Что случилось
Вице-премьер — полпред президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев заявил о прекращении работы над проектом самолета «Байкал».
«У нас велась работа по разработке малого самолета «Байкал», она на сегодняшний день зашла в тупик, то есть самолета «Байкал» у нас не ожидается. Сейчас выходить из ситуации придется ремоторизацией самолетов Ан-2», — цитирует чиновника «Интерфакс».
В Минпромторге опровергли слова чиновника, заявив, что «Байкал» продолжат дорабатывать с учетом полученных замечаний. В ведомстве напомнили, что 9 апреля 2025 года с УЗГА заключили госконтракт «на выполнение опытно-конструкторских работ».
До этого, в марте, специалисты обнаружили сразу несколько конструктивных проблем самолета «Байкал». Самолет буквально нужно собирать заново, сообщал «Коммерсанту» собеседник, близкий к Минпромторгу. На устранение проблем может уйти пять лет.
Из-за этого в ведомстве рассматривали варианты: либо заморозить проект, либо передать его S7 Group. Оба решения — очень серьезный имиджевый урон для Свердловской области, говорил тогда собеседник 66.RU в региональном правительстве.
Несмотря на то, что разработка самолета «Байкал» на Уральском заводе гражданской авиации началась всего лишь в 2019 году, с этого момента уже много произошло, было сказано и обещано. Текст получился довольно большой, поэтому если вас интересует какая-то определенная его часть, можете воспользоваться этим оглавлением:
- Почему могли возникнуть проблемы с проектом и чем это может закончиться.
- Длинная история создания самолета, который с 2016 года уже дважды успел сменить разработчиков.
- Кому, когда и сколько самолетов пообещали поставить в УЗГА.
Хроника разработки «Байкала»
- 2016 год. Изначально разработкой легкого многоцелевого самолета на девять мест занимался Сибирский научно-исследовательский институт авиации (СибНИА). Сейчас там испытывают самолеты SSJ-100 и МС-21.
- 2017 год. Опытные образцы самолета получают название ТВС-2МС и ТВС-2ДТС.
- 2017 год. Первый полет на экспериментальном аэродроме Ельцовка и беспосадочный перелет из Новосибирска в подмосковный Жуковский, где самолет был представлен на стоянке авиасалона МАКС-2017. Планировалось, что ТВС-2ДТС начнут производить на Улан-Удэнском авиазаводе в 2021 году.
- 2018 год. Институт передает документацию на самолет авиационному заводу в Улан-Удэ. К тому времени уже поступил заказ на 200 воздушных судов из Якутии.
- 2019 год. Минпромторг определяет УЗГА основным разработчиком и производителем нового самолета для замены Ан-2. Он получил название ЛМС-901 «Байкал». Самолет в первую очередь должен решить проблемы с обеспечением транспортной доступности на Дальнем Востоке. Причиной отказа от разработки СибНИА стали несоответствие самолета требованиям заказчика и невозможность локализовать критические компоненты.
- 2019 год. Центральный институт авиационного моторостроения одобряет авиапроект с применением двигателя ВК-800.
- 2019 год. Дочерняя компания УЗГА «Байкал-Инжиниринг» выигрывает контракт Минпромторга на 1,25 млрд рублей на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проекту «Байкала».
- 2021 год. «Байкал» представляют на МАКС-2021. На тот момент в машине стоит двигатель от General Electric, который в перспективе должны были заменить на двигатель российского производства — ВК-800С.
- 2021 год. Заместитель министра промышленности и торговли Олег Бочаров заявляет, что летные испытания «Байкала» начнутся в октябре 2021 года.
- 2021 год. Глава УЗГА сообщает, что серийный выпуск самолетов начнется в 2023 году.
- 2021 год. К концу года стало понятно, что сроки начала летных испытаний перенесут. Министр промышленности и торговли Денис Мантуров обещает, что они начнутся в начале 2022 года.
- 2021 год. Озвучена цель — до 2030 года государство может заказать не менее 300 новых самолетов «Байкал» общей стоимостью 36 млрд рублей (в ценах 2021 года).
- 2022 год. В Екатеринбурге проходит первый испытательный полет нового самолета.
- 2022 год. В Московском авиационном институте анонсируют запуск «Байкала» в серийное производство в 2024 году. До этого момента самолету предстоит пройти летные и статические испытания.
- 2022 год. Комиссия правительства России по региональному развитию одобряет заявку Свердловской области на предоставление бюджетного кредита на 1 млрд рублей на строительство производственного комплекса УЗГА. Он нужен для строительства «Байкалов».
- 2022 год. На доработку опытного образца, сертификацию воздушного судна и его систем УЗГА получает еще 3,5 млрд рублей из федерального бюджета.
- 2022 год. В Минпромторге обещают, что «Байкал» сертифицируют в 2023 году, а первые поставки самолетов начнут в 2024 году.
- 2022 год. В УЗГА анонсируют, что новый двигатель ВК-800СМ сертифицируют в 2024 году.
- 2022 год. Запустить производство самолетов «Байкал» в Комсомольске-на-Амуре обещают в 2024 году. В том же 2024 году производство самолетов должно выйти на уровень до 20 единиц в год.
- 2023 год. На УЗГА меняется руководство. Вадима Бадеху назначили врио гендиректора Объединенной двигателестроительной корпорации. Гендиректором завода становится Сергей Федоров.
- 2023 год. УЗГА сообщает, что первые пять самолетов поставят в 2025 году. И планомерно пойдет увеличение — 10, 15, 20, 25 и доведение до 60 самолетов в год.
- 2023 год. УЗГА показывает журналистам «Байкал». Сначала он прокатывается по взлетной полосе, но не взлетает. Как поясняет главный инженер предприятия, самолету потребовалась «еще одна пробежка». И через 10 минут «Байкал» выполняет полет.
- 2024 год. Становится известна стоимость самолета «Байкал» — 5 млн долларов (или 455 млн рублей). По такой цене технику планировали начать поставлять в 2025 году.
- 2024 год. Вице-премьер Юрий Трутнев требует забрать у УЗГА контракт на разработку «Байкала». Глава Минпромторга Антон Алиханов отвечает, что в ведомстве не считают необходимым менять подрядчика, так как это затянет срок реализации проекта.
- 2024 год. На Восточном экономическом форуме президент Владимир Путин поручает запустить производство «Байкалов» в ближайшее время. После этого стоимость самолетов снижают в два раза — с 455 млн рублей до 260 млн рублей.
- 2025 год. СМИ сообщают, что проект создания «Байкала» могут заморозить или передать S7 Group. Причина — в допущенных при проектировании ошибках. Устранить их можно не раньше 2030 года, когда государство уже собиралось получить 300 новых самолетов.
- Март 2025 года. К сегодняшнему дню УЗГА только завершает опытно-конструкторские работы и доводит машину до базовой комплектации. Данных о сертификации двигателя ВК-800 все еще нет.
- Май 2025 года. Правительство закрыло проект.
Хроника обещаний поставок самолетов
- 2022 год. 10 самолетов в Красноярский край в 2025 году.
- 2022 год. 7 самолетов в Читу в 2025–2028 годах.
- 2022 год. 5 самолетов «Нарьян-Марскому объединенному авиаотряду» в 2026—2030 годах.
- 2022 год. 27 «Байкалов» Фонду развития санитарной авиации в 2025–2030 годах.
- 2023 год. 3 самолета ЛМС-901 «Байкал» с авиакомпанией «Витязь-Аэро» в 2026—2028 годах.
- 2023 год. 120 самолетов «Аэрохимфлоту» с 2026 по 2030 год.
- 2023 год. 95 самолетов для авиакомпании «Аврора» в 2026–2030 годах.
Текст: Александра Морозова, Дарья Александрович |