Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Согласен

История длиною в 30 лет. Как Сергей Скуратов построил уральскую авиаимперию

Уральские авиалинии Вспомнить всё
15 августа 2024, 18:00
Фото: Анна Коваленко, 66.RU
С Сергеем Скуратовым «Уральские авиалинии» пережили развал отрасли в 90-е годы, пандемию и санкции. Авиакомпания не исчезла к началу нулевых, как это было со многими частными перевозчиками России, ее не захватили рейдеры, и к сегодняшнему дню она входит в пятерку лидеров отрасли. На 31-м году работы генеральным директором Сергей Скуратов отказался от должности и уходит на пенсию.

Биография Сергея Скуратова довольно скупая и тиражируется от сайта к сайту: родился в семье авиаработников, окончил летное училище, профессиональный путь начал в 2-м Свердловском объединенном авиаотряде, награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени. Мы собрали все, что есть в открытых источниках и подборках газет времен СССР об основателе «Уральских авиалиний» — его детстве, оценках в школе и училище, спасении авиакомпании от рейдерских захватов. Поскольку жизнь Сергея Скуратова неразрывно связана с аэропортом Кольцово, Свердловским авиаотрядом и «Уральскими авиалиниями», многое в этом тексте посвящено и им. По ссылкам в оглавлении ниже можно попасть на нужную вам часть биографии и истории:

  • История гражданской авиации в Свердловске началась в середине Великой Отечественной войны, когда был образован аэропорт Свердловск (Кольцово). Спустя 20 лет появилось единое авиапредприятие — Свердловский объединенный авиаотряд Уральского управления гражданской авиации.
  • Будущий глава «Уральских авиалиний» родился в семье бортмеханика и начальницы Кольцовского аэровокзала. Сергей Скуратов с детства был связан с авиацией, хотя в школьные годы мечтал о карьере врача. После окончания летного училища и Академии гражданской авиации принял командование Свердловским объединенным авиаотрядом.
  • После реорганизации авиапредприятия, 28 декабря 1993 года было создано открытое акционерное общество «Уральские авиалинии». Авиакомпанию возглавил Сергей Скуратов. Это был период нехватки финансирования, снижения объемов перевозок и сокращения работников летного, инженерно-технического составов. Но уже к началу нулевых «Уральские авиалинии» стали стабильно развивающейся авиакомпанией с флотом из 20 воздушных судов.
  • Изначально у Сергея Скуратова было менее 1% акций «Уральских авиалиний». Для защиты от рейдеров дочернее предприятие авиакомпании — «Крылья Урала» — начало скупать акции «Уральских авиалиний». К началу нулевых «Крыльям Урала» принадлежало 74,9% акций. А в 2012 году эти акции за 59 млн рублей выкупил гендиректор «Уральских авиалиний», став, по сути, единоличным владельцем.
  • С середины нулевых Сергей Скуратов запустил программу обновления авиапарка и отказался от советских самолетов в пользу Airbus. Спустя годы «Уральские авиалинии» столкнулись с проблемами из-за иностранного происхождения своих самолетов и даже рисковали остаться без полетов за рубеж.
  • Несмотря на современный авиапарк, «Уральские авиалинии» печально известны своей непунктуальностью. Однажды сам Сергей Скуратов чуть не опоздал на встречу с министром транспорта России из-за задержки рейса своей авиакомпании. В «Уральских авиалиниях» винят в случившемся наземные службы аэропортов и разные другие внешние обстоятельства.
  • Сергей Скуратов считает, что «Уральские авиалинии» — лидер безопасности среди авиакомпаний. И это несмотря на две аварийные посадки самолетов в полях за четыре года, в которых пострадали пассажиры. Тем не менее за 30-летнюю историю авиакомпании не было авиакатастроф с жертвами.
  • После 30 лет во главе авиакомпании Сергей Скуратов уходит из «Уральских авиалиний» на пенсию. Он объяснил свое решение желанием дать поработать молодой команде и передал руководство своему сыну.

Как появились аэропорт Кольцово и «Уральские авиалинии»

До начала 40-х годов XX века аэропорт Свердловска размещался на Уктусе, в черте города. После принятия решения о его переносе в 1941 году, Военпроект Уральского военного округа разработал проект строительства аэродрома первого класса, но коррективы внесла Великая Отечественная война. Взлетно-посадочную полосу в Кольцово построили 15 октября 1941 года, но до середины 1943 года ее использовала только военная авиация.

История длиною в 30 лет. Как Сергей Скуратов построил уральскую авиаимперию
Фото: архив 66.RU

Здание аэровокзала «Уктус» построили в 1937 году. Его снесли в конце 2021 года, несмотря на протесты общественников.

В октябре 1941 года в Кольцово был эвакуирован Научно-испытательный институт Военно-воздушных сил Красной армии, проводивший испытания новых типов самолетов. В 1943 году НИИ ВВС Красной армии передислоцировали на место прежнего базирования, а аэродром передали гражданской авиации. Дата создания аэропорта Кольцово — 10 июля 1943 года.

С этого момента и началась история гражданской авиации Кольцово. Первым подразделением Гражданского воздушного флота и организатором летной службы стал 3-й авиационно-транспортный отряд. Авиапарк отряда состоял из четырех Ли-2, двух транспортных Си-47 и два Ю-52. Первые рейсы на Ли-2 в Москву, Минеральные Воды с промежуточными посадками в Казани, Уфе, Куйбышеве, Саратове, Сталинграде выполнили летом 1945 года.

Первый капитальный ангар для технического обслуживания самолетов в Кольцово

Из-за роста перевозок в 1948 году в Кольцово дополнительно организовали 17-й авиационно-транспортный отряд, а в 1952 году летная служба аэропорта Кольцово была реорганизована. В результате объединения 3-го и 17-го авиаотрядов был образован 120-й авиационный отряд. В тот же период построили первый капитальный ангар для технического обслуживания гражданских самолетов.

В 1951 году взлетное поле Кольцово реконструировали и построили бетонную взлетно-посадочную полосу для самолетов весом более 50 тонн. Тогда же, в начале 50-х, начали строить типовое здание аэровокзала. Первых пассажиров он встретил в октябре 1954 года.

Самолет Ил-12 перед зданием нового аэровокзала. Сейчас в этом терминале обслуживают VIP-клиентов.

1 января 1963 года в в Кольцово появилось единое авиапредприятие — Свердловский объединенный авиаотряд Уральского управления гражданской авиации.

Фидель Кастро в аэропорту Кольцово 13 мая 1963 года. За два месяца до этого Кольцово соединили с городом новой автострадой, на которой можно было разгоняться выше сотни километров в час.

Именно он в 1991 году был преобразован в Первое свердловское государственное авиапредприятие. В 1993 году в результате реорганизации и приватизации был разделен на два акционерных общества: «Уральские авиалинии» и «Аэропорт Кольцово».

Сергей Скуратов до «Уральских авиалиний»

В поселке Кольцово, где жила семья Скуратовых, все так или иначе были причастны к авиации. Отец, Николай Сергеевич, работал на авиапредприятии и летал бортмехаником на Ил-18. Мать, Нина Филипповна, работала сменным начальником Кольцовского аэровокзала. Три их сына — Сергей, Олег и Николай — поневоле с раннего детства были связаны с аэропортом и авиацией.

Учился будущий гендиректор «Уральских авиалиний» в самой авиационной школе — № 92. Вначале в ней было всего четыре класса. В 1955 году в Кольцово ввели в эксплуатацию новое здание на 400 учеников. А спустя пару лет в эту школу пошел Сергей Скуратов. В конце 70-х здание перестало вмещать всех детей, и на средства Свердловского объединенного авиаотряда построили новое учебное заведение на 1100 мест. А в помещении школы, в которой учился Скуратов, сегодня находится Управление и обслуживание воздушного транспорта аэропорта.

Здание школы 1955–1978 годов, в которой учился Сергей Скуратов

В детстве Сергей Скуратов мечтал стать врачом, вспоминает автор очерка «Становление» издания «Авиатор Урала» И. Иорш.

«Авиация победила. И он спланировал свою жизнь лет на 15 вперед. Заканчивает 10 классов с хорошим аттестатом, поступает в летное, работает на Ан-2, переучивается на Ан-24, потом на Ил-18 или что там будет подобное. И одновременно учится в вузе, чтобы было куда расти дальше. Все шло по этому плану», — пишет журналист.

История длиною в 30 лет. Как Сергей Скуратов построил уральскую авиаимперию
Фото: Музей истории Екатеринбурга, 66.RU

Планшет в экспозиции школьного музея с выпускниками школы № 92, удостоенными наград. «Аэрофлот» в данном случае не конкретная авиакомпания. Это общее наименование большей части гражданской авиации СССР.

После школы Сергей Скуратов поступил в Бугурусланское летное училище, которое закончил в 1970-м практически на отлично. Из 22 итоговых оценок 20 были пятерки. В училище Сергей был членом бюро учебного подразделения и два года секретарем комсомольской организации летного коллектива. Получил четыре поощрения командира училища за успехи в учебе, спорте, за участие в самодеятельности и за добросовестное выполнение наряда на кухне.

«Программу летного обучения усваивал легко и прочно. Осмотрительность в полетах отличная, ориентировка хорошая», — указано в выпускной аттестации Скуратова, подписанной начальником и преподавателями Бугурусланского летного училища.

В июне 1970 года, в возрасте 20 лет, Сергей Скуратов пришел в Уктусское авиапредприятие. 11 июня 1972 года Скуратову присвоили 3-й класс пилота гражданской авиации, и его утвердили командиром АН-2.

В марте 1973 года Скуратов впервые выполнил самостоятельный рейс в Ирбит. Следом — в Серов, Тавду и другие уральские города. Сначала возили грузы, а уже после специальной подготовки — пассажиров.

«Первый самостоятельный рейс в Алапаевск Сергей не помнит. Мне казалось, что этот день, день первого самостоятельного, он должен отметить красным цветом во всех календарях. А он даже число забыл. Парадокс? Скорее закономерность. Мы называем это событие первым самостоятельным полетом. Но самостоятельные полеты уже были. В училище», — писал автор очерка в 1973-м.

В том же году Скуратов поступил в Академию гражданской авиации в Ленинграде, которую закончил в 1978 году по специальности «инженер-пилот».

«В октябре Сергей летит в Ленинград на сессию в Академию гражданской авиации — заканчивает второй курс. Сейчас у него, если можно так сказать, период становления. Один из этапов того пути, который он наметил еще в школе. Но ему 23 года. И в нем много мальчишеского озорства. Помню, перед полетом он пугал, что меня укачает. А когда убедился, что не укачивает, расстроился по-мальчишески — «не пилот, а так хорошо переносит полет». — Ну, покачай штурвалом, — советую, — может, подействует. — Нельзя, — отвечает. — В салоне пассажиры», — рассказывает журналист, писавший очерк о Сергее Скуратове 50 лет назад.

Командир Свердловского отряда Сергей Скуратов с ветеранами отряда

После окончания командного факультета Академии, в 1984 году, Скуратов был назначен начальником инспекции по безопасности полетов Уральского управления гражданской авиации, а в 1987 году принял командование Свердловским объединенным авиаотрядом.

Создание «Уральских авиалиний»

Распад СССР нарушил схемы работы авиапредприятий. Гражданские авиакомпании практически отказались от закупок новой техники из-за падения спроса на перелеты, резко снизилось бюджетное финансирование отрасли. В этот период вместо единого централизованного государственного авиаперевозчика начали образовываться независимые предприятия, часть из которых перешла из государственной собственности в частную. Так случилось и с «Уральскими авиалиниями».

28 декабря 1993 года в результате разделения Свердловского авиапредприятия было создано открытое акционерное общество «Уральские авиалинии». Авиакомпанию возглавил Сергей Скуратов. О периоде работы в авиакомпании написано немного. Как и другие перевозчики, «Уральские авиалинии» испытывали финансовые трудности.

К концу 1994 года объемы перевозок в стране сокращались, и руководство авиакомпании вынуждено было уволить 150 человек, включая работников летного, инженерно-технического составов. Еще одна проблема тех лет — рейсы в Узбекистан и Азербайджан. Эти страны задолжали авиакомпании около 3 млн рублей, но «Уральские авиалинии» продолжали выполнять убыточные рейсы за счет прибыльности других — для сохранения за собой рынка перевозок, для поддержания связей с городами, куда другие авиакомпании не летают.

«Мы одни из немногих, кто сохранил авиацию в период перестройки. Вы посмотрите по сторонам — тогда исчезли авиакомпании в Перми, Челябинске, Кирове, Томске, Владивостоке и других городах. По всей стране умирали авиакомпании, а в Екатеринбурге она сохранилась», — поделился воспоминаниями Сергей Скуратов в интервью «Коммерсант-Урал».

Экипаж «Уральских авиалиний», 90-е годы

В августе 1998 года на встрече с губернатором Эдуардом Росселем старший вице-президент «Аэрофлота» Александр Красненкер рассказал о намерениях национального перевозчика активнее сотрудничать с регионом. «Аэрофлот» рассматривал Кольцово в качестве возможной базы. Намерение открыть в Кольцово свое представительство, а в дальнейшем базироваться и выполнять рейсы поддержал начальник аэропорта Юрий Кириллов. Он мотивировал это появлением здоровой конкуренции — к концу 90-х годов «Уральские авиалинии» оставались монополистами в сфере авиаперевозок на Урале.

Салон Ан-24Б, который с конца 60-х годов летал на Урале

Впрочем, Сергей Скуратов оптимизм Кириллова не разделял. Из-за открытия только одного рейса Москва — Екатеринбург — Москва «Уральские авиалинии» потеряли большое количество пассажиров, а значит, и прибыль, писали газеты тех лет. Скуратов отметил, что есть много «свободных воздушных зон», куда не летают уральские авиаторы. Впрочем, стратегическое соглашение о сотрудничестве авиакомпании тогда подписали.

История длиною в 30 лет. Как Сергей Скуратов построил уральскую авиаимперию
Фото: Антон Буценко, 66.RU

К началу нулевых годов «Уральские авиалинии» считались стабильно развивающейся авиакомпанией, которая возила пассажиров в 46 городов России, стран СНГ и дальнего зарубежья. В ее собственности находилось 20 воздушных судов, включая четыре самолета Ил-86, двенадцать Ту-154Б и два Ту-154М. В 1999 году, по словам Сергея Скуратова, были подготовлены летчики по 2-й категории ИКАО (Международная организация гражданской авиации). Это высшая категория, которую могли иметь летчики в России. Специалисты такой категории были только у «Уральских авиалиний» и «Аэрофлота».

История длиною в 30 лет. Как Сергей Скуратов построил уральскую авиаимперию
Фото: Сергей Логинов, архив 66.RU

Как Сергей Скуратов стал единственным владельцем «Уральских авиалиний»

Изначально 51% компании был у государства, остальное — у работников авиалиний. Сам Скуратов получил менее 1% акций, рассказывал он в интервью «Деловому кварталу» в 2004 году. В том же интервью гендиректор перевозчика вспоминал, что была велика угроза рейдерских атак.

«В разное время «Уральские авиалинии» пытались заполучить всеми возможными способами самые разные компании — от криминальных до не очень разумных государственных структур», — рассказывал Скуратов.

История длиною в 30 лет. Как Сергей Скуратов построил уральскую авиаимперию
Фото: Сергей Логинов, архив 66.RU

К тому моменту авиакомпания занимала шестое место в российской авиации, а прибыль росла каждый год и достигала 3,4 млрд рублей.

Для защиты от рейдеров дочернее предприятие авиакомпании — «Крылья Урала» — начало скупать акции «Уральских авиалиний». «У нас используется достаточно известная схема, общими словами, она называется «компания контролируется менеджментом», — говорил Скуратов.

К началу нулевых «Крыльям Урала», которые возглавлял Сергей Скуратов, принадлежало 74,9% акций. «Мы концентрируем акции в одних руках для большей управляемости компанией», — объяснял тогда Скуратов.

История длиною в 30 лет. Как Сергей Скуратов построил уральскую авиаимперию
Фото: Антон Буценко, 66.RU

В тот же период активно муссировались слухи о продаже «Уральских авиалиний». Называли даже конкретного покупателя — «Сибирь».

«Мы никому не продаемся — ни «ВИМ-Авиа», ни «КрасЭйр», ни «Сибири», ни государству. На мой взгляд, наша авиакомпания — одна из самых эффективных на рынке. Такой бизнес не продают, а развивают», — рассказывал Скуратов в интервью.

Также гендиректор «Уральских авиалиний» отвергал любую возможность альянса с российскими или зарубежными перевозчиками, в отличие от той же «Сибири» или «Аэрофлота».

История длиною в 30 лет. Как Сергей Скуратов построил уральскую авиаимперию
Фото: Сергей Логинов, архив 66.RU

Под контроль Сергею Скуратову «Уральские авиалинии» перешли в 2012 году. 13 февраля «Крылья Урала» продали Скуратову 74,9% акций материнской компании. Сумма сделки не дотянула до 60 млн рублей, а 100% «Уральских авиалиний» оценили в 79,8 млн рублей.

Аналитики и эксперты рынка тогда в один голос утверждали, что сумма сделки занижена в десятки раз. «Очевидно причинение убытков обществу такой сделкой», — рассказывал «Ведомостям» директор по корпоративному управлению Prosperity Capital Денис Спирин. Один из фондов Prosperity владел на тот момент 1,3% «Уральских авиалиний». Он оценивал стоимость «Уральских авиалиний» в 6 млрд рублей.

«Ситуация, когда контроль в компании аккумулируется «дочкой», а потом продается гендиректору, представляет собой наихудшую практику корпоративного управления», — отмечал Денис Спирин.

История длиною в 30 лет. Как Сергей Скуратов построил уральскую авиаимперию
Фото: Сергей Логинов, архив 66.RU

Согласно данным сервиса «Контур.Фокус», как минимум с марта 2021 года Сергею Скуратову принадлежало уже 90,48% акций, 1,66% — «Крыльям Урала». То есть «Уральские авиалинии» — в единоличном владении их первого генерального директора.

С советских «тушек» на иностранные Airbus

С 2006 года авиакомпания запустила программу обновления авиапарка. «Уральские авиалинии» отказались от отечественных самолетов и перешли на воздушные суда семейства Airbus. Сейчас «Уральские авиалинии» насчитывают в своем авиапарке 52 самолета, из них 23 — А320, 14 — А321 и 4 — А319, 3 — Airbus A320neo, 8 — Airbus A321-neo.

Последний Ил-86 «Уральских авиалиний». Уничтожен в 2013 году.

«По стоимости отечественные лайнеры уже сравнялись с импортными, а вот по техническому оснащению — нет. Западные авиакомпании говорят, что мы никогда не сможем с ними конкурировать, так как самолеты у нас на 40% дороже. Только снижение таможенных пошлин решает эту проблему. И, самое главное, на отечественных самолетах нас не примут в западное авиационное экономическое сообщество. Мы, к примеру, подписываем интерлайн-соглашение с Air France: «Уральские авиалинии» могут продавать билеты на их рейсы, а они на наши — нет», — объяснял Сергей Скуратов.

Первый Airbus «Уральских авиалиний». Летом 2006 года командиры воздушных судов авиакомпании получили официальное право летать на лайнерах Airbus.

После начала специальной военной операции парк из сплошных Airbus стал проблемой для «Уральских авиалиний».

В начале 2022 года почти все крупные российские авиакомпании вынуждены были отказаться от международных рейсов. Это произошло после закрытия воздушного пространства над Евросоюзом и введения западных санкций, из-за которых европейские лизинговые компании стали задерживать уже предоставленные лайнеры в иностранных аэропортах.

13 марта 2022 года управление гражданской авиации принадлежащих Великобритании Бермудских островов сообщило о приостановке действия сертификатов летной годности воздушных судов российских авиакомпаний, которые летают в России по соглашению между двумя странами. Там объясняли это невозможностью контролировать состояние самолетов в российских компаниях. У «Уральских авиалиний» все 52 самолета были зарегистрированы на Бермудах.

История длиною в 30 лет. Как Сергей Скуратов построил уральскую авиаимперию
Фото: Сергей Логинов, архив 66.RU

В тот же период «Уральские авиалинии» отправили в простой часть пилотов и бортпроводников. Представитель авиакомпании объяснила, что это вынужденная мера, которую предусматривает их антикризисный план.

В конце 2023 года Росавиация временно передала допуски «Уральских авиалиний» на ряд международных маршрутов другим российским авиакомпаниям. Все из-за проблем с выкупом самолетов с двойной регистрацией у государства.

История длиною в 30 лет. Как Сергей Скуратов построил уральскую авиаимперию
Фото: Антон Буценко, 66.RU

Авиакомпании пообещали вернуть право летать за границу только после того, как «Уральские авиалинии» подпишут трехсторонний договор с Национальной лизинговой компанией (НЛК) и нынешним лизингодателем.

В декабре 2023 года Сергей Скуратов рассказал, что «Уральские авиалинии» выкупили 19 самолетов. Стоимость переданных лайнеров оценивают примерно в 30 млрд рублей. Ясности с выкупом остальных лайнеров до сих пор нет.

Слава самой непунктуальной авиакомпании

«Уральские авиалинии» печально известны своей непунктуальностью. Еще в 2006 году сам Сергей Скуратов чуть не опоздал на встречу с министром транспорта России Игорем Левитиным из-за задержки рейса своей авиакомпании. Этим же рейсом в Москву вовремя не смогла улететь делегация Сбербанка России.

В «Уральских авиалиниях» заявили, что задержка произошла из-за того, что аэропорт Кольцово не согласовал слоты на московский рейс авиакомпании вопреки действующему законодательству.

О задержках рейсов Сергею Скуратову напоминал и губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев, вручая диплом лучшего налогоплательщика.

В 2021 году из 150 крупнейших компаний мира по флоту у «Уральских авиалиний» была наихудшая пунктуальность полетов. Например, в июле того года вовремя прилетело лишь 32,5% рейсов. А за три месяца перевозчик более чем на 30 минут отложил свыше 15 тыс. вылетов.

В пресс-службе «Уральских авиалиний» 66.RU объяснили, что во всех случаях виноват не перевозчик, а внешние обстоятельства.

История длиною в 30 лет. Как Сергей Скуратов построил уральскую авиаимперию
Фото: Антон Буценко, 66.RU

«В пандемийной ситуации они [аэропорты] были вынуждены сократить персонал и уволили много специалистов. Когда по России перевозки достигли пика, численность различных служб аэропортов оказалась недостаточной. К примеру, катастрофически не хватало работников, чтобы загрузить питание на борт, убрать самолет, разместить грузы», — объяснил Скуратов в интервью РБК.

Подобные сбои, по его словам, «системно происходили» в екатеринбургском аэропорту Кольцово, где базируется авиакомпания, и «во многих других аэропортах».

В том же году «Уральские авиалинии» заняли последнее место в рейтинге пунктуальности Кольцово — без задержки вылетели только 58% рейсов авиакомпании.

Насколько актуальны «Уральские авиалинии» сейчас, в Кольцово не рассказывают. Аэропорт убрал из рейтинга аутсайдеров.

Две аварийные посадки в полях

В августе 2019 года пилот «Уральских авиалиний» Дамир Юсупов посадил А321 в кукурузном поле в Подмосковье, тогда пострадали 76 пассажиров. В ноябре президент Владимир Путин вручил звезды Героев России командиру Дамиру Юсупову и второму пилоту Георгию Мурзину. При этом эксперты Межгосударственного авиационного комитета (МАК) пришли к выводу, что действия пилотов имели «явные признаки дезорганизации, непоследовательности и хаотичности».

История длиною в 30 лет. Как Сергей Скуратов построил уральскую авиаимперию
Фото: архив 66.RU

Дамир Юсупов

Авиаэксперт, действующий пилот Airbus A320 Андрей Литвинов считает, что Дамир Юсупов «не спас, а чуть не убил людей», и призвал не сравнивать случившееся с «чудом на Гудзоне», когда в 2009 году A320 приземлился в реку.

«Тогда пять месяцев шло расследование. Когда уже было понятно, что командир принял единственное правильное решение, тогда сказали, что он спас людей. После этого его наградили, сделали уважаемым человеком. А тут ситуация комичная: они еще из кукурузы не вылезли, а им уже звезды Героев дали», — заявил пилот.

Первый самолет в кукурузном поле в Подмосковье

У экипажа «Уральских авиалиний», посадившего Airbus A320 на поле под Новосибирском в сентябре 2023 года, менее завидная судьба. Хотя в этом ЧП никто из пассажиров не пострадал.

Пилотов не только не наградили звездами Героев, но и отстранили от работы. Первый пилот Сергей Белов, который, по словам Скуратова, принял решение посадить самолет на площадку, подобранную с воздуха, весной 2024 года уволился из «Уральских авиалиний». Второй пилот, Эдуард Семенов, проходит подготовку и хочет вернуться к работе. Правда, чтобы прокормить семью на время простоя, он работал грузчиком и таксистом.

Второй самолет в пшеничном поле в Новосибирской области

В Росавиации уверены, что у пилотов был «недопустимо низкий уровень подготовки», они соврали комиссии о своих действиях и во время посадки в поле они действовали «безрассудно».

Сергей Скуратов, впрочем, отмечает, что «Уральские авиалинии» — лидер безопасности среди авиакомпаний. За 30-летнюю историю авиакомпании действительно не было авиакатастроф с жертвами.

«Мы не принесли неприятности ни одному пассажиру ни в одном из этих случаев, и в целом мы безаварийно летаем с 1967 года. Мы лидеры по безопасности полетов. А такие посадки вне аэродрома, они иногда бывают, но крайне редко обходятся без жертв. Это самое главное, а все остальное вторично», — рассказал Сергей Скуратов в интервью «Коммерсантъ-Урал».

«Уральские авиалинии» без Сергея Скуратова

История длиною в 30 лет. Как Сергей Скуратов построил уральскую авиаимперию
Фото: Сергей Логинов, архив 66.RU

8 августа совет директоров «Уральских авиалиний» принял решение об отставке Сергея Скуратова с поста гендиректора авиакомпании. Он выйдет на пенсию и передаст управление своему сыну Кириллу Скуратову. Официальное назначение Скуратова-младшего состоится 15 сентября.

Сергей Скуратов объяснил свое решение желанием дать поработать молодой команде.

«Самые трудные периоды развития авиакомпании, включая медицинский кризис, позади. Сегодня ситуация трудная, даже очень трудная, но рабочая. Авиакомпания продолжает работать и, думаю, будет работать еще лучше, наращивать и объемы перевозок, и географию полетов», — подчеркнул владелец авиакомпании.

Церемония вручения награды работникам авиатранспортной отрасли в феврале 2023 года. Кирилл Скуратов был удостоен звания «Заслуженный работник транспорта Российской Федерации».

Александра Морозова