удача», — объяснил он.

Президент Шереметьевского профсоюза летного состава Игорь Дельдюжов также заявил, что пилот продемонстрировал свое мастерство. Заслуженный летчик России, генерал-лейтенант запаса Виктор Севостьянов назвал действия экипажа «ювелирными».

Дамир Юсупов родился 13 сентября 1977 года в городе Игарка Красноярского края в семье пилота вертолета. Он всегда мечтал летать, но не прошел медкомиссию, поступил учиться на юриста и работал в мэрии Сызрани.

В 33 года Дамир решил еще раз попытаться стать пилотом — и у него получилось. Он с отличием окончил Бугурусланское летное училище гражданской авиации и с 2013 года начал работать в «Уральских авиалиниях». Еще через пять лет Юсупов заочно окончил Ульяновский институт гражданской авиации им. Б.П. Бугаева по специальности «аэронавигация». Имеет налет более 3 тыс. часов.

Начальник летно-методического центра гражданской авиации Ульяновского института гражданской авиации Дмитрий Качан, который учился вместе с Дамиром в летном училище, помнит его как отличника, хорошо владеющего английским языком.

Второй пилот, уроженец Екатеринбурга Георгий Мурзин, в 2017 году также окончил Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации и с прошлого года работает в уральской авиакомпании. Его общий налет составляет более 600 часов.

Бывший наставник Юсупова и Мурзина, замдекана факультета летной эксплуатации Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации Гегам Маргарян признался в интервью ТАСС, что гордится воспитанниками. «Они каждый у меня — граненый [бриллиант]. Я такой счастливый отец, что мой сынок посадил машину за счет своих нервов и здоровья и спас столько людей. Я перед ним снимаю шляпу», — заявил замдекана.

Оба пилота не получили серьезных травм. Скоро они вернутся в небо.

  • Всем пассажирам аварийно севшего лайнера выплатят по 100 тысяч рублей компенсации.
  • Самолет (который уже попадал в аварию в 2013 году) восстановлению не подлежит.
  • У Минкульта попросят денег на съемки художественного фильма об экипаже, посадившем самолет после столкновения со стаей чаек. Его уже предложили назвать «Чудо на кукурузоне».
  • Дмитрий Медведев поручил Минтрансу подготовить документы по представлению к наградам членов экипажа А321.