Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Импортозаместители. Три истории предпринимателей, которые решили зарабатывать на фермерских продуктах

13 сентября 2021, 12:59
Импортозаместители. Три истории предпринимателей, которые решили зарабатывать на фермерских продуктах
Фото: Ирина Смирнова для 66.RU
На волне импортозамещения 2014 года в России вообще и на Урале в частности снова стало модным сельское хозяйство — впервые со времен СССР. Горожане уехали в деревни, другие открыли сыроварни и лавки, более продвинутые изобрели экобоксы и начали обустраивать фермы прямо в магазинах, офисах и домах. Для 66.RU журналист Михаил Вербицкий поговорил с руководителем традиционного крестьянского хозяйства, собственником фермерского магазина и директором компании по производству сити-ферм — и узнал, удалось ли за семь лет вывести сельское хозяйство на новый уровень и решить все проблемы.

Побег из города на ферму

Импортозаместители. Три истории предпринимателей, которые решили зарабатывать на фермерских продуктах
Фото: Ирина Смирнова для 66.RU

Наталья Акулиничева

Барыня Анастасия Андреевна Клепинина выезжает в поле с кучером на бричке, чтобы посмотреть на дальние покосы Андреевки. Она встречает селян стихами и рассказывает о том, как однажды Григорий Иванович Клепинин подарил ей целое село, обменяв крепостных крестьян на борзых собак из рязанской и тульской губерний.

С такого исторического — но разбавленного легендами — пролога начинается каждая экскурсия в фермерском хозяйстве «Никольская слобода». Село Никольское, где располагается небольшое производство, находится на окраине Сысертского городского округа. Здесь — стандартный инфраструктурный набор: православный храм, сельский дом культуры с библиотекой, средняя школа, детский сад, участковая больница, пожарный пост, почта и несколько магазинов.

Пока сельские жители постепенно бросают родные земли, о чем говорят данные переписи в Никольском, уставшие от урбанизации горожане стремятся к природе в глубинку. Вот и предпринимателю Владимиру Акулиничеву к 2015 году надоел Екатеринбург. «Муж посохом стукнул и сказал: из города переезжаем. Сопротивлялась долго и усердно — но все напрасно. Как жена декабриста, в итоге поехала за ним, вариантов не оставалось», — вспоминает Наталья Акулиничева, глава «Никольской слободы».

Импортозаместители. Три истории предпринимателей, которые решили зарабатывать на фермерских продуктах
Фото: Ирина Смирнова для 66.RU

Изначально Акулиничевы задумывали просто уехать подальше от Екатеринбурга и производить здоровые продукты для себя. Выбор пал на чистое поле в Никольском. «Места тут очень плодородные, а климат мягкий. Местные жители называют окружающий лес «Переменой»: лиственные породы, как по команде, меняются на хвойные. Растут вкусные яблоки и груши. Вокруг много озер и животных. В прошлом году заходили кабаны и олени», — объясняет выбор локации Наталья. В конце 2015-го они с мужем арендовали 23 гектара земли и завели нескольких коров.

От семейной концепции начинающие фермеры вскоре отказались и решили на собственные деньги построить целое крестьянско-фермерское хозяйство. В 2017-м начали делать сыр. Приобрели 40 коров редкой айширской породы, которые дают молоко с высоким содержанием белка и жира. Ни Наталья, ни ее муж Владимир никогда не занимались сельским хозяйством, поэтому всему учились на практике. Или у других. Например, чтобы сделать настоящий халуми, отправились на его родину — Кипр. Объездили частные сыроварни — никуда не пустили, кроме одной. Отзывчивые кипрские фермеры показали технологию, по которой варят халуми уже 50 лет. Акулиничевы потом привозили ферме-побратиму свою продукцию — говорят, понравилось. Кроме халуми в Никольском делают еще 16 разных сыров: голландский, английский, итальянский, швейцарский, французский и другие.

Импортозаместители. Три истории предпринимателей, которые решили зарабатывать на фермерских продуктах
Фото: Ирина Смирнова для 66.RU

В «Никольской слободе» рассказывают, что в современных сетевых магазинах почти нет натуральных молочных продуктов. Предприятия, где их производят, относятся к коровам, как к машинам: не выпускают на пастбище и кормят добавками, которые кратно увеличивают надои. В итоге животные недотягивают и до четырех лет (в обычных условиях могут доживать до 20 лет), а пагубные вещества поступают в человеческий организм. В «Никольской слободе» получают в день всего по 900 литров молока, зато, как уверяют, гуманно относятся к коровам — и даже включают для них классическую музыку со специальными частотами.

Госпомощь импортозаместителям

Свердловская область — это исторически промышленный регион: здесь больше о металлургии и машиностроении, чем о фермерстве. Несмотря на это, по производству сельхозпродукции Средний Урал входит в топ-20 российских субъектов: занимает седьмое место по производству молока, пятое — по производству яиц, шестое — по выращиванию картофеля, отчитывался об итогах 2020-го в сельскохозяйственной отрасли губернатор Евгений Куйвашев. «Мы обладаем не только промышленным потенциалом, но и являемся одним из крупнейших сельхозтоваропроизводителей», — заявил глава региона на Всероссийском дне поля в минувшем августе. Доля сельского хозяйства во внутреннем региональном продукте составляет 2,4%. При этом 20% всей территории Свердловской области — земли сельхозназначения общей площадью в четыре миллиона гектаров.

У российского сельского хозяйства открылось второе дыхание после 2014 года, когда западные страны решили ввести первую серию санкций. В ответ российские власти отказались от поставок западной мясной и молочной продукции, овощей, фруктов, орехов и других продуктов. В результате взаимных ограничений в России стал модным термин «импортозамещение», когда вместо иностранных продуктов на рынке предлагают местные. Власти стали вкладываться в отечественные предприятия; появились локальные производители — особенно развился сырный бизнес.

Импортозаместители. Три истории предпринимателей, которые решили зарабатывать на фермерских продуктах
Фото: Ирина Смирнова для 66.RU

По данным свердловского министерства АПК и потребительского рынка, в регионе зарегистрировано около 300 сельскохозяйственных организаций и более 700 фермерских хозяйств. Число предприятий постепенно растет.

Свердловское сельское хозяйство привлекательно с точки зрения инвестиций и срока окупаемости, а также, как правило, работает в плюс, считает аналитик Агентства по привлечению инвестиций Свердловской области Павел Воротков. Однако региональный кабмин каждый год вынужден покрывать часть затрат производителей на покупку семян и их посадку. «На Урале тяжело выращивать овощи. Здесь только раз в четыре года бывает хорошая погода, а обычно либо засуха, либо проливные дожди и заморозки. Это сказывается на урожае», — объясняет Евгений Куйвашев. Основная доля госинвестиций направляется на строительство и реконструкцию молочных комплексов, обновление парка сельскохозяйственной техники, животноводческого, зерносушильного и климатического оборудования, а также на грантовую поддержку фермеров и сельскохозяйственных потребительских кооперативов.

Импортозаместители. Три истории предпринимателей, которые решили зарабатывать на фермерских продуктах
Фото: Ирина Смирнова для 66.RU

Тем не менее в 2021 году заявленные меры господдержки не спасли от резкой продовольственной инфляции — в медиа долго обсуждали подорожание моркови до 189 рублей за килограмм. Основными причинами роста цен тогда назвали низкую урожайность и сезонную инфляцию. В начале июня на площадке Петербургского международного экономического форума губернатор договорился о сдерживании цен в регионе с руководством торговой сети «Магнит».

«Модно быть не дояркой, а Моргенштерном»

Импортозаместители. Три истории предпринимателей, которые решили зарабатывать на фермерских продуктах
Фото: Ирина Смирнова для 66.RU

В прошлом году в «Никольской слободе» появилась высокая мельница. Она располагается чуть поодаль фермерского хозяйства и привлекает внимание на фоне чистого поля. На ветряке, срубленном из мощных бревен, конечно, мелют муку. Но это — не ключевая ее задача.

Наталья Акулиничева рассказывает, что фермерство само по себе не может быть прибыльным. В «Никольской слободе» придумали зарабатывать с помощью туризма. Помимо мельницы, которую позиционируют как главную достопримечательность, рядом планируют построить гостиницу с настоящей русской печью, а также дома мельника, зажиточного и бедного крестьян — в качестве небольших музеев.

«Сейчас в Сысерти моден глэмпинг. Девять тысяч за ночь. Чем мы хуже? Рядом со стогом сена, которое прочищает легкие, натянем тент — и тоже сделаем глэмпинг, только дешевле. Еще и стаканчик молока добавим как комплимент», — говорит Акулиничева. Туристический потенциал уже начали реализовывать — на экскурсии по ферме записываются даже с соседних регионов. Кроме прогулки с театрализованным представлением, гостей ждет дегустация молочных продуктов в зале со старинными предметами типа трофейного немецкого аккордеона.

Импортозаместители. Три истории предпринимателей, которые решили зарабатывать на фермерских продуктах
Фото: Ирина Смирнова для 66.RU

Другая статья доходов — продажа фермерской продукции. У «Никольской слободы» есть свой магазин на территории, где можно купить сыры, йогурты, хлеб, иван-чай, чизкейки. Молоко продают за 70 рублей за литр, в свою тару нальют за 60 рублей. Продукцию поставляют в небольшие фермерские магазины. Сетевые супермаркеты не берут: объемы маленькие, срок годности небольшой, да и будет большая наценка — покупатели испугаются и пройдут мимо.

В хозяйстве понимают, что потребителю важна низкая цена (этим фермерские продукты похвастать не могут), и напоминают, что в советское время сельское хозяйство получало дотации, а сейчас — практически нет. «Поддержки от власти — почти никакой. Нас любят, делегации к нам возят, палки в колеса однозначно не вставляют. Вроде бы уделяют внимание, но конкретных действий пока нет», — говорит глава «Никольской слободы».

Проблемы фермеров на этом не заканчиваются. Одна из главных сложностей — поиск рабочих рук. Сейчас в «Никольской слободе» работают 20 человек, все универсальны и взаимозаменяемы. Каждого находили с трудом. «Деревню отучили работать. Пьют и воруют, воруют и пьют. Мы с мужем по этому поводу раньше ругались. Он говорил, что на деревне живут трудолюбивые люди. Сейчас муж взял свои слова обратно. Выяснилось, что городской человек с образованием может взять вилы и грабли, подмести, помыть, приготовить. Ему не зазорно. А вот когда не умеешь ничего, кроме как вилы держать, почему-то начинаешь говорить: «Это не для меня!» У деревенских много необоснованных амбиций», — рассказывает Наталья. «Быть дояркой — это немодно. Сейчас молодежь равняется на Моргенштерна», — добавляет она.

Импортозаместители. Три истории предпринимателей, которые решили зарабатывать на фермерских продуктах
Фото: Ирина Смирнова для 66.RU

Фермерам также не хватает земли. «Никольская слобода» собирается расширяться, но пока с этим все непросто. «Мы ходили на прием к министру сельского хозяйства и просили помочь с землей. Он так заразительно засмеялся и сказал: «Вы на золотых приисках решили попросить, был бы Красноуфимский район — дал бы вам без проблем», — вспоминает глава «Никольской слободы». Помимо вечных проблем, в этом году добавилась еще одна — из-за засушливого лета не хватает травы для корма животным («мы накрутили 500 тюков сена, а надо 2500»).

Несмотря на все негативные моменты, Наталья Акулиничева отмечает, что локальных ферм и энтузиастов, которые хотят развивать сельское хозяйство как осознанный бизнес, становится больше. «Пока есть заинтересованные люди, оптимисты и работяги, фермерство в хороших руках», — резюмирует она.

Ретейл на фермерских продуктах

Импортозаместители. Три истории предпринимателей, которые решили зарабатывать на фермерских продуктах
Фото: Ирина Смирнова для 66.RU

Дмитрий Назаров

По запросу «фермерский магазин в Екатеринбурге» поисковик выдает 51 ссылку. Эти точки — во многом единственные варианты для дистрибуции натуральных продуктов. Одна из таких — магазин «ПолонАмбар» — располагается в «квартале миллионеров» на Красноармейской. На сайте лавки заявляется: «Наш проект создан в честь поддержки честных производителей».

Собственник «ПолонАмбара» Дмитрий Назаров рассказывает, что все началось в Березовском в 2017-м: он помогал в продвижении папиному товарищу — предпринимателю, который производил шоколад на меду, колбасы без сои и другие натуральные изделия. На базе этих продуктов создали клуб частных предпринимателей (первой привлекли вышеупомянутую «Никольскую слободу») и обустроили небольшой бар в магазин натуральных продуктов. В Березовском бизнес быстро достиг потолка, поэтому решили переехать в Екатеринбург и открылись на Красноармейской в конце ноября 2020-го.

Импортозаместители. Три истории предпринимателей, которые решили зарабатывать на фермерских продуктах
Фото: Ирина Смирнова для 66.RU

Березовский до сих пор остается в жизни магазина — там функционирует собственная козья ферма, которая готовит масло, молоко и творог только для «ПолонАмбара». В остальном в лавке представлены продукты со всей Свердловской области. Например, молочную продукцию поставляет «Некрасовская ферма» (Белоярский район), сыр — «Добрая ферма» (Нижние Серги) и «Ле-Трен» (Березовский), хлеб — ремесленная пекарня «Маяк» (Екатеринбург), северную рыбу и дичь — «Дикое качество» (Приполярный Урал), колбаса, мясо, сервелат и рулеты — от сысертских и курганских производителей, бельгийский шоколад — тоже из Березовского. Есть и импортные товары: «Хамон еще никому не удалось повторить, возим из Испании», — уточняет Дмитрий Назаров. Любой поставщик, который хочет попасть в «ПолонАмбар», привозит свой продукт на пробу. Если сотрудникам магазина не понравилось, они сразу отказываются. Если зацепило, едут на предприятие и смотрят на производство: проверяют чистоту и документацию.

Своей аудиторией «ПолонАмбар» видит людей, которые тщательно следят за питанием и хорошо разбираются в этом вопросе. «Есть люди, которые заходят и недовольно говорят: «Необоснованно дорого!» Бывают те, кто мыслит по-другому: «Ой, как дорого. Но хочется». У нас есть много клиентов, которые закупаются на праздники, потому что не могут себе позволить постоянно приобретать. фермерские продукты», — рассказывает собственник.

Импортозаместители. Три истории предпринимателей, которые решили зарабатывать на фермерских продуктах
Фото: Ирина Смирнова для 66.RU

«ПолонАмбар» — это бизнес. Мы стараемся предложить лучшие товары в каждом сегменте, а высокую стоимость стремимся оправдывать высоким качеством. Мы не занижаем цены и, возможно, из-за этого теряем часть аудитории. При этом наши постоянные клиенты понимают, за что платят», — рассказывает Дмитрий Назаров.

«Проблема в том, что среднестатистический человек, который хочет просто поесть, не будет покупать молоко за 100 рублей, — продолжает собственник «ПолонАмбара». — Однако фермерский продукт обладает большей энергетической ценностью, чем то же разведенное и восстановленное молоко. Это просто вода со вкусом молока, пользы, ценности никакой. Грубо говоря, деньги спускаются в унитаз. Нужно понимать, какой продукт — плохой, а какой — хороший. Лучше купить фермерский сыр меньшей порции, чем килограмм низкокачественного изделия в сетевом магазине».

Импортозаместители. Три истории предпринимателей, которые решили зарабатывать на фермерских продуктах
Фото: Ирина Смирнова для 66.RU

Дмитрий Назаров не замечает высокой конкуренции на екатеринбургском рынке фермерских магазинов. Кроме многочисленных сырных и мясных лавок предприниматель затрудняется назвать больше двух-трех полноценных магазинов с большим ассортиментом. Но отмечает: гиганты типа «Гиперболы» и «Перекрестка» тоже попали в тренд здорового питания и стали делать свои фермерские полки.

В ближайшее время в «ПолонАмбаре» обновится дизайн, расширится предложение — в частности, по мясу, появятся итальянские, испанские вина и другое. А вот масштабировать свой бренд по всему городу «ПолонАмбар» не собирается: «Наш продукт надо уметь правильно предложить, продать, а клонировать себя мы не научились».

Вырастить гуаву на подоконнике

Импортозаместители. Три истории предпринимателей, которые решили зарабатывать на фермерских продуктах
Фото: Ирина Смирнова для 66.RU

Вячеслав Карпов

Многие считают сельское хозяйство консервативной отраслью, потому что ремесленные процессы не меняются веками. Однако технологический прогресс добрался и до этой индустрии. Несколько лет назад появились сити-фермеры, которые выращивают растения в городских условиях.

В 2017 году екатеринбуржец Вячеслав Карпов основал компанию «АгроАспект Плюс», до этого придумав экобокс — прототип устройства для выращивания растений дома. Еще в университете Карпов экспериментировал: сделал «что-то колхозное из подручных средств» — из рамы от клетки для грызунов. Потом вместе со своим научным руководителем из УрФУ Евгением Мингалиевым довел идею до ума и создал настоящий экобокс. Позже партнеры придумали клубничную ферму и разработали агротехнику выращивания — такого в России еще никто не делал.

Офис компании находится в одном из городских бизнес-центров, в соседнем помещении — небольшие фермы, где растут розмарин, мята, малина, физалис, ежевика, гуава. Здесь есть и новая разработка, где продукты растут за счет жизнедеятельности хищных рыб в аквариуме. Нужно просто кормить рыб мясом, а они, соответственно, питают растения.

Импортозаместители. Три истории предпринимателей, которые решили зарабатывать на фермерских продуктах
Фото: Ирина Смирнова для 66.RU

На сегодня в классических экобоксах можно выращивать более 250 видов растений. Им не нужен грунт и специальные погодные условия: все плоды зреют под светом специальных ламп, с выбранной температурой и настроенной системой вентиляции. Кроме того, потребление воды в сити-фермах на 90% меньше, чем в традиционных. Также минимизированы издержки на логистику. «Когда мы ставим витрину в магазине, то под нее строим ферму так, чтобы расстояние от точки до точки не превышало 30 минут. Зимой это отражается на качестве продуктов: если сравнить наши витрины с прилавком какого-нибудь комбината, то даже чисто визуально увидите колоссальную разницу», — убеждает Вячеслав Карпов.

«АгроАспект Плюс» производит оборудование для частных клиентов, компаний и образовательных проектов, которые обучают начинающих сити-фермеров. Продукцию поставляют от Москвы до Хабаровска. Компания строит фермы даже в Бахрейне и других странах Персидского залива. Стоимость таких проектов оценивают в 150 тысяч долларов. Все механические детали производят в Екатеринбурге.

Импортозаместители. Три истории предпринимателей, которые решили зарабатывать на фермерских продуктах
Фото: Ирина Смирнова для 66.RU

Обороты компании достигают 10 миллионов рублей в месяц. Сити-ферма для личного пользования стоит от 50 тысяч рублей — за столько можно приобрести экобокс 60 на 60 сантиметров. Вертикальные фермы площадью около 5 квадратных метров обойдутся в 180 тысяч.

«Традиционное фермерство — это риски и кредиты. Поэтому сейчас оно менее популярно, чем сити-фермерство. Процесс выращивания у нас полностью автоматизирован. Человек может вообще не вникать в процессы, его задача — заниматься бизнесом», — объясняет директор компании «АгроАспект Плюс». В компании хотят сначала застроить своими фермами всю Россию, а потом — «захватить мир».

Петрушка и укроп — круглый год

На оборудовании «АгроАспект Плюс» запустили проект «Травки с грядки». Под таким названием продается зелень, выращенная на фермах компании. Первая точка с продукцией появилась в «Гастрономии» в «Покровском пассаже».

Выглядит это так. Возле привычных полок с овощами и фруктами расположен стеллаж, подведенный к электричеству. Внутри находятся растения, которые стоят в воде под специальным светом, заменяющим солнце. Зелень привозят уже в готовом состоянии. Созданные в магазине условия позволяют поддерживать импровизированную грядку.

Импортозаместители. Три истории предпринимателей, которые решили зарабатывать на фермерских продуктах
Фото: Ирина Смирнова для 66.RU

Самый продаваемый товар здесь — это зеленый базилик. Спрос на зеленую продукцию повышается ближе к октябрю и примерно до мая, считает основатель проекта Александр Киреев.

«Есть идея сделать стеллаж с готовой продукцией, как сейчас, а позади поставить другой, где зелень будет расти от начала до конца. Пока думаем над реализацией. Во-первых, непонятно, насколько зайдет покупателям, а во-вторых, дополнительный прилавок тоже занимает место, и это увеличивает расходы», — рассказывает Киреев.

Такой стеллаж уже появился в «Гиперболе» в «Гринвиче» и «Пассаже». Там покупатели могут приобрести разные виды базилика, тимьян и мяту. Более экзотичная зелень находится в «Покровском Пассаже», а также в ресторанах «Гастроли», «Сойка», Engels и «Мы есть» — с ними «Травки с грядки» тоже сотрудничают.

Импортозаместители. Три истории предпринимателей, которые решили зарабатывать на фермерских продуктах
Фото: Ирина Смирнова для 66.RU

Александр Киреев сетует, что посетители магазинов в основном не знают зелень, кроме базилика и кинзы. «Когда на прилавках появляется что-то типа капусты мизуны, возникает недоумение. Из-за этого экзотика не очень продается. Рестораны в этом смысле более продвинутые: они всегда выступают за новое и интересное», — говорит он. Среди других проблем называет порчу упаковок и внешнего вида растения. «Однажды сам видел, как женщина взяла горшок с базиликом, съела пару листиков и положила обратно», — вспоминает Киреев.

«Травки с грядки» планируют заходить в многоквартирные дома и экспериментировать со стеллажами уже там. По плану, жильцы смогут приобрести зелень по более низким ценам, чем в супермаркетах. Кроме того, компания вскоре может выйти в крупные сетевые точки. «Много зелени, особенно зимой, в Россию привозят из других стран. Поставки нестабильны, да и качество страдает. Бывает, в какой-то момент в городе вообще нет определенный зелени. Мы можем предложить петрушку и укроп круглый год, со стабильными ценами и объемами. Таких возможностей в Екатеринбурге еще никогда не было», — резюмирует Александр Киреев.

Импортозаместители. Три истории предпринимателей, которые решили зарабатывать на фермерских продуктах
Фото: Ирина Смирнова для 66.RU