Президент Халк крушит Капитолий. Павел Матяж — о фильме «Капитан Америка: Дивный новый мир»

14 февраля 2025, 11:11
Фото: Павел Матяж для 66.RU
Российские пираты завладели 35-м фильмом MCU, который одновременно является квадриквелом «Капитана Америки» и масштабной перезагрузкой этого персонажа. Ведь вместо вышедшего на пенсию Стива Роджерса / Криса Эванса капитанский щит теперь носит Сэм Уилсон в исполнении Энтони Маки.

Наступили темные времена. Никто этого не отрицает. Величайшая кинокорпорация в мире, еще каких-то шесть лет назад лепившая суперблокбастеры как горячие пирожки (три фильма Marvel 2019 года суммарно заработали 5 миллиардов долларов в прокате) остановила свой конвейер. В 2024-м в кинотеатрах вышел только один новый фильм MCU — «Дедпул и Росомаха» — превосходное шоу, но как будто из параллельной вселенной, и два таких же необязательных сериала «Эхо» и «Это все Агата». Еще был второй сезон мультсериала «Что, если», но его, похоже, вообще никто не смотрел.

Очевидно, что боссы корпорации Disney, руководители Marvel, никому неизвестный ноунейм-режиссер и целый легион его продюсеров и сценаристов не питают иллюзий относительно текущей ситуации. И поэтому уже на десятой минуте своего нового фильма отправляются на кладбище. 82-летний ветеран Голливуда Харрисон Форд бродит там между могил и вслух, словами проговаривает зрителям экспозицию. Это не очень хороший признак и не самое удачное начало.

Но в целом ладно. Много хороших фильмов начиналось на кладбище. Некоторые — с чтения текста с листа. Вспомните хотя бы «Звездные войны» или «Аватар». Вот только Джеймс Кэмерон и Джордж Лукас не экономили при этом на спецэффектах.

Кадр из фильма «Звездные войны. Эпизод 4: Новая надежда», режиссер Джордж Лукас, 1977 год, США

Понятно, что никакого кладбища в реальности не существует и все это снято на «зеленке» в павильоне. Но настолько неубедительно, что напоминает старинные вестерны Джона Уэйна с нарисованными гуашью задниками. Белое «небо» пугающе мерцает вокруг фигуры Форда, создавая размытое свечение. Это что, нимб? Заслуженный артист кажется вырезанным и вставленным на это кладбище из какой-то другой сцены. Для фильма с бюджетом 185 миллионов долларов это выглядит очень сомнительно.

Ну ок-ок, предположим, что все это какая-то постмодернистская метаирония. Мы все в XXI веке, в конце концов. Может быть, специалисты по CGI просто так шутят над дедушкой Фордом. Ведь он же уже такой старый и ему скоро самому придется отправиться на кладбище, чтобы заполучить нимб. Весело, правда? Ууу! Ууу! Они нас всех просто разыграли!

Однако в следующих сценах постановщики трюков и художники «Нового дивного мира» продолжают иронизировать над публикой. В автомобильных сценах все дрожит от незакрепленной как следует камеры, драки шокирующе схематичны, а нарисованные на компьютере корабли и самолеты напоминают об играх, сделанных в начале века. Почему с каждым годом графика в фильмах MCU становится не лучше, а хуже?

Возможно, «телевизионность» картинки обусловлена тем, что сама история отталкивается и сюжетно наследует шоу «Сокол и Зимний солдат», кульминацией которого стало принятие крылатым героем Сэмом Уилсоном щита и символического титула, дарованного ему предыдущим Капитаном Америкой, Стивом Роджерсом. Отчасти это так и есть, но те мечтатели, которые надеются, что перед просмотром «Капитана Америки 4» им нужно будет припомнить только один марвеловский сериал трехлетней давности, серьезно заблуждаются.

Исходная предпосылка фильма во многом основывается на событиях главного кассового провала MCU под названием «Вечные» (ну наконец-то хоть кто-то вспомнил про циклопического космического бога, едва не восставшего из Индийского океана и не уничтожившего Землю) и неразрывно связана с сюжетом «Невероятного Халка» 2008 года, где под зеленого великана гримировали еще Эдварда Нортона.

Кадр из фильма «Невероятный Халк», режиссер Луи Летерье, 2008 год, США

Но, к сожалению, и это не главная трагедия. У Энтони Маки и его руководителей есть более серьезный повод для беспокойства. Ведь сюжет их новейшего фильма с ироничным подзаголовком «Новый дивный мир» во многом повторяет события «Зимнего солдата». Новый Капитан Америка оказывается втянут в геополитический заговор, на этот раз связанный с покушением на персонажа Харрисона Форда генерала Росса, которого недавно выбрали президентом США. Нападение возглавляет еще один древний суперсолдат времен Второй мировой, который, как и Баки Барнс до него, запрограммирован какими-то негодяями. Кэпу снова предстоит выяснить, кто за всем этим стоит.

От сравнения со вторым эпизодом «Капитана Америки» четвертый довольно сильно проигрывает. В «Зимнем солдате» были отлично поставленные перестрелки и драки, а детективную интригу он заимствовал из лучших шпионских триллеров нулевых и десятых. В «Дивном мире» вместо этого сумбур и неразбериха. Многочисленные пересъемки и целых пять авторов сценария нагрузили историю массой бесполезных сюжетных линий и персонажей.

Совершенно непонятно, зачем нужен герой Дэнни Рамиреса, который теперь стал новым Соколом. Практически некуда применить свои драматические таланты великому Джанкарло Эспозито. Да и новой израильской «черной вдове» Шире Хаас, которая неожиданно для всех оказалась на месте Флоренс Пью. Хотя, может, это и к лучшему: погрязшая в противоречиях сотрудница госдепа почти ничего не дает истории и если в следующих фильмах она просто куда-то исчезнет — никто и не заметит.

Энтони Маки мог бы вынести все это на своих широких плечах, но у его персонажа, главного, на минуточку, героя истории, тут существенно меньше времени, чем у Харрисона Форда. Похоже, марвеловские боссы так разволновались, заполучив в свое шапито самого Хана Соло, что на радостях решили сделать его центром всей драмы.

Генерал и президент Росс, который раньше вообще-то был злодеем (в предыдущих фильмах он представлял собой инфернальную вариацию выжившего из ума пентагоновского ястреба, виновного во всевозможных военных преступлениях), тут переосмыслен как трагическая фигура. Он несет груз ошибок прошлого, раскаивается за свой гнев, высокомерие, жажду власти и отчаянно пытается примириться с дочерью (не постаревшая ни на день за 17 лет со своего прошлого появления в составе MCU Лив Тайлер входит в кадр ровно на 10 секунд и выглядит так, будто сгенерирована с помощью ИИ).

Понимая, как все устроено, Харрисон Форд разыгрывает эту карту во всех долгоиграющих франшизах со своим участием. Рефлексию, сожаления и трогательные извинения он дает и в финальном «Индиане Джонсе», и в «Бегущем по лезвию 2049», а в «Звездных войнах» даже дважды, сначала вживую, а потом в виде «призрака силы» (хотя он не джедай и само по себе это абсурд, но не будем отвлекаться).

Так или иначе, безвкусный антураж «Нового дивного мира» обесценивает актерский подвиг Харрисона Форда. Удручающе видеть артиста такого калибра, произносящего пропагандистские речевки перед парой десятков статистов на фоне корявенько сгенерированного овального кабинета.

Впрочем, все это меркнет после того, как его персонаж претерпевает некоторые «изменения». Кульминация с Халком – Харрисоном Фордом также страдает от чудовищной компьютерной графики, но она единственная во всем фильме все-таки доставляет что-то похожее на привычное любителям кинокомиксов постмодернистское веселье. В обратившемся в монстра президенте США, в безумной ярости крушащем Капитолий, только ленивый не сможет рассмотреть жирнейший намек на Трампа.

В остальном четвертый «Капитан Америка» остается довольно неряшливым, неуклюжим, вызывающим неловкость зрелищем. Надежды, возлагаемые фанатами на то, что менее плотный съемочный график позволит специалистам из Marvel качественнее выполнить свою работу, не оправдались. «Новый дивный мир» оказался глубоко вторичен, уродлив и пронизан отвратительным милитаризмом даже сильнее, чем все предыдущие фильмы про Капитана. Ну, может быть, кроме самого первого.

Через год после выхода «Дедпула и Росомахи» панковского, гомерически смешного и очень взрослого фильма, заработавшего в прокате 1,3 миллиарда долларов, Marvel откатились назад. Они не извлекли никаких уроков из успеха Шона Леви, Райана Рейнольдса и Хью Джекмана и в очередной раз пробили очередное дно. Смотреть их новый фильм можно только из большого уважения к густым сединам одного очень пожилого артиста.

Удачного просмотра.

Павел Матяж
Кинообозреватель

Читайте также