Что случилось
Специалисты обнаружили сразу несколько конструктивных проблем самолета «Байкал». Самолет буквально нужно собирать заново, сообщил «Коммерсанту» собеседник, близкий к Минпромторгу. На устранение проблем может уйти пять лет.
Из-за этого в ведомстве рассматривают варианты: либо заморозить проект, либо передать его S7 Group. Оба решения — очень серьезный имиджевый урон для Свердловской области, считает собеседник 66.RU в региональном правительстве.
Несмотря на то, что разработка самолета «Байкал» на Уральском заводе гражданской авиации началась всего лишь в 2019 году, с этого момента уже много произошло, было сказано и обещано. Текст получился довольно большой, поэтому если вас интересует какая-то определенная его часть, можете воспользоваться этим оглавлением:
- Почему могли возникнуть проблемы с проектом и чем это может закончиться.
- Длинная история создания самолета, который с 2016 года уже дважды успел сменить разработчиков.
- Кому, когда и сколько самолетов пообещали поставить в УЗГА.
Причины и варианты выхода из ситуации
Авиаэксперт и исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев полагает, что в сложившейся ситуации отчасти виноваты и чиновники: «Финансирование опытно-конструкторских работ идет через Минпромторг, и доработка самолета в этой статье расхода не заложена. Вместо того чтобы сразу с запасом выделить деньги, чтобы перекрыть всевозможные риски, опережающими темпами доводить эти средства до разработчиков и давить на поставщиков, чтобы они вовремя отгружали и довозили комплектующие, некоторые чиновники предпочитали топать ногами и говорить: «почему срываете сроки?».
Рациональное решение в сложившейся ситуации — переориентировать все ресурсы на создание двухдвигательного легкого многоцелевого самолета «Освей» по проекту России и Белоруссии, уверен Пантелеев. Его должны выпустить в конце 2026 года — начале 2027 года. На этот проект больше ориентирован и якорный заказчик «Байкала» — авиакомпания «Аврора». Двухдвигательный «Освей» больше подходит для эксплуатации на Дальнем Востоке, чем однодвигательный «Байкал».
«Байкал» в том виде, в котором он есть сейчас, имеет высокую степень унификации с «Освеем» [в конструкциях используются одинаковые детали, узлы и механизмы]. Логично сейчас перекинуть все силы на него, а потом вернуться к доработке «Байкала» с тем же разработчиком. А передавать сейчас кому-то «Байкал», на мой взгляд, не стоит. Третий раз под одним и тем же именем делать что-то новое — сомнительно», — добавил Пантелеев в разговоре с корреспондентом 66.RU.
Хроника разработки «Байкала»
- 2016 год. Изначально разработкой легкого многоцелевого самолета на девять мест занимался Сибирский научно-исследовательский институт авиации (СибНИА). Сейчас там испытывают самолеты SSJ-100 и МС-21.
- 2017 год. Опытные образцы самолета получают название ТВС-2МС и ТВС-2ДТС.
- 2017 год. Первый полет на экспериментальном аэродроме Ельцовка и беспосадочный перелет из Новосибирска в подмосковный Жуковский, где самолет был представлен на стоянке авиасалона МАКС-2017. Планировалось, что ТВС-2ДТС начнут производить на Улан-Удэнском авиазаводе в 2021 году.
- 2018 год. Институт передает документацию на самолет авиационному заводу в Улан-Удэ. К тому времени уже поступил заказ на 200 воздушных судов из Якутии.
- 2019 год. Минпромторг определяет УЗГА основным разработчиком и производителем нового самолета для замены Ан-2. Он получил название ЛМС-901 «Байкал». Самолет в первую очередь должен решить проблемы с обеспечением транспортной доступности на Дальнем Востоке. Причиной отказа от разработки СибНИА стали несоответствие самолета требованиям заказчика и невозможность локализовать критические компоненты.
- 2019 год. Центральный институт авиационного моторостроения одобряет авиапроект с применением двигателя ВК-800.
- 2019 год. Дочерняя компания УЗГА «Байкал-Инжиниринг» выигрывает контракт Минпромторга на 1,25 млрд рублей на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проекту «Байкала».
- 2021 год. «Байкал» представляют на МАКС-2021. На тот момент в машине стоит двигатель от General Electric, который в перспективе должны были заменить на двигатель российского производства — ВК-800С.
- 2021 год. Заместитель министра промышленности и торговли Олег Бочаров заявляет, что летные испытания «Байкала» начнутся в октябре 2021 года.
- 2021 год. Глава УЗГА сообщает, что серийный выпуск самолетов начнется в 2023 году.
- 2021 год. К концу года стало понятно, что сроки начала летных испытаний перенесут. Министр промышленности и торговли Денис Мантуров обещает, что они начнутся в начале 2022 года.
- 2021 год. Озвучена цель — до 2030 года государство может заказать не менее 300 новых самолетов «Байкал» общей стоимостью 36 млрд рублей (в ценах 2021 года).
- 2022 год. В Екатеринбурге проходит первый испытательный полет нового самолета.
- 2022 год. В Московском авиационном институте анонсируют запуск «Байкала» в серийное производство в 2024 году. До этого момента самолету предстоит пройти летные и статические испытания.
- 2022 год. Комиссия правительства России по региональному развитию одобряет заявку Свердловской области на предоставление бюджетного кредита на 1 млрд рублей на строительство производственного комплекса УЗГА. Он нужен для строительства «Байкалов».
- 2022 год. На доработку опытного образца, сертификацию воздушного судна и его систем УЗГА получает еще 3,5 млрд рублей из федерального бюджета.
- 2022 год. В Минпромторге обещают, что «Байкал» сертифицируют в 2023 году, а первые поставки самолетов начнут в 2024 году.
- 2022 год. В УЗГА анонсируют, что новый двигатель ВК-800СМ сертифицируют в 2024 году.
- 2022 год. Запустить производство самолетов «Байкал» в Комсомольске-на-Амуре обещают в 2024 году. В том же 2024 году производство самолетов должно выйти на уровень до 20 единиц в год.
- 2023 год. На УЗГА меняется руководство. Вадима Бадеху назначили врио гендиректора Объединенной двигателестроительной корпорации. Гендиректором завода становится Сергей Федоров.
- 2023 год. УЗГА сообщает, что первые пять самолетов поставят в 2025 году. И планомерно пойдет увеличение — 10, 15, 20, 25 и доведение до 60 самолетов в год.
- 2023 год. УЗГА показывает журналистам «Байкал». Сначала он прокатывается по взлетной полосе, но не взлетает. Как поясняет главный инженер предприятия, самолету потребовалась «еще одна пробежка». И через 10 минут «Байкал» выполняет полет.
- 2024 год. Становится известна стоимость самолета «Байкал» — 5 млн долларов (или 455 млн рублей). По такой цене технику планировали начать поставлять в 2025 году.
- 2024 год. Вице-премьер Юрий Трутнев требует забрать у УЗГА контракт на разработку «Байкала». Глава Минпромторга Антон Алиханов отвечает, что в ведомстве не считают необходимым менять подрядчика, так как это затянет срок реализации проекта.
- 2024 год. На Восточном экономическом форуме президент Владимир Путин поручает запустить производство «Байкалов» в ближайшее время. После этого стоимость самолетов снижают в два раза — с 455 млн рублей до 260 млн рублей.
- 2025 год. СМИ сообщают, что проект создания «Байкала» могут заморозить или передать S7 Group. Причина — в допущенных при проектировании ошибках. Устранить их можно не раньше 2030 года, когда государство уже собиралось получить 300 новых самолетов.
- 2025 год. К сегодняшнему дню УЗГА только завершает опытно-конструкторские работы и доводит машину до базовой комплектации. Данных о сертификации двигателя ВК-800 все еще нет.
Хроника обещаний поставок самолетов
- 2022 год. 10 самолетов в Красноярский край в 2025 году.
- 2022 год. 7 самолетов в Читу в 2025–2028 годах.
- 2022 год. 5 самолетов «Нарьян-Марскому объединенному авиаотряду» в 2026—2030 годах.
- 2022 год. 27 «Байкалов» Фонду развития санитарной авиации в 2025–2030 годах.
- 2023 год. 3 самолета ЛМС-901 «Байкал» с авиакомпанией «Витязь-Аэро» в 2026—2028 годах.
- 2023 год. 120 самолетов «Аэрохимфлоту» с 2026 по 2030 год.
- 2023 год. 95 самолетов для авиакомпании «Аврора» в 2026–2030 годах.
Текст: Александра Морозова, Дарья Александрович |