Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Два экскаватора за десять часов разрушили здание аэропорта «Уктус». Фото до и после

26 ноября 2021, 19:14
Два экскаватора за десять часов разрушили здание аэропорта «Уктус». Фото до и после
Фото: Дмитрий Антоненков, 66.RU
Здание неоднократно пытались спасти, но его не признали объектом культурного наследия. Тем не менее юристы сомневаются в законности процедуры сноса. Глава Екатеринбурга заявил, что городская администрация не имеет полномочий запрещать снос такого объекта, поскольку он принадлежит Российской Федерации.

Так здание аэровокзала «Уктус» выглядело в последнее время:

Фото: архив 66.RU

В ночь на 26 ноября его начали сносить. К обеду от него почти ничего не осталось.

Фото: Дмитрий Антоненков, 66.RU

К вечеру пятницы здание полностью разрушили.

Накануне в администрацию города поступило обращение собственника — управления Госавианадзора по УрФО — о сносе. Согласно Градостроительному кодексу РФ, заказчик подает уведомление о планируемом сносе объекта капитального строительства не позднее чем за семь рабочих дней до начала выполнения работ. В документах среди прочего он указывает сведения о праве на землю и постройку на ней, а также решение суда о демонтаже. Также застройщик прикрепляет результаты и материалы обследования здания и проект организации работ.

На проверку всех сведений городским чиновникам дается семь дней. После этого уведомления и документы загружаются в информационную систему обеспечения градостроительной деятельности. Законодательство отдельно регулирует вопрос сноса старого здания в целях строительства нового. В случае с аэровокзалом «Уктус» так это и происходит: на его месте построят торговый центр.

В случае, если заказчик сноса нарушил порядок, предусматривается административная ответственность (КоАП, ст. 9.5): для граждан штраф от 500 до 1000 рублей, для должностных лиц — от 10 000 до 30 000, для юрлиц — от 100 000 до 300 000.

Другое дело, предполагают опрошенные 66.RU юристы, учитывая длительную историю противостояния вокруг здания, вопрос мог быть урегулирован раньше. Например, вчерашнее уведомление о сносе могло быть не первым, а дополнительным. Кроме того, как показывает практика, надзорные органы редко жестко реагируют на подобные процессуальные нарушения.

В компании «Общество Малышева 73», которая планирует построить на месте снесенного аэропорта Уктус торговый центр «Золотой», заявили, что могут «только поддерживать демонтаж ветхого здания, статус которого был установлен экспертизой». «Сейчас мы ведем работы по строительству транспортно-пересадочного узла на других земельных участках. Что касается происходящего с бывшим зданием аэропорта Уктус, то мы лишь можем наблюдать и приветствовать», — заявил 66.RU представитель компании Илья Клюжин. Был ли снос согласован с «Малышева 73», он отказался комментировать. Как и сроки начала строительства на месте снесенного здания аэропорта.

Мэр Екатеринбурга Алексей Орлов заявил, что «досконально и детально изучил всю историю». «Со всеми разговаривал, с Управлением по охране памятников. Дважды заходили инициативы. Управлением не были выявлены признаки объекта ни исторического, ни культурного наследия. Прошли все суды, это тянется достаточно давно», — пояснил глава города.

По его словам, Росавиация пользуется зданием как законный представитель его собственника — Российской Федерации. «Было принято решение также Российской Федерацией о списании его с баланса и его сносе, потому что оно представляет опасность. Вот вся история. К нам поступило уведомление о сносе», — отметил Орлов. Он добавил, что в городе сейчас идет активная работа по зонированию территории, чтобы пытаться приспособить «интересные здания» под современное использование.

Тем не менее глава Следственного комитета России Александр Бастрыкин поручил руководителю свердловского управления СКР Михаилу Богинскому доложить о ситуации со сносом аэровокзала «Уктус». «Глава Следственного комитета поручил изучить обстоятельства сноса здания и при наличии оснований проверить действия должностных лиц, принявших такое решение. Ход исполнения поручения поставлен на контроль в центральном аппарате ведомства», — говорится в сообщении на сайте ведомства.

В СК обратили внимание, что «спасти здание, которое является единственным в России объектом такого назначения, построенным до Второй мировой войны, ранее пытались общественники». Кроме того, один из активистов в обращении к главе СКР попросил дать правовую оценку действиям руководства территориальных управлений Ространснадзора и Росавиации, являющихся операторами помещения аэровокзала.

  • В 2019 году общественники обратились в Управление госохраны ОКН с просьбой признать аэровокзал объектом культурного наследия. Управление отказало им на основании экспертизы. В этом году они предприняли вторую попытку.
  • Специалисты, которые ее проводили, не нашли ничего примечательного в постконструктивистской постройке — «общий объем здания утилитарен», «интересных декоров фасада или интерьеров здание не содержит».
  • Первый камень в основание нового ТЦ — несколько «золотых» слитков — заложили в фундамент в январе 2020-го. Тогда же представили внешний облик ТЦ. Внешним видом ТПУ занимался Владимир Громада, а изначальную концепцию разработало британское бюро Dyer.