У этого текста нет цели собрать вообще всех — это задача невыполнимая, они каждый день появляются. Давайте попробуем хотя бы разложить по полочкам крупнейшие концерны с учетом реалий последних месяцев.
В 2024-м Changan решил, что уже большой и важный, и вывел модели UNI в отдельный бренд. Сначала все осталось как было, просто модели линейки CS стояли в одной части шоурума, UNI — в другой, премиальной. Потом, говорят мои собеседники в дилерском сообществе, Changan пошел экспериментировать дальше: одним дилерам оставил только линейки CS, другим — только Uni. «Но эксперимент так себе, сейчас думают все обратно собрать», — говорит мой собеседник из ДЦ UNI.
А «так себе» — это когда иные дилеры все еще распродают модели 2023 г. в.
На фоне конкурентов Changan развивается весьма консервативно — не захламляет рынок брендами, суббрендами, дочками суббрендов. Например, только под конец января'25 сподобился вывести свою «электрическую» дочку Avatr. Первенец в РФ — электрический кроссовер «11». За 6,95—7,8 млн
Первым покупателям дали (или еще только дадут) пожизненную гарантию на электрическую часть конструкции. Что бы это ни значило, но видели мы ту гарантию от китайцев.
Great Wall на днях минимум дважды залетал на первые полосы. Сначала — с дебютом TANK 400, 4-й моделью в гамме, затем — с обновленным пикапом Poer, который единственный на нашем рынке официально продается под материнским брендом Great Wall Motors. Остальная линейка Great Wall в России — дочки.
Интересно, что единственный, собственно, Great Wall в гамме — Poer — в прошлом году порвал все чарты в сегменте пикапов. А сам пикап показал исторические результаты продаж: так хорошо в России подобные автомобили не брали никогда. Возможно, это как-то связано с тем, что китайцы активно осваивают этот сегмент и предлагают все больше пикапов. А будет предложение, и спрос нарисуется. Почему до китайцев никто об этом не подумал?..
Jetta — это Volkswagen для бедных. По крайней мере, так его задумали в Китае на пару с самим VW: под этим брендом из компонентов VW собирают упрощенные VW. Правда, чтобы российской «бедноте» прикоснуться, допустим, к упрощенному «Тигуану» (Jetta VS7), надо выложить никак не меньше 2 917 000 ₽. Что поделать — времена такие: что китайцу — «помоечка», то русскому «премиалочка».
В отдельный бренд вывели и линейку Bestune. Что получилось — мы все на днях видели (и, к сожалению, слышали).
В гамме — лифтбеки и кроссоверы. Простенькие. Средненькие. Естественно, с 1,5 турбо — китайцы редко возят что-то еще. Но тут вот привезли: моторы бывают и двухлитровые. Зато и цены — не кусаются: большинство «Бестюнов» можно взять до 3 млн. На сложившемся рынке — бюджетнее некуда.
Hongqi же — это самый премиальный бренд в Китае. Ну, потому что на машинах этого бренда ездит верхушка правящей партии. То есть они покруче Mercedes-Benz будут. На «Мерсах» всего лишь Ангела Меркель ездила, а на Hongqi — сам товарищ Си. Понимать надо.
Все тревожнее стратегия Geely на российском рынке. С одной стороны, они сокращают модельный ряд под оригинальным брендом. Так, на днях с сайта пропал Atlas Pro. Зато всегда есть такой же, но X70 от исконно белорусского бренда Belgee.
Но на Belgee они не остановились и продолжили «почкование». Так, под занавес прошлого года появился автомобильный бренд ЗНАЛЗВЕЗДУ, под которым нам теперь предлагают знакомую Tugella.
А недавно ООО «Слава Моторс Рус», аффилированное с Belgee и ЗНАЛЗВЕЗДУ, зарегистрировало еще один товарный знак — Nordcross. На рынке как о свершившемся факте говорят: под этим названием россиянам предложат электромобили Zeekr. Которые официально на рынке не представлены, но, несмотря на это, стабильно рвут чарты по продажам «электричек».
И стратегия Geely вырисовывается четко и ясно: на случай вторичных-третичных санкций у них подстелена соломка. Если что — нет никакого Geely Coolray, Geely Tugella, Geely Atlas Pro и Zeekr. Есть, условно, Belgee X70, ЗНАЛЗВЕЗДУ 001 и какое-нибудь Nordcross.
А Geely? У Geely лапки. Они, если что, решительно озабочены и категорически осуждают.
Эти заполонили вообще все. Но особый интерес представляет только их последний «отпрыск» — остальные более-менее известны. Хотя и тут без сюрпризов: SOUEAST — это такое же Chery, как любое другое Chery. Хоть под брендом OMODA, хоть Jetour — все плюс-минус то же самое, что у Chery, только за 3 899 000 ₽ минимум. Моторы — 1,6 / 2,0 л, 15-дюймовый планшет, много кожи. Из интересного — адаптация для России: обогревы вообще всего, включая форсунки омывателя лобового. Впрочем, ничего того, чего не предлагали бы другие Chery с примерно теми же агрегатами и наполнением.