Пресловутое старое-доброе кино, советская разановско-гайдаевская классика — на самом деле не такая уж широкая тема. В ежегодном праздничном ассортименте наших главных телеканалов — примерно десяток фильмов: «Ирония судьбы, или С легким паром!», «Карнавальная ночь», «Джентльмены удачи», «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Бриллиантовая рука», «Любовь и голуби», «Москва слезам не верит», «Служебный роман», «Кавказская пленница» и «Иван Васильевич меняет профессию».
Большую часть этих фильмов уже освоили интерпретаторы с разных московских студий. В 2006 году появилась «Карнавальная ночь 2, или 50 лет спустя», в 2007-м — «Ирония судьбы. Продолжение», в 2011-м — «Служебный роман. Наше время», в 2012-м — «Джентльмены, удачи!», в 2014-м — «Кавказская пленница!».
| |
|---|
| Кадр из фильма «Ирония судьбы. Продолжение», режиссер Тимур Бекмамбетов, 2007 год, Россия |
Но если в нулевые и десятые в это сомнительное мероприятие были вовлечены случайные, не связанные между собой люди, то в 2020-е производство ремейков советской классики взял на себя телеканал ТНТ. Теперь он выдает по экранизации в год. В конце 2022 года российской публике предложили «СамоИронию судьбы», в финале 2023-го — «Иван Васильевич меняет все», в 2024-м — «Небриллиантовую руку».
| |
|---|
| Кадр из фильма «Небриллиантовая рука», режиссеры: Роман Ким, Михаил Семчев, 2024 год, Россия |
В защиту экс-кавээнщиков во главе с Тимуром Батрутдиновым можно сказать, что они трезво оценили свое место рядом с Рязановым, Гайдаем, Меньшовым и другими. Они даже не пытались снимать собственно ремейки, диалоги с классиками, полноценные творческие переосмысления приключений Семена Семеновича Горбункова, Жени Лукашина или Ивана Васильевича Бунши, а стали действовать единственным известным им способом — в формате кавээновского капустника.
| |
|---|
| Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет все», режиссеры: Роман Ким, Михаил Семчев, 2023 год, Россия |
Под музыку Александра Зацепина и Микаэла Таривердиева «Каштан» и его друзья по Камеди-клабу — Гарик Мартиросян, Сергей Светлаков, Павел Воля и многие другие — выдают серию скетчей по поводу советских новогодних комедий. Впрочем, поскольку список этих фильмов, как мы помним, невелик, они довольно часто переходят на западную классику — новогоднюю или нет, не принципиально.
| |
|---|
| Кадр из фильма «СамоИрония судьбы», режиссеры: Роман Ким, Михаил Семчев, 2022 год, Россия |
В рамках «Самоиронии судьбы» камедиклабовцы проехались по «Один дома», «Игре в кальмара», клипу Бритни Спирс на песню Toxic, танцу Уэнсдей из телешоу «Уэнсдей» и фильму братьев Коэнов «Да здравствует Цезарь». После этого они себя уже не сдерживали. В «Иван Васильевич меняет все» пародируются «Назад в будущее», «Звездные войны», «Мстители», «Матрица», «Игра престолов» и «Гарри Поттер». «Небриллиантовая рука» добавляет в эту копилку бондиану, «Терминатора», «Робокопа» и многое другое.
| |
|---|
| Кадр из фильма «СамоИрония судьбы», режиссеры: Роман Ким, Михаил Семчев, 2022 год, Россия |
Чтобы играть русские версии Нео, Капитана Америки, Тони Старка, Люка Скайуокера, Дока и Марти, Сары Коннор, Джона Сноу и Гарри Поттера, тээнтэшники, похоже, наняли всех более-менее популярных в Москве актеров, певцов, стендаперов, тиктокеров и просто селебрити: Филиппа Киркорова, Ольгу Бузову, Михаила Галустяна, Сергея Жукова, Азамата Мусагалиева, Алсу, Аниту Цой, Клаву Коку, Анну Хилькевич, Марину Кравец, Анну Асти, Хабиба, Павла Деревянко, Гошу Куценко, Дмитрия Губерниева, Никиту Кологривого, Сергея Лазарева, Шуру, Милонова, Uma2rman, Niletto, «Иванушек International», Владимира Епифанцева, Сергея Шнурова, Регину Тодоренко, Диму Билана, Полину Гагарину, Катю Лель, Александра Баширова, Алексея Воробьева — и еще человек 150.
| |
|---|
Даже страшно представить, сколько пришлось заплатить всем этим людям за такие камео. Однако данные о бюджете, а также сведения о прокатных успехах новогодней трилогии от ТНТ строго засекречены. Структурное подразделение ПАО «Газпром» — ООО «Газпром-Медиа» — не считает своим долгом отчитываться перед налогоплательщиками о том, сколько тратит и сколько зарабатывает. Поэтому обычные рыночные механизмы оценки эффективности здесь не работают. Сказать, провалились ли они в прокате, невозможно. Впрочем, как это обычно бывает с фигурами умолчания, сам факт отсутствия нормальной официальной прокатной статистики красноречивее любых цифр.
| |
|---|
Газпромовцы публикуют только количество зрителей, которые посмотрели их кино. Цифры, прямо скажем, внушительные — 40–45 миллионов человек. Но есть нюанс, и он повторяется из года в год: через пару недель после кинотеатрального проката «СамоИронию», «Ивана Васильевича меняет все» и «Небриллиантовую руку» ставят в эфир ТНТ и выдают данные просмотров телеканала (которые в новогодние каникулы выше, чем когда-либо) за итоговую статистику.
| |
|---|
Судя по всему, ежегодная апроприация новогодней и всей прочей киноклассики ведется, не считаясь с расходами. Сотню лет назад американский нефтяной магнат, инженер, авиатор и продюсер Говард Хьюз вел свой кинобизнес по той же схеме. Но он все-таки снимал по оригинальным сценариям, а его «Ангелы ада», «Лицо со шрамом», «Вне закона» и другие, хоть и не превращались в прокатные хиты, но номинировались на «Оскар», популяризируя имя Хьюза и его компании. А какой прок от этих невозвратных вложений ПАО «Газпром» — сказать непросто.
| |
|---|
Так или иначе, этот поток, похоже, уже не остановить. И под занавес 2025 года Батрутдинов и Ко выпускают в кинотеатрах страны четвертую серию своей паразитической новогодней франшизы — «Невероятные приключения Шурика». Из названия можно заключить, что следующей жертвой ТНТ стала «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» — предпоследний фильм из канонического новогоднего топ-10, до которого еще не дотянулись жадные руки московских экранизаторов. Теперь не переделанными остались только «Любовь и голуби» Владимира Меньшова. Хотя в рамках запутанного сюжета «Невероятных приключений Шурика» режиссеры Роман Ким и Миша Семичев и сценаристы Андрей Шелков и Максим Ткаченко слегка проезжаются и по «Голубям».
| |
|---|
Но начинают они с вообще нерушимой классики — оскароносного «Форреста Гампа». Под музыку великого голливудского композитора Алана Сильвестри Каштан Батрутдинов, одетый как Том Хэнкс, сидит на точно такой же скамейке на автобусной остановке — с коробкой шоколадных конфет на коленях и чемоданом. А вместо афроамериканской медсестры с больными ногами, которая сидела рядом с Хэнксом в фильме Земекиса, у нас сидит Ольга Бузова. Она сжирает все конфеты из коробки Форреста Батрутдинова и отказывается слушать его рассказ о своей жизни. Но Тимура уже не остановить.
| |
|---|
В следующем 130-минутном стендапе, нарезанном из трехминутных скетчей, пародируются популярные сцены из «Операции Ы» (правда, совсем немного — лишь пара фрагментов из «Наваждения»). Гораздо сильнее досталось «Кавказской пленнице», «Служебному роману» и «Джентльменам удачи». Кроме того, ТНТ в миллионный раз процитировало «Иронию судьбы или С легким паром», а еще — «Двенадцать стульев», «Мэри Поппинс, до свиданья», «Белое солнце пустыни», «Приключения Электроника», «Мимино», «Семнадцать мгновений весны», «Дьявол носит Prada», «Побег из Шоушенка», «Одиннадцать друзей Оушена» и «Королевство полной луны».
| |
|---|
Главной партнершей Шурика/Гампа/Батрутдинова снова стала Марина Кравец, которая заменила сразу двух великих Наташ из 1960-х — Селезневу и Варлей — и сыграла одновременно и Лиду, и Нину. В товарища Саахова предсказуемо перевоплотился Гарик Мартиросян, его водителя Фрунзика чуть менее предсказуемо сыграл Михаил Галустян (для этой роли он даже сбрил бороду и стал совершенно неузнаваем). Воля и Утяшева преобразились в Новосельцева и Людмилу Прокофьевну, Светлаков сыграл товарища Сухова, Евгений Ткачук и Сергей Лыков (Казанова из «Улиц разбитых фонарей») — Остапа Бендера и Кису Воробьянинова, Ирина Горбачева — Мэри Поппинс, Никита Кологривый — многострадального Женю Лукашина, Никита Джигурда и Сарик Андреасян — самих себя.
| |
|---|
Но все эти издевательства над классикой уже никого не удивляют. Гораздо интереснее задуманы и исполнены музыкальные номера — «Невероятные приключения Шурика» еще и мюзикл. Сергей Лазарев перепел бессмертный хит Андрея Губина про «Ночь, что за странную свободу», Клава Кока и Валерия Bearwolf заново аранжировали «Сигма Бой», Анна Асти — балладу «Плачу на техно» (оригинал — Cream Soda и «Хлеб»), IOWA сделала кавер на «Экспонат» «Ленинграда», Билан и Гагарина — на «Свадебные цветы» из репертуара Ирины Аллегровой.
| |
|---|
Но апофеозом шоу стал исторический, в своем роде, выход самой зловещей российской медиазвезды последних недель — Ларисы Долиной с кавером на песню Инстасамки «За деньги да». По ходу музыкального клипа одетая в меха певица разбрасывает вокруг себя золото и бриллианты, купается в деньгах и заявляет, что за соответствующий гонорар готова на все.
| |
|---|
Это явно снималось задолго до кошмарной истории с продажей квартиры. И нормальные продюсеры наверняка вырезали бы провокационные кадры с оскандалившейся селебрити, чтобы как-то дистанцироваться от теперь уже отмененной антигероини. Однако создатели фильма не тронули сцены с Долиной, а решили привлечь к ним дополнительное внимание, снабдив издевательской ремаркой о том, что все события клипа произошли под влиянием мошенников.
| |
|---|
А означает все это только одно: ТНТ давным-давно наплевать на зрителя, и придете ли вы в кино или нет, включите их канал или нет — никого не волнует.
| |
|---|
«Невероятные приключения Шурика» — это вообще не совсем кино, а что-то вроде ежегодной трансляции новогоднего газпромовского корпоратива. Протестовать против нее бессмысленно, бойкотировать — тоже: мнение аудитории никем не учитывается. Сотни приглашенных звезд и их заказчики аплодируют друг другу, не оглядываясь на зрительный зал. Может быть, там кто-то и есть, а если и нет — не имеет значения. Это шоу — превыше всего и должно продолжаться несмотря ни на что.
Удачного просмотра.