Есть такой анекдот. Поэт Тютчев вернулся из-за границы в Санкт-Петербург, встретил знакомого и поинтересовался, что стало с Дантесом, застрелившим на дуэли Пушкина. Приятель ответил: по приговору военного суда Дантеса выслали за границу. Тютчев удивился, что француз избежал тюрьмы, и сказал мрачно: «Пойду Жуковского убью!»
В наше время место дуэли Пушкина с Дантесом объявили объектом исторического и культурного наследия федерального значения. Об этом говорится в постановлении Правительства РФ 2001 года, приказе Министерства культуры РФ 2017 года и распоряжении Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) Санкт-Петербурга 2023 года.
Во всех документах Дантеса называют «Э. Дантес».
На это обратила внимание юрист из Санкт-Петербурга Юлия Коновалова. В январе 2023 года она обнаружила распоряжение КГИОП на портале правительства Санкт-Петербурга, навела справки и убедилась, что в действительности убийцу Пушкина звали Жорж Шарль.
Э. Дантес, возможно, означает Эдмон Дантес — так зовут главного героя романа Александра Дюма «Граф Монте-Кристо». По версии Коноваловой, чиновники спутали реального Дантеса с литературным персонажем. Затем ошибку повторяли в других официальных бумагах.
О своем открытии Юлия сообщила сотрудникам КГИОП. Ответ пришел ровно через месяц. Руководитель комитета объяснил: под таким названием — «Место, где 27 января 1837 года состоялась дуэль поэта Пушкина А.С. с Дантесом Э.» — объект значится в госреестре памятников культурного наследия. Этой формулировкой годами пользуются другие ведомства.
Коноваловой пообещали известить об ошибке российский Минкульт РФ, после этого прошел год, но в документах ничего не изменилось.
В январе 2024 года Юлия отправила министру культуры Ольге Любимовой письмо с вопросом, почему ошибку не исправили. Чиновники объяснили: оснований менять формулировку нет, поскольку ведомство не получило запрос от КГИОП — уполномоченного органа, отвечающего в Санкт-Петербурге за памятники. И добавили: проблему можно решить другим способом — с помощью государственной историко-культурной экспертизы, которую оплачивает заказчик, например, физическое лицо.
Летом 2024 года Коновалова добилась, чтобы питерский КГИОП призвал Минкультуры РФ внести правку в реестр объектов культурного наследия, заменив «Дантес Э.» на «Дантес Ж.Ш.».
Поскольку 2024 год объявили годом Пушкина, был шанс, что ведомство перейдет от слов к делу.
По словам Юлии, эти надежды не сбылись. Последнюю попытку достучаться до чиновников она предприняла в январе 2025 года.
Те сказали: прежде чем вносить коррективы в приказ Министерства культуры РФ, нужно исправить ошибку в постановлении Правительства РФ. Сделать это должен питерский КГИОП — когда он пришлет соответствующий документ, исправят уже и приказ.
После этого у Юлии пропало желание ходить по замкнутому кругу.
Возможно, считает она, все не так просто. Одна из литературных теорий говорит, что Александр Дюма — это реинкарнация Александра Пушкина, который выжил после дуэли, тайно уехал во Францию и зарабатывал на жизнь историческими романами. В «Графе Монте-Кристо» он заставил страдать человека по имени Эдмон Дантес, напоминавшему поэту о Жорже Шарле Дантесе, стрелявшем в него на последней дуэли.
Тогда упоминание об Эдмоне Дантесе в документах российских ведомств можно хотя бы понять.