С помощью стрит-арта жители Екатеринбурга общаются с властью («Заставь чиновников работать», РА «Восход»; «Грязьбург» и «Видимость», Слава ПТРК), с церковью и прихожанами («Патриарх-копилка», Слава ПТРК; «Извините, Бог временно недоступен. Попробуйте перезвонить позже», Рома Инк), с городом (миниатюрные фигуры людей Сергея Рожина; «Городской кот» Славы ПТРК), страной (Фигура #1: Стабильность, Тимофей Радя; «Что ты будешь делать, если начнется война», арт-группа «Злые») и даже со всем миром (мемориал жертвам теракта в Ницце, Рома Инк).
Высказываются на актуальные темы («Фигура #2: Игра», Тимофей Радя). Отдают дань памяти («Поджигатели мостов», RIP Amy, «Боуи», Слава ПТРК). Делают город менее агрессивным (абажуры Тимофея Ради, зеркальные голуби Натальи Пастуховой, практически все работы Udmurt). Выражают политическую позицию (портрет Владимира Путина, который можно разобрать на части, и похожий портрет за решеткой на железной двери, Слава ПРТК; «Вас *** (обманули)», Тима Радя). Ну и, конечно, вписывают свое имя в историю мирового стрит-арта (многие работы фестиваля «Стенограффия» стали частью виртуальной галереи Google Cultural Institute).
Степан (Айфо) Тропин, директор галереи уличного искусства «Свитер»:
— Уличное искусство — это же посыл. Ты выходишь на улицу, когда тебе хочется о чем-то говорить. По крайней мере изначально это было именно так. Ты хотел что-то донести до широкой общественности, свой крик, который исходит изнутри. Это еще и геройство, потому что то, что ты делаешь, запрещено законом, тебя могут поймать. И такие герои в Екатеринбурге всегда находились. Неудивительно, что они быстро попали в центр внимания, и Екатеринбург стал российской столицей стрит-арта.
Весной этого года FIFA TV выпустило новую серию презентационных роликов, посвященных городам — хозяевам чемпионата мира по футболу — 2018. Серия про Екатеринбург называлась «Стрит-арт-столица России». В кадр попали все самые известные объекты «Стенограффии». Организаторы фестиваля говорят, что это была не их идея. Кто-то сказал ребятам из FIFA, что уличное искусство — визитная карточка Екатеринбурга, и съемочная группа сама к ним пришла и предложила сделать видео.
Иностранцы и жители других российских городов давно знают, что в Екатеринбурге есть не только Храм на Крови, Плотинка, Исеть, Музей ИЗО, ГЦСИ и «Ельцин-центр». Обязательной частью программы становятся неоновая арка у «Салюта», сквозная работа «Самолетик», портрет молодого Юрия Гагарина, прижимающего к груди голубку, стрит-арт к юбилею Победы на кольце у «Дирижабля» и самые большие в мире банки сгущенки и супа Кэмпбелл. Все эти объекты давно можно найти в популярном туристическом приложении Izi.Travel. Гид предлагает два варианта маршрута: «Екатеринбург — галерея под открытым небом» и «Мир глазами улиц» (на английском и на русском).
В первой части спецпроекта «Философия крыш» мы решили вспомнить самые важные события и имена уличных художников, благодаря которым Екатеринбург стал российской столицей стрит-арта. В качестве бонуса предлагаем вам несколько десятков фотографий глубоких, противоречивых, красивых и умных проектов уральских стрит-арт-артистов. Одни рисунки стерлись, другие осели в галереях или были выкуплены коллекционерами, но многие из них до сих пор можно увидеть на улицах уральской столицы.
Теория помойки
О том, как улучшить городское пространство, думал еще художник, панк-скоморох и «народный дворник России» старик Букашкин (настоящее имя — Евгений Малахин). В 90-е гг. он разработал свою знаменитую «теорию помойки», согласно которой любой мусор мог быть искусством. Вместе со своими друзьями, свободным художественным обществом «Картинник», Евгений Малахин придумывал эскизы с разными «букашками-таракашками». Рисунками и стихотворными текстами украшали мусорные баки, стены, железные двери... Говорят, Евгений Малахин очень расстраивался, если коммунальные службы или местные жители потом их стирали.
|
---|
Музей Старика Букашкина в бомбоубежище УрФУ, на Ленина, 51. |
Сегодня оригинальных работ Букашкина на улицах Екатеринбурга практически не осталось. Одним из самых популярных мест до сих пор считается «Тропа Букашкина». Во дворе на Ленина, 5 еще можно увидеть гаражи, расписанные по задумке Евгения Малахина. Правда, большая часть рисунков «Тропы» появилась уже после его смерти и вряд ли представляет большую ценность.
Самый красивый комплекс, расписанный по эскизам Букашкина, находился во дворе магазина «Золотой марципан» на Пушкина. «Картинники» украсили рисунками и стихами стены гаража и служебный вход в кондитерскую. Это место Евгений Малахин выбрал не случайно. Букашкин любил заходить в магазин и дарить свои деревянные арт-объекты. Владелица «Марципана» собирала эти «кубики» в гирлянды. Одну из них, расписанную Екатериной Шолоховой (или другими «картинниками»), спустя несколько лет она передала в Музей Старика Букашкина.
Музей появился в подвале-бомбоубежище УрФУ в 2008 г. С первых дней он позиционировал себя шире, чем музей одного художника, — уже тогда это был музей неофициального искусства Урала. Сегодня здесь хранится значительная часть работ Евгения Малахина.
Благодаря руководителю музея Тамаре Галеевой и другим сотрудникам кафедры истории искусств департамента «Факультет искусствоведения и культурологии» УрФУ работы старика Букашкина смогли увидеть в Петербурге, в Хельсинки, в Нью-Йорке… Этой осенью планируется еще одна выставка — в московском Музее наивного искусства.
Тамара Галеева, руководитель Музея Старика Букашкина:
— Старик Букашкин обращал в свою художественную, творческую веру всех, кто попадал в его окружение. Это и было в нем самым замечательным. Все вдруг начинали петь, танцевать, рисовать, сочинять стихи. То есть делать то, что он и сам умел великолепно. Это удивительное качество. Это харизма, это талант. Это тот тип художника, который встречается очень редко. Я считаю, что Старик Букашкин — это такой Дягилев из подвала на Толмачева, где находилась его дворницкая.
Недавно на улице Малышева появился портрет Старика Букашкина. Пермский художник Александр Жунев сделал изображение полностью из кусочков цветного скотча и таким образом отдал дань памяти первому стрит-арт-художнику Екатеринбурга.
|
---|
«Старик Букашкин тем невероятен, что стих его заборист и понятен». Автор работы: Александр Жунев |
Философия заборов
Фестиваль «Длинные истории Екатеринбурга» проходил 8 лет подряд, с 2003 по 2010 гг. Начинался он как имиджевый проект: накануне празднования 280-летия города власти хотели что-то сделать с бетонными заборами, которых в начале нулевых на улицах Екатеринбурга было особенно много. В список попали 15 заборов, они же и стали одной из первых масштабных легальных площадок, на которой каждый художник при желании мог о себе заявить.
— Перед нами встала задача — сделать нечто, визуально и концептуально отличающееся от существующей практики работы с подобными объектами, — говорила в одном из интервью куратор фестиваля, арт-менеджер, лауреат премии Сергея Курёхина Наиля Аллахвердиева. — Было очевидно, что никто лучше современных художников с этим не справится, ведь современное искусство — это область постоянных экспериментов с образами и идеями.
Для многих художников «Длинные истории» стали первым публичным выходом и хорошим стартом. Открытием первых лет фестиваля можно считать команду ArtError, представившую проект «®evolution». Позже в интервью порталу Urbanroots участник команды Виталий Мизер скажет, что история команды началась с «дерзкого бомбинга» где-то в центре Екатеринбурга.
Виталий Мизер, участник команды ArtError:
— Про то, как команда появилась, даже и не задумывался как-то. Дело в том, что образование команды не было самой целью. Всё само собой сложилось — мы сами только через год поняли, что образовалось крю. Плечо к плечу, как единый организм, где каждый выполняет свою роль для поддержания жизни, чувствует уважение и ответственность перед своим «творческим бразиком». Осознанное понимание, что мы команда, пришло в ночь на 1 мая 2003 г. Это был дерзкий бомбинг на центральной улице города. Первоначально название звучало как ARTТERROR, а потом, на каком-то этапе одна буква «Т» сама собой исчезла, и мы нашли в этом определенный смысл. В чём-то террор — ошибка.
Степан Тропин:
— В то время ArtError задавали очень высокую планку всему граффити. Прошло больше десяти лет, но работы такого уровня исполнения до сих пор встречаются крайне редко. Кто-то из ArtError остался в Екатеринбурге, кто-то уехал за границу, занялся дизайном, архитектурой или холстами, но каждый из них по-прежнему находится на подъеме.
Идея поставить памятник клавиатуре на набережной Исети появилась во время третьего фестиваля. Впоследствии «Клава» Анатолия Вяткина стала одним из самых популярных скульптурных арт-объектов Екатеринбурга. Ее даже номинировали на конкурс «7 чудес России» — наравне с Невьянской башней, парком «Оленьи ручьи», Храмом на Крови.
С «Длинными историями» связан федеральный успех еще одной работы Анатолия Вяткина — «Вот такая колбаса!». Он нарисовал черно-белых человечков, которые общались друг с другом и со зрителями с помощью надписей. Фотографию забора запостил на своем сайте известный дизайнер Артемий Лебедев. Он назвал работу Анатолия «лучшим забором страны».
|
---|
«Вот такая колбаса!», Анатолий Вяткин. Фото: askmontenegro.ru |
Рома Инк, уличный художник:
— Если раньше считалось, что то, что написано на заборах, читать не нужно, то стрит-арт всё изменил. На заборах все чаще стали появляться глубокие мысли, размышления на какие-то острые темы. Забор стал открывать перед многими двери, которые раньше были закрыты. Стали появляться новые техники рисования, ранее недоступные или незнакомые. В музеях такого не было. Уличные художники работали только своим воображением. Они стали придумывать, как использовать те или иные предметы. Появился стринг-арт, арт из растений и т.д. И все это порождало вау-эффект. Человек, может быть, не понимал, как это сделано, когда и кем. Но это же хорошо — у него появлялись вопросы. А когда человек задает вопросы — он эволюционирует, не стоит на месте.
Легенды мирового стрит-арта в Екатеринбурге
Идея фестиваля «Стенограффия» принадлежит рекламному агентству StreetArt. В 2010 г. Евгений Фатеев, Константин Рахманов и Андрей Колоколов решили, что должны создать портал, на котором было бы собрано все уличное искусство Екатеринбурга.
Андрей Колоколов, один из основателей фестиваля «Стенограффия»:
— Мы хотели качать стрит-арт в городе. Приезжали в Москву, в Питер и всем говорили, что Екатеринбург — российская столица стрит-арта. Хотя на тот момент, конечно, он таковым не являлся. Это было такое, знаете, залихватство с нашей стороны. Но когда эти слова впервые прозвучали, за Екатеринбургом стали пристально следить. И у нас появился мощный стимул довести начатое до конца.
Идею поддержала городская администрация, и уже на первую «Стенограффию» съехались сотни художников из 25 городов и трех стран мира. Организаторы поняли, что делать фестиваль с таким большим количеством участников физически очень трудно, и решили на следующий год сократить список участников.
Уже в следующем году участников стало меньше, зато появились легенды мирового стрит-арта: Herakut, Smash137, ECB, Peeta… Каждый из них, приезжая в Екатеринбург, работал бесплатно. Это одно из условий фестиваля. Но основная часть художников «Стенограффии» — это все же молодые ребята, которые пробуют себя в стрит-арте. Работы на конкурс присылают из многих городов России, Англии, Германии и даже Бразилии.
Евгений Фатеев, один из организаторов фестиваля «Стенограффия»:
— «Стенограффия» — это не кураторский арт-проект. Мы работаем в поле популярной культуры, мы работаем на город. Иногда наши темы могут звучать как темы школьных сочинений, зато в ответ мы получаем колоссальный срез информации о том, как мыслят тысячи художников по всей России. Многие из них пока только учатся, поэтому нередко используют в своих работах штампы. Но среди сотен эскизов, которые приходят к нам каждый год, есть и чистое зерно, с которым можно работать. Наша главная задача — растить художников, помогать им. Мы не хотим загонять их в искусственно созданные рамки.
Вторая по счету «Стенограффия» прославила Екатеринбург на весь мир. Популярный портал streetartutopia.com включил работу Nomerz (художник из Нижнего Новгорода) в список самых популярных в соцсетях мировых арт-объектов. Работа была сделана на стене одноэтажного дома на Воеводина, 4Б. Nomerz нарисовал лицо курильщика с выпавшими зубами-кирпичами и трубой-сигаретой. Помимо рисунка «Стенограффии» в топ вошли рисунки Бэнкси и Herakut.
Организаторы вспоминают, что многие популярные объекты рождались в диалоге с художником. Один из примеров — бочка сгущенки команды Taknado, которая сегодня по праву считается одной из достопримечательностей Екатеринбурга.
Мало кто знает, что на самом деле ребята приехали на фестиваль совсем с другими эскизами…
Андрей Колоколов:
— Мы хотим бросить художникам вызов, и чтобы они тоже бросали вызов нам. Мы с художниками воевать должны! Только так они будут расти над собой. Часто человеку просто не хватает критики. Поэтому мы стараемся его растрясти, вызвать на конфликт. Добиться того, чтобы он что-то для себя переосмыслил — и сделал еще лучше.
В этом году «Стенограффия» проходит уже в седьмой раз — и уже в семи городах и населенных пунктах России. За это время много раз менялись темы, стили, жанры, техники, подача. При этом организаторы не забывают и о преемственности в уральском стрит-арте. Так, например, в фестивале этого года принимают участие одни из старейших команд Екатеринбурга — ArtError, Rayons и Destroyers.
Не исключено, что уже в скором времени StreetArt запустит некую виртуальную площадку, с помощью которой художники смогут общаться и обмениваться идеями круглый год. И что самое главное — она поможет учиться и развиваться молодым.
Андрей Колоколов:
— Не настал еще тот момент, когда мы могли бы отойти в сторону, а стрит-арт бы сам собой развивался. Мы понимаем, что нам предстоит сделать еще очень много институциональной работы. Сейчас мы думаем над форматами проектов, с помощью которых можно поддерживать общение художников между собой в круглогодичном режиме. У этого проекта две цели. Первая — помочь художнику разобраться с самим собой, вторая — помочь ему развиваться профессионально.
Более подробно о фестивале «Стенограффия» вы можете прочитать здесь.
Паренек разговаривает с космосом
— Мы с друзьями делали небольшие трафареты и наносили рисунки на стены. Первая волна активности случилась где-то в середине нулевых. Трафареты становились сложнее, захотелось чего-то большего. Я понял, как можно создавать арт-объекты самому, — так Тимофей Радя в одном из интервью описывал свои первые шаги в стрит-арте.
Весной 2010 г. художник сделал проект «Первые полосы» (плакаты, склеенные из газет 1961 г.), который посвятил Дню космонавтики.
После надписи «Спасибо, Юра! Космос наш!», которая появилась на крыше дома в центре города, в Екатеринбурге о нем узнали все. С тех пор Тима Радя оставил не одно послание на крышах многоэтажек...
Андрей Колоколов:
— Парень методично рисует крыши. Негромко, но потом это складывается в определенную историю о том, как паренек разговаривает с Юрием Гагариным, с космосом. И мы что-то начинаем понимать про художника. Это уже совсем другой тип поведения.
|
---|
«Спасибо Юра, космос наш», 2010 г., Тима Радя. |
«Паренька» заметили финские искусствоведы, которые приехали в Екатеринбург в поисках талантливых молодых художников, и пригласили его за рубеж. Так началась мировая история Тимы Ради.
Проект «Твой ход» (2010) попал в один из самых известных каталогов уличного искусства Trespass (единственная русская работа). Там говорилось следующее: «Он выкрасил опоры моста в костяшки домино, рисовал с помощью «коктейля Молотова», обливал кровавой краской погибающие памятники архитектуры».
Про Радю стали писать авторитетные СМИ. Вот, например, цитата из статьи Daily Mail «Художник, который играет с огнем» о проекте «Вечный огонь» (2011): «Российский художник создал серию удивительных портретов героев войны, используя коктейль Молотова».
За проект «Статьи» Тима Радя получил премию Сергея Курёхина (самая престижная премия в области российского современного искусства) в номинация «Искусство в общественном пространстве». Также в копилке Ради награда ярмарки искусств в Нью-Йорке Cutlog, где он был заявлен в номинации «Лучший художник».
Все это, конечно, повлияло на стоимость его произведений. Журнал «Форбс» уже включил Радю в список самых перспективных уличных художников России. В прошлом году отпечатанная на стали фотография работы Тимы Ради на крыше многоэтажки в Екатеринбурге с надписью «Я бы обнял тебя, но я просто текст» была продана на аукционе Vladey за 16 тыс. евро.
|
---|
«Я бы обнял тебя», 2013 г. Тима Радя. |
Пронзительный свет чистого искусства
Перед тем как уехать в Москву, Слава ПТРК сказал, что в Екатеринбурге он всегда будет «вторым номером, потому что есть Тима Радя». Директор Галереи уличного искусства Степан Тропин считает, что если негласное деление на «первый» и «второй» номер и существовало, то оно было достаточно условным.
Степан Тропин:
— На самом деле все намного проще: есть заметные, умные, хорошо сделанные проекты, а есть незаметные, глупые и сделанные плохо. Если говорить о Славе ПТРК и Тиме Раде, то они оба работают в технике стрит-арта. Они оба делают хорошие, умные работы, в основе которых заложена идея. У них есть посыл — изменить мир к лучшему. Например, взять абажуры напротив Оперного театра. Это работа из серии «Улучшения на районе». То есть они видят и используют стрит-арт как средство для улучшения городской среды. Это то, благодаря чему они заслужили уважение.
|
---|
Слава ПТРК. Фото: личная страница художника «ВКонтакте» |
Сам Слава ПТРК считает, что популярность местных уличных артистов связана не столько с улучшением городской среды, сколько с силой их высказываний на социальные, политические и общечеловеческие темы. Проекты, которые делали художники Екатеринбурга в начале 10-х гг., были глубокими и умными. В то время мало кто делал что-то похожее в российском стрит-арте.
— Первая серьезная трафаретная работа, я считаю, не удалась — на ней была изображена огромная свалка, к ней подъезжали КамАЗы с мусором, и вороны вокруг летали. Но было холодно, краска была плохая — и все потекло, — рассказывал Слава ПТРК в одном из интервью о том, как начиналась его жизнь в уличном искусстве.
Дальше был трафаретный портрет патриарха Кирилла с головой в виде копилки. Рисунок появился около Храма на Крови, и целый год его никто не замечал. Но когда заметили — тут же закрасили. Слава нанес трафарет снова, слегка его изменив…
|
---|
«Патриарх-копилка», Слава ПТРК. Фото: the-flow.ru |
Затем был портрет Владимира Путина (2011), из-за которого художнику пришлось писать объяснительную в полиции.
|
---|
Портрет Владимира Путина, Слава ПТРК. Фото: the-flow.ru |
Мозаика с Эми Уайнхаус на трансформаторной будке на ВИЗ-бульваре стала одной из самых запоминающихся работ фестиваля «Стенограффия».
|
---|
RIP Amy, Слава ПТРК. Фото: vivacity.ru |
Позже на том же месте появился и исчез Дэвид Боуи.
Самую успешную работу Слава ПТРК сделал вместе с участником арт-группы «Злые» Владимиром Абихом. Проект «Уличная грязь» рассказывал об отношении прохожих к бездомным.
«Уличная грязь» была представлена в старинном замке Дании Фредериксборг (недалеко от Копенгагена) и впоследствии взяла первое место конкурса Portrait Now! (Дания).
Тамара Галеева:
— Я думаю, что через некоторое время к Славе ПТРК придет мировая известность. Он очень последовательно к этому идет. Конечно, есть опасность затеряться в Москве. Боюсь, что этот чистый, пронзительный свет может быть там невостребован. Все это не для прессы, конечно… Дай бог ему там удачи! Нам, без сомнения, очень жаль, что из Екатеринбурга уехал талантливый художник.
|
---|
Работа Славы ПТРК для фестиваля «Стенограффия». Фото: vivacity.ru |
Степан Тропин:
— Город не может отпустить одного гения и не сделать так, чтобы его место не занял другой. Я уверен, что на смену Славе ПТРК придет человек, который будет делать вещи не хуже. У нас в городе много художников, которые делают интересные, заметные работы. Гланая проблема заключается в том, что они могут что-то сделать, а потом надолго пропасть…
Музификация уличного искусства
Первая выставка в галерее «Свитер» открылась в январе 2014 г. в особняке на Пушкина, 12. Она называлась «Соседи» (кураторы хотели познакомить жителей Екатеринбурга с уличным искусством, которое «является соседом каждого, кто живет в городе»). Увидеть на выставке можно было работы художников, многие из которых уже были хорошо известны. Среди них Тимофей Радя, Слава ПТРК, Андрей Колоколов, арт-группа «Злые», Наталья Пастухова, Максим Реванш, Rayons, Илья Мозги, Destroyers, Сергей Рожин, Рома Инк.
Создателями галереи стали Степан (Айфо) Тропин и Алина Рахматулина. Изначально концепция «Свитера» заключалась в том, чтобы дать дом художникам, которые хотят делать большие, качественные работы в любое время года. «Уличное искусство вышло на уровень внятных концептуальных высказываний, не уступающих признанным представителям современного искусства. Мы считаем важным это показать», — говорили авторы «Свитера».
Рома Инк:
— Меня очень обрадовала новость о том, что у нас в городе открылась галерея уличного искусства. Это было место, уникальное для региона. О нем все мечтали года с 2005-го. Эта идея витала в мыслях. Но только ребятам удалось реализовать эту мечту с помощью каких-то своих знакомств, удачи. В галерею стали стягиваться люди. Они там работали, развивались, что-то пробовали. Открывали для консервативной публики уличное искусство. Многих художников до этого момента никто даже не видел. Сейчас же они находились рядом со своими работами. И людям это понравилось.
«Свитер» не был первым российским музеем стрит-арта. К тому моменту они один за другим появлялись во многих городах. Самым известным стал Street Art Museum, который начал работать в 2012 г. в Санкт-Петербурге. Очевидно, что Екатеринбург тоже нуждался в подобном пространстве. Неудивительно, что вскоре после запуска галерея стала одним из мест притяжения публики.
Рома Инк:
— Персонал галереи — это ребята, которые работают за хорошую и классную идею. Я своими глазами видел, что у нас еще остались люди, которые могут и хотят делать очень много и качественно не только за деньги.
От первоначальной концепции организаторы отказались уже спустя полгода. Несмотря на то что «Свитер» по-прежнему продолжал называть себя галереей уличного искусства, на его площадке довольно часто проходили мастер-классы по созданию ледяной скульптуры, стрит-дэнсу, созданию мозаики, фестиваль чайной культуры, концерты, кинопоказы... В галерее выставлялись не только уличные художники, но и те, которые никогда не имели отношения к стрит-арту. Так «Свитер» стал территорией для экспериментов вообще.
|
---|
Уличные художники сходятся во мнении, что до сих пор «Свитеру» не очень успешно удавалось выполнять одну из своих функций как галереи — продажа арт-объектов, которые создаются специально для выставок. Впрочем, Степан Тропин говорит, что с самого начала не делал на это ставку.
Степан Тропин:
— Если бы это было не так, то мы бы не смогли сделать семиметровую русалку или поставить машину Славы ПТРК, которая во время одной из выставок была вмонтирована в потолок. То есть то, что существует только здесь, ради одной выставки, ради двух фотографий, а потом просто убирается. То, что создано не для продажи, а для искусства. Мы выбрали именно такой формат, потому что как только художник начинает задумываться о деньгах, он начинает что-то делать для того, чтобы потом это выгодно продать. Он уже не будет делать такую машину, как у Славы ПТРК, потому что это непродаваемое искусство.
В последние выходные июля галерея по просьбе собственника особняка на Пушкина, 12 после шумной прощальной вечеринки освободила помещение. У здания в скором времени появится новый арендатор. Скорее всего, на этом месте будет ресторан. Поиск нового дома пока продолжается, но люди, знакомые с ситуацией, говорят, что авторы галереи уже получили выгодное предложение. Теперь главный вопрос — когда именно они смогут въехать в новое помещение.
|
---|
«Нам бы хотелось открыться на новом месте уже осенью», — говорит Степан Тропин. Пока же сотрудники «Свитера» заняты летним образовательным лагерем для взрослых, который раскинется на турбазе около озера Увильды.
Более подробно о галерее уличного искусства «Свитер» вы можете прочитать здесь.
Новые герои
Говоря о том, что происходит в уличном искусстве Екатеринбурга сейчас и что с ним будет дальше, Слава ПТРК старается не делать конкретных прогнозов: «Сейчас начался какой-то новый этап, и я пока не знаю, что он принесет. Основные художники в городе либо не активны, либо делают что-то не очень крутое, либо уехали».
Степан Тропин более оптимистичен: «Ребята, которые меня сейчас удивляют, это арт-группа «Злые». Это Udmurt — один из новых художников, который делает миниатюрные работы. Это Наташа Пастухова, которая рисует на улице и одновременно работает дизайнером-иллюстратором… Можно очень долго перечислять».
Отсутствие громких имен в публичном пространстве (к сожалению, Тимофей Радя давно не делал стрит-арт-работ в Екатеринбурге; Слава ПТРК, который в последнее время, напротив, работал особенно продуктивно, переехал в Москву) должно подстегнуть других талантливых художников работать больше и более качественно. Пока так и происходит: главной работой последнего месяца (внезапно) стали покеболы на набережной Исети художника Ромы Инка.
Вообще-то Рома Инк работает в стрит-арте последние пять лет, но до сих пор ни один из его проектов не производил столь мощного эффекта. О самом художнике широкой публике также было практически ничего не известно. Хотя среди своих его, конечно, знали. Так, например, в 2014 г. внимание на Рому Инка обратил Слава ПТРК, выделив его из ряда других молодых стрит-арт-артистов.
Рома Инк:
— Этим покеболом на набережной я не стремился выразить свою или общую любовь к игре, нет. Я создал себе альтернативную игру в покемонов. Это ведь ловушка, правильно? И в эту ловушку я собрал очень много этих боевых монстриков. Люди, фотографировавшиеся рядом с покеболом, теперь в моей коллекции. Это мои покемоны. Есть даже редкие… Одни играют в игры, которые придумывают, другие нет. Третьи придумывают свои. Но по сути это просто арт-объект и фотозона для всех желающих. Появившаяся в своем месте и в свое время.
Появление необычных арт-объектов в Екатеринбурге не осталось незамеченным федеральными и зарубежными СМИ. И хотя в статье мегапопулярного американского портала BuzzFeed нет ничего ни о посыле работы, ни о самом художнике (на тот момент имя автора еще не было известно), это все равно можно назвать успехом. Хотя бы потому что теперь даже за границей знают, что в Екатеринбурге есть не только Тима Радя.