В 90-е годы Юлия Рамберг вместе с мужем занималась бизнесом. Они покупали одежду и обувь в Новосибирске и продавали их в Екатеринбурге с наценкой, а также привозили на Урал американскую косметику из Москвы. Когда семья распалась, Юлия стала менеджером по рекламе. В 2003 году у нее умер отец, и ей пришлось ездить в его деревенский дом приглядывать за кошкой. Вскоре она поняла, что устала работать в городе и зарабатывать, чтобы тут же потратить все деньги в магазинах. И осталась жить в деревне.
Фото: Дарья Борисова, 66.RU |
---|
Сначала Рамберг купила корову и кобылу, хотя понятия не имела, как за ними ухаживать. Постепенно она начала приглашать гостей, собирать по соседям лошадей и устраивать прогулки верхом. Туристов она кормила деревенской едой и отправляла париться в настоящую русскую баню. Позже Юлия взяла у друзей деньги в долг на развитие, купила еще несколько лошадей и трактор для заготовки сена и дров.
Сейчас в табуне Спартаковны (так ее зовут в деревне) более десятка животных. Кроме развития туризма, она зарабатывает продажей жеребят, молочных продуктов, яиц и навоза. Всем хозяйством Юлия занимается в одиночку. Она говорит, что заработок зависит от сезона, времени года и удачного стечения обстоятельств. Прибыль оценивает как небольшую, но в минус она не работала ни разу.
Швея из Екатеринбурга Вира Плотникова на небольшое наследство запустила оптовое производство экошуб. В 2019 году она арендовала небольшое помещение, наняла двух знакомых швей и купила для них машинки. Постепенно производство стало расширяться и теперь занимает два этажа в промзоне на проспекте Космонавтов.
Шубы шьют из шерсти испанского мериноса. Овец этой породы выращивают в Австралии, стригут и отправляют шерсть на фабрику в Китай, где ее прядут, полученную меховую нить плотно вплетают в текстильную основу и закрепляют искусственной замшей. В целом по России из шерстяного меха шьют около десятка компаний, на Урале — только производство Vira Plotnikova.
Фото: Марина Молдавская, 66.RU |
---|
Остатки материала не выкидывают ради экологичности. Но пока безотходное производство влетает в копеечку. Владелица фабрики пробовала шить из них игрушки, подушки, сумки, пинетки, но их оказалось очень сложно продать, при том что времени на каждый товар уходило как на целую шубу. И от идеи пришлось отказаться.
За полтора года компания вышла в прибыль, увеличила оборот в 7 раз и теперь пытается зайти на европейский рынок. В год компания выпускает 500–1000 шуб и планирует масштабироваться.
Владелец компании «ЭкоПрост» Иван Рыбников открыл в Полевском производство многоразовых пакетов. Шоперы делают из гранул полипропилена, которые выплавляют в нетканое полотно. Мешки «сшивают» без помощи ниток — конвейер собирает их методом ультразвуковой спайки. Шоперы выдерживают 25 кг и могут служить от трех месяцев и больше. Вышедшие из строя сумки отправляют на переработку и делают из них пластиковые тазики и ковшики.
Фото: Алексей Школа, 66.RU |
---|
Многоразовые пакеты в Полевском начали выпускать в 2004 году, когда тренда на экологию еще не было. Поэтому убедить первых заказчиков в том, что за пакетами подороже, но попрочнее будущее, было непросто. Рыбников говорит, что «изначально их продукция была для пенсионеров и богатых людей, потому что они умеют считать деньги». Такая сумка при стоимости от 15 рублей окупается за три похода в магазин.
Зайти на рынок удалось с помощью ретейлеров – в идею поверили сети «Семь пятниц» и «Пикник». Самих их уже нет, а пакеты все еще продаются по всей стране и СНГ. В этом году «ЭкоПрост» выходит на рынок ЕС. В Европу готовы отправлять полтора миллиона шоперов в месяц.
В Екатеринбурге два года работает проект «Вещь добра», который собирает ненужную одежду у горожан и сортирует ее: часть перерабатывают, часть раздают нуждающимся. А то, что хорошо сохранилось, продают в магазине. Создатель «Вещи добра» Денис Лекомцев начинал проект как социальный, деньги на запуск он получил после участия в шоу #startup_reality главы «Русской медной компании» Игоря Алтушкина. Но сейчас он вышел на самоокупаемость и отказался от грантов.
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
Денис расширил штат, арендовал большой склад, купил «Газель» для перевозки одежды. Он перенастроил бизнес-процессы и научился зарабатывать на одежде больше. Например, теперь «Вещь добра» сама изготавливает ветошь. Раньше они просто сдавали старые вещи по 10 рублей за килограмм, а теперь ее режут на технические салфетки, и она стоит уже от 35 до 65 рублей за килограмм, в зависимости от материалов. Ветошь продают автомастерским, заводам, полиграфическим производствам.
За два года существования проекта его команда отправила на переработку 273 тонны текстиля и раздала 123 тонны одежды нуждающимся. Но полностью переработать вещи удается не всегда. Часть все же уезжает на полигоны.
В 2017 году Вячеслав Карпов основал компанию «АгроАспект Плюс», до этого придумав экобокс — прототип устройства для выращивания дома более 250 видов растений. Им не нужен грунт и специальные погодные условия: все плоды зреют под светом специальных ламп, с выбранной температурой и настроенной системой вентиляции. Кроме того, потребление воды в сити-фермах на 90% меньше, чем в традиционных.
«АгроАспект Плюс» производит оборудование для частных клиентов, компаний и образовательных проектов, которые обучают начинающих сити-фермеров. Продукцию поставляют от Москвы до Хабаровска. Компания строит фермы даже в Бахрейне и других странах Персидского залива. Стоимость таких проектов оценивают в 150 тысяч долларов. Все механические детали производят в Екатеринбурге.
Фото: Ирина Смирнова для 66.RU |
---|
Позже на оборудовании «АгроАспект Плюс» запустили проект «Травки с грядки». Под таким названием продается зелень, выращенная на фермах компании. Стеллажи с импровизированными грядками можно найти во многих магазинах. Основатель проекта Александр Киреев планирует в будущем ставить такие стеллажи в многоквартирных домах.