Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Шесть лет обещаний: хроника несоздания импортозамещенного самолета «Байкал»

14 мая 2025, 14:34
Шесть лет обещаний: хроника несоздания импортозамещенного самолета «Байкал»
Фото: Антон Буценко, 66.RU
История разработки российского легкомоторного самолета «Байкал» на Уральском заводе гражданской авиации (УЗГА) началась в 2019 году. Он должен заменить устаревший Ан-2. За это время нам обещали не только его построить и сертифицировать, но и сотнями поставлять по всем регионам страны. Итог — вице-премьер Юрий Трутнев заявил, что проект закрыли. Минпромторг опроверг его слова. Позже Трутнев заявил, что планирует собрать консорциум, чтобы возобновить работу над проектом. Журналисты 66.RU восстановили хронику создания «Байкала» со всеми сроками разработок и поставок.

Что случилось

Вице-премьер — полпред президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев заявил о прекращении работы над проектом самолета «Байкал».

«У нас велась работа по разработке малого самолета «Байкал», она на сегодняшний день зашла в тупик, то есть самолета «Байкал» у нас не ожидается. Сейчас выходить из ситуации придется ремоторизацией самолетов Ан-2», — цитирует чиновника «Интерфакс».

В Минпромторге опровергли слова чиновника, заявив, что «Байкал» продолжат дорабатывать с учетом полученных замечаний. В ведомстве напомнили, что 9 апреля 2025 года с УЗГА заключили госконтракт «на выполнение опытно-конструкторских работ».

До этого, в марте, специалисты обнаружили сразу несколько конструктивных проблем самолета «Байкал». Самолет буквально нужно собирать заново, сообщал «Коммерсанту» собеседник, близкий к Минпромторгу. На устранение проблем может уйти пять лет.

Из-за этого в ведомстве рассматривали варианты: либо заморозить проект, либо передать его S7 Group. Оба решения — очень серьезный имиджевый урон для Свердловской области, говорил тогда собеседник 66.RU в региональном правительстве.

Несмотря на то, что разработка самолета «Байкал» на Уральском заводе гражданской авиации началась всего лишь в 2019 году, с этого момента уже много произошло, было сказано и обещано. Текст получился довольно большой, поэтому если вас интересует какая-то определенная его часть, можете воспользоваться этим оглавлением:

Хроника разработки «Байкала»

  • 2016 год. Изначально разработкой легкого многоцелевого самолета на девять мест занимался Сибирский научно-исследовательский институт авиации (СибНИА). Сейчас там испытывают самолеты SSJ-100 и МС-21.
  • 2017 год. Опытные образцы самолета получают название ТВС-2МС и ТВС-2ДТС.
  • 2017 год. Первый полет на экспериментальном аэродроме Ельцовка и беспосадочный перелет из Новосибирска в подмосковный Жуковский, где самолет был представлен на стоянке авиасалона МАКС-2017. Планировалось, что ТВС-2ДТС начнут производить на Улан-Удэнском авиазаводе в 2021 году.
  • 2018 год. Институт передает документацию на самолет авиационному заводу в Улан-Удэ. К тому времени уже поступил заказ на 200 воздушных судов из Якутии.
  • 2019 год. Минпромторг определяет УЗГА основным разработчиком и производителем нового самолета для замены Ан-2. Он получил название ЛМС-901 «Байкал». Самолет в первую очередь должен решить проблемы с обеспечением транспортной доступности на Дальнем Востоке. Причиной отказа от разработки СибНИА стали несоответствие самолета требованиям заказчика и невозможность локализовать критические компоненты.
  • 2019 год. Центральный институт авиационного моторостроения одобряет авиапроект с применением двигателя ВК-800.
  • 2019 год. Дочерняя компания УЗГА «Байкал-Инжиниринг» выигрывает контракт Минпромторга на 1,25 млрд рублей на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проекту «Байкала».
  • 2021 год. «Байкал» представляют на МАКС-2021. На тот момент в машине стоит двигатель от General Electric, который в перспективе должны были заменить на двигатель российского производства — ВК-800С.
  • 2021 год. Заместитель министра промышленности и торговли Олег Бочаров заявляет, что летные испытания «Байкала» начнутся в октябре 2021 года.
  • 2021 год. Глава УЗГА сообщает, что серийный выпуск самолетов начнется в 2023 году.
  • 2021 год. К концу года стало понятно, что сроки начала летных испытаний перенесут. Министр промышленности и торговли Денис Мантуров обещает, что они начнутся в начале 2022 года.
  • 2021 год. Озвучена цель — до 2030 года государство может заказать не менее 300 новых самолетов «Байкал» общей стоимостью 36 млрд рублей (в ценах 2021 года).
  • 2022 год. В Екатеринбурге проходит первый испытательный полет нового самолета.
  • 2022 год. В Московском авиационном институте анонсируют запуск «Байкала» в серийное производство в 2024 году. До этого момента самолету предстоит пройти летные и статические испытания.
  • 2022 год. Комиссия правительства России по региональному развитию одобряет заявку Свердловской области на предоставление бюджетного кредита на 1 млрд рублей на строительство производственного комплекса УЗГА. Он нужен для строительства «Байкалов».
  • 2022 год. На доработку опытного образца, сертификацию воздушного судна и его систем УЗГА получает еще 3,5 млрд рублей из федерального бюджета.
  • 2022 год. В Минпромторге обещают, что «Байкал» сертифицируют в 2023 году, а первые поставки самолетов начнут в 2024 году.
  • 2022 год. В УЗГА анонсируют, что новый двигатель ВК-800СМ сертифицируют в 2024 году.
  • 2022 год. Запустить производство самолетов «Байкал» в Комсомольске-на-Амуре обещают в 2024 году. В том же 2024 году производство самолетов должно выйти на уровень до 20 единиц в год.
  • 2023 год. На УЗГА меняется руководство. Вадима Бадеху назначили врио гендиректора Объединенной двигателестроительной корпорации. Гендиректором завода становится Сергей Федоров.
  • 2023 год. УЗГА сообщает, что первые пять самолетов поставят в 2025 году. И планомерно пойдет увеличение — 10, 15, 20, 25 и доведение до 60 самолетов в год.
  • 2023 год. УЗГА показывает журналистам «Байкал». Сначала он прокатывается по взлетной полосе, но не взлетает. Как поясняет главный инженер предприятия, самолету потребовалась «еще одна пробежка». И через 10 минут «Байкал» выполняет полет.
  • 2024 год. Становится известна стоимость самолета «Байкал» — 5 млн долларов (или 455 млн рублей). По такой цене технику планировали начать поставлять в 2025 году.
  • 2024 год. Вице-премьер Юрий Трутнев требует забрать у УЗГА контракт на разработку «Байкала». Глава Минпромторга Антон Алиханов отвечает, что в ведомстве не считают необходимым менять подрядчика, так как это затянет срок реализации проекта.
  • 2024 год. На Восточном экономическом форуме президент Владимир Путин поручает запустить производство «Байкалов» в ближайшее время. После этого стоимость самолетов снижают в два раза — с 455 млн рублей до 260 млн рублей.
  • 2025 год. СМИ сообщают, что проект создания «Байкала» могут заморозить или передать S7 Group. Причина — в допущенных при проектировании ошибках. Устранить их можно не раньше 2030 года, когда государство уже собиралось получить 300 новых самолетов.
  • Март 2025 года. К сегодняшнему дню УЗГА только завершает опытно-конструкторские работы и доводит машину до базовой комплектации. Данных о сертификации двигателя ВК-800 все еще нет.
  • Май 2025 года. Правительство закрыло проект.

Хроника обещаний поставок самолетов

  • 2022 год. 10 самолетов в Красноярский край в 2025 году.
  • 2022 год. 7 самолетов в Читу в 2025–2028 годах.
  • 2022 год. 5 самолетов «Нарьян-Марскому объединенному авиаотряду» в 2026—2030 годах.
  • 2022 год. 27 «Байкалов» Фонду развития санитарной авиации в 2025–2030 годах.
  • 2023 год. 3 самолета ЛМС-901 «Байкал» с авиакомпанией «Витязь-Аэро» в 2026—2028 годах.
  • 2023 год. 120 самолетов «Аэрохимфлоту» с 2026 по 2030 год.
  • 2023 год. 95 самолетов для авиакомпании «Аврора» в 2026–2030 годах.

Текст: Александра Морозова, Дарья Александрович