Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Возим специи на кораблях». Ресторатор Ань Нгуен о новом заведении, конфликтах и опыте пандемии

«Возим специи на кораблях». Ресторатор Ань Нгуен о новом заведении, конфликтах и опыте пандемии
Фото: Григорий Постников, 66.RU
Ань Нгуен – ресторатор, который познакомил Екатеринбург с вьетнамской кухней. За семь лет он создал кафе «Вьетмон» и расширил его до трех заведений, открыл экспериментальное стритфуд-кафе «Бань Ми», потом свернул его и сосредоточился на расширении своего главного проекта – готовится к открытию четвертого заведения. Мы поговорили с Анем о новом «Вьетмоне», кризисе в период пандемии и налаживании отношений с соседями.

«Мы пришли к перемирию»

Ань начал разговор с рассказа о том, что вчера отмечал азиатский Новый год – его еще называют Китайский – по лунному календарю.

– Его отмечают как обычный Новый год: сидят с семьей, едят и выпивают, а еще дарят друг другу красные конверты с деньгами. В двенадцать часов ночи по вьетнамскому времени мы ставим благовония на алтарь предков, туда же ставим «земляной пирог» из клейкого риса с зелеными бобами и просим у предков благословения.

– В одном интервью вы говорили, что не верите в бога, но традиции, выходит, соблюдаете?

– Да, я не верю в бога, но традиции – это часть культуры, я им следую. Это такой культурный код: отдавать дань своим предкам и почитать их – для меня это важно.

– Как сейчас дела у вашего заведения на Гагарина? В декабре «Вьетмон» пытались выселить, были проблемы с соседями?

– Мы пришли к перемирию и просто договорились, что все исправим, как им, соседям, нужно. Мы сделали шумоизоляцию по всему помещению, и хоть у нас были нормальные показатели по замерам Роспотребнадзора, мы решили сделать так, чтобы уж совсем никому не мешать. Потом исправили вытяжку, чтобы вода не попадала на крышу. Сейчас все спокойно.

– Вы виделись с соседями?

– Да, мой представитель специально встречался с ними, разговаривал, узнавал, что конкретно их не устраивает и что мы можем сделать.

– Вы рассказывали, что была одна особенно недовольная соседка, с ней тоже договорились?

– Мы виделись со всеми соседями, а вот именно с ней не получилось. Мы пытались поговорить, но, к сожалению, она отказывалась.

«Возим специи на кораблях». Ресторатор Ань Нгуен о новом заведении, конфликтах и опыте пандемии
Фото: Григорий Постников, 66.RU

Сейчас в кафе «Вьетмон» на Гагарина идет ремонт, но уже скоро оно откроется для посетителей.

«Открываться в Академическом – рискованное дело»

– Сейчас вы собираетесь открывать новый «Вьетмон» в Академическом.

– Да, но я считаю это дело рискованным.

– Почему?

– Я не знаю этот район, я там не жил. Мне сказали, что стоило бы туда зайти, попробовать, и я согласился.

– Академический – это город в городе. Вы его изучали?

– Да, конечно: нельзя слепо заходить на район. Там не так много заведений: «Папа Джонс», «Сабвей», «Япона Мама». Есть локальные бренды – «Шампурико», еще одно заведение с таким забавным названием «Пара пива & БЕЛЯШ». Не знаю, как там приживется «Вьетмон» – это эксперимент. И так как Академический – отдаленный район, то для меня это подготовка перед заходом в другие города.

– Ух ты, а есть такие планы?

– Да, я подумываю насчет Перми и Тюмени. На самом деле я хотел реализовать это и в 2020 году, но из-за пандемии все отложилось.

– Вы останавливаетесь на «Вьетмоне», пока экспериментальных проектов вроде «Бань Ми» не предвидится?

– Есть один: мы хотим попробовать сделать кафе индийской кухни вместе с моими друзьями из Индии. Думаем открыть его тоже в этом году.

– Мы говорили с ресторатором Кириллом Шлаеном, и он сказал, что грузинская кухня сейчас воспринимается как близкая и родная. А вьетнамская, как вы думаете, стала Екатеринбургу привычной за несколько лет?

– Да, думаю, что с 2014 года, когда открылось наше первое заведение, вьетнамская кухня из экзотической стала уже привычной и обыденной. Нас уже никто не воспринимает как тараканоедов, а видят, что вьетнамская кухня приличная и вкусная.

– А раньше воспринимали?

– Когда мы только открывались, многие спрашивали: «А вы правда едите тараканов и скорпионов?» Сейчас все воспринимается по-другому. Многие приезжают во Вьетнам, сами видят, как питается народ, и понемногу влюбляются в гастрономическую культуру страны – это очень приятно.

– Чтобы познакомить Екатеринбург с этой культурой, вы адаптировали свои блюда? Например, индийская кухня вкусная, но острая – неподготовленному человеку будет тяжело к ней подступиться.

– Почти не адаптировали, но в некоторых блюдах у нас не хватает нескольких ингредиентов, и мы их не добавляем. Но это минимальные вкусовые потери, потому что эти ингредиенты не играют важной роли – они идут как украшение для блюда. Еще некоторые специи должны быть идеально свежими, а в связи с пандемией стало сложнее это реализовать.

«Возим специи на кораблях». Ресторатор Ань Нгуен о новом заведении, конфликтах и опыте пандемии
Фото: Григорий Постников, 66.RU


«Удерживать цены для гостей в период пандемии стало сложно»

– Как еще пандемия и вызванная ею нестабильность в мире повлияли на ваши заведения?

– Мы все оказались в нелегкой ситуации: растут цены, повышается стоимость импорта, а у нас восемьдесят процентов продуктов состоит из импорта. Нам стало сложно удерживать цену для гостей.

– С вами остались все сотрудники или пришлось сокращать штат?

– Все остались. Наши повара прилетают из Вьетнама, у меня с ними контракт. Я мог договориться с ними о рассрочке зарплаты – в этом очень повезло.

– В новом заведении повара тоже из Вьетнама?

– Да. Это часть коллектива, который работал еще в первых трех заведениях. Поваров у меня изначально было немного больше, чем нужно, так что для заведения в Академическом сразу набралась команда.

– Если у вас большая часть продуктов из Вьетнама, то получается, когда закрыли границы, вы лишились большей части продуктов?

– Когда только-только начался карантин и мы узнали, что Вьетнам готовится к закрытию границ, то заказали два контейнера специй из Вьетнама. Еще их привозят на кораблях – так тоже заказываем, но ждать приходится полтора месяца.

– Кораблем? Это какой маршрут получается?

– Из порта Хайфон во Вьетнаме корабль идет до Владивостока, а уже оттуда специи доставляют в Екатеринбург.

– Есть в этом что-то колоритное, какой-то дух времени, когда специи возили только кораблями.

– Мы очень ждем, когда появится прямой рейс Екатеринбург – Нячанг – тогда будет изобилие свежих специй и фруктов и нам будет намного легче. Раньше рейсы со свежими фруктами прилетали в Москву, а мы уже покупали оттуда. Сейчас все это недоступно.

Вьетнамская живопись и «горячий соус» для всех

– Тем не менее даже в такой непростой период у вас открывается новое заведение. Оно будет чем-то отличаться от первых трех?

– У нас есть общее классическое меню для всех заведений, но для Академического мы будем делать фо-бо или горячий соус для одного человека: перед вами маленькая плита, на ней небольшая кастрюля, в которой подогревается соус, и вы можете складывать туда морепродукты, мясо или лапшу.

Раньше мы делали такое только на компанию, но хотим изменить подход и больше ориентироваться на индивидуального клиента.

– Каким будет новое пространство – камерным или побольше?

– Сейчас для нас делает интерьер Анна Шабинская и ее компания. Пока мы с ней обсудили только рисунок. Хотим сделать тематику «донгхо» (жанр вьетнамского изобразительного искусства, – прим. ред.) и серию картин про семью. Мы подумали, что Академический – семейный район и стоит сделать соответствующий интерьер.

Гравюра «Донгхо»


– Открыть первое кафе вам помогала вьетнамская диаспора – сейчас тоже?

– Да, в это кафе вложена часть моих средств, другую часть дала диаспора.

– Сколько сейчас, в пандемию, стоит открыть новое заведение?

– Это недешево. Я не могу сказать точной суммы, потому что еще не все подсчитано. На данный момент это где-то три с половиной миллиона, но с расходами сумма может вырасти и до пяти.

– Четвертый «Вьетмон» откроется в мае, а когда будете выходить на другие города – уже ясно?

– Хотелось бы открыться там уже в конце этого года, но сейчас у нас вся загвоздка в поварах: для нового заведения в Академическом я набирал их из своей команды, но для Перми и Тюмени у меня совершенно нет сотрудников. Недавно Вьетнам защитился от очередной волны коронавируса: страна справляется быстро, но он возникает будто бы из ниоткуда – человек из провинции неясно, как заболевает и заражает всю семью. Мы очень ждем, когда ситуация с эпидемией улучшится, курс доллара станет стабильнее, а границы наконец откроют.