Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Общественный транспорт Екатеринбурга передадут в частные руки до конца года. Кому и зачем это нужно

17 августа 2020, 09:51
Общественный транспорт Екатеринбурга передадут в частные руки до конца года. Кому и зачем это нужно
Фото: архив 66.ru
Такое решение неизбежно, в противном случае город останется без трамваев и троллейбусов — «Гортранс» генерирует убытки, а в период пандемии из-за падения пассажиропотока потерял десятки миллионов рублей. Главные претенденты на концессию — «Группа Синара» Дмитрия Пумпянского и подконтрольный владельцам УГМК «Трансмашхолдинг».

Глава Екатеринбурга Александр Высокинский объявил, что в августе на публичное обсуждение вынесут концепт транспортной реформы, а конкурс по выбору компании, которая получит в концессию городской транспорт, проведут в четвертом квартале 2020 года. Предметом концессии должны стать не только реконструкция трамвайных путей, строительство новых трамвайных линий, но и полное обновление парков как трамваев и троллейбусов, так и автобусов.

Главные претенденты на концессию

Еще год назад Александр Высокинский заявлял, что на концессию претендуют три компании:

  • «Уралтрансмаш». Входит в НПК «Уралвагонзавод» госкорпорации «Ростех», производство расположено в Екатеринбурге. Завод регулярно отдает городу свои трамваи на тестирование, но основное количество новой продукции «Уралтрансмаша» закупают другие города.
  • «Трансмашхолдинг». Московское предприятие, основные бенефициары — президент УГМК Искандер Махмудов и член совета директоров УГМК Андрей Бокарев. Трамваи «Трансмашхолдинга» планируют запустить из Екатеринбурга в Пышму.
  • «Группа Синара». Предприятие бизнесмена Дмитрия Пумпянского выкупило часть питерского «Вагонмаша» и начнет выпускать трамваи. Начало серийного производства запланировано на 2022 год.
Общественный транспорт Екатеринбурга передадут в частные руки до конца года. Кому и зачем это нужно
Фото: архив 66.RU

О необходимости передачи общественного транспорта частному инвестору говорят уже три года. Конкурс на определение концессионера мэрия обещает провести до конца года.

Изначально основным претендентом на концессию называли именно «Синару». Еще в 2018 году мэрия, правительство Свердловской области и «Синара» подписали соглашение о сотрудничестве в сфере общественного электротранспорта Екатеринбурга. «Это первый шаг в создании концессионного механизма для электрического городского транспорта. Это начало большой истории по созданию новых образцов низкопольных трамваев и троллейбусов, внедрению экотехнологий, которые позволят снизить вредные выбросы на 30%, увеличить пассажиропоток и скорость передвижения в городе на общественном транспорте», — заявлял тогда гендиректор компании Михаил Ходоровский.

В рамках концессии горадминистрация предполагает строительство трамвайных веток в Академический, Солнечный и Новокольцовский районы. Именно «Синара» строит деревню Универсиады в Новокольцовском районе.

Кроме того, «Синара» войдет в федеральный проект развития общественного транспорта в городах-миллионниках на условиях государственно-частного партнерства. Он предполагает обновление подвижного состава и новые схемы маршрутов. Пилотный проект рассчитан на 10 городов, в списке которых и Екатеринбург.

В июле 2020 года холдинг «Синара — Транспортные Машины» (СТМ) приобрел 49% предприятия «Вагонмаш», расположенного в Санкт-Петербурге. «Вагонмаш», который специализируется на разработке и производстве вагонов для составов метро и городского электротранспорта, станет одной из ключевых производственных площадок совместного предприятия «Синара-Шкода». В 2021 году предприятие планирует представить опытный образец, а в 2022 году выпустить на рынок новую модель трамвая, рассказал в интервью «ФедералПресс» вице-президент холдинга «Синара — Транспортные Машины» Юрий Осинцев.

Общественный транспорт Екатеринбурга передадут в частные руки до конца года. Кому и зачем это нужно
Фото: архив 66.RU

«Синара» готова модернизировать весь общественный транспорт Екатеринбурга, в том числе и автобусную сеть.

Также «Ъ-Урал» сообщил о том, что Группа «Синара» выступила с инициативой создания нового автобусного перевозчика в Екатеринбурге. В компании изданию подтвердили, что группа рассматривает возможность участия в конкурсах на обслуживание автобусных маршрутов, которые проводит администрация Екатеринбурга. «Группа Синара» совместно с мэрией разработала проект комплексной модернизации общественного транспорта в Екатеринбурге. Он подразумевает обновление инфраструктуры электрического транспорта, обеспечение пассажиров современным и экологичным подвижным составом, исключение дублирующих маршрутов, перевод на брутто-контракты автобусов в соответствии с требованиями минтранса, что позволит обеспечить радикальное повышение качества городских пассажирских перевозок», — заявил вице-президент «Группы Синара» Евгений Гриценко.

Однако пока решения о том, что концессионером станет именно «Синара», нет. Еще один претендент на подписание контракта — московский «Трансмашхолдинг». Власти не исключали вариант, что поставлять трамваи для Екатеринбурга будет «Уралтрансмаш» (УВЗ). «Это будет честная, правильная процедура конкурса, чтобы для горожан выбрать и свое, и хорошее. Новая закупка трамваев будет встраиваться в общий концессионный контракт. Сперва будет принято решение, какие трамваи у нас будут: нашего «Уралтрансмаша», «Трансмашхолдинга», а может, они вместе создадут здесь новый трамвай вообще», — заявлял глава Екатеринбурга Александр Высокинский.

Общественный транспорт Екатеринбурга передадут в частные руки до конца года. Кому и зачем это нужно
Фото: архив 66.RU

Главные претенденты на концессию — «Синара» и «Трансмашхолдинг» — могут обновлять трамвайный парк Екатеринбурга продукцией собственных заводов. А могут — продукцией «Уралтрансмаша», чьи производственные площадки расположены в городе.

Как пишет Ura.ru со ссылкой на собственные источники, одним из условий получения «Гортранса» в концессию стало подписание контракта на производство трамваев с «Уралтрансмашем». Якобы «Трансмашхолдинг» на эти условия согласился, а Группа «Синара», которая купила долю в «Вагонмаше», — нет. Однако официально эту информацию ни одна из сторон не комментирует.

Зачем отдавать транспорт Екатеринбурга бизнесу

ЕМУП ТТУ, которое в конце 2018 года путем слияния с МОАП превратилось в «Гортранс», генерировало убытки. По итогам 2019 года чистый убыток предприятия превысил 10,7 млн рублей, при том что выручка «Гортранса» выросла на 1,3 млрд рублей по сравнению с 2018-м. Ежегодно количество пассажиров, которые пользуются электрическим наземным транспортом в Екатеринбурге, снижается. Если в 2010 году трамваи и троллейбусы перевозили 145 млн пассажиров в год, то в 2018-м — уже 107.

Общественный транспорт Екатеринбурга передадут в частные руки до конца года. Кому и зачем это нужно
Фото: пресс-служба администрации Екатеринбурга

Парк наземного транспорта нуждается в обновлении: по словам Александра Высокинского, объем износа парка троллейбусов «близится к критическому», у трамвайного парка «процесс износа тоже высокий». «Мы можем сделать инвестнадбавку, чтобы исправить ситуацию, но за нее заплатят наши горожане. Поэтому обсуждаем проект концессии. В целом реконструкция линий троллейбусов и трамваев составит около 50 млрд рублей», — заявил глава города.

Концессионное соглашение предусматривает передачу в аренду компании-оператору, выбранному через конкурсные процедуры, парка трамваев и троллейбусов, депо, сетей и подстанций. Концессионер возьмет на себя обязательства по организации перевозок пассажиров, а также по обновлению парка и инфраструктуры городского легкорельсового транспорта.

В случае передачи трамваев и троллейбусов в частные руки встанет вопрос о повышении тарифов. О том, что нынешний тариф в наземном общественном транспорте может быть увеличен на размер «инвестиционной составляющей», ранее заявлял вице-мэр Алексей Бубнов: «Возврат инвестиций и затрат по эксплуатации объектов, компенсация рисков будут осуществляться за счет взимания платы с пользователей наземного электрического общественного транспорта».

Мэр Александр Высокинский пообещал, что в 2020 году не будет повышать стоимость проезда в наземном транспорте с 28 до 32 рублей. Но поскольку конкурс перенесли с середины года на конец, то к этому вопросу администрация может вернуться уже в начале 2021 года. Во всяком случае, прошлые повышения происходили 15 января 2016 года (стоимость тарифа выросла до 26 рублей) и в феврале 2017 года (проезд подорожал до 28 рублей).

  • О том, что администрация Екатеринбурга ведет переговоры с частными компаниями о спасении тогда еще Трамвайно-троллейбусного управления, 66.RU сообщал еще весной 2017 года. Тогда глава комитета по транспорту подтвердил, что рассматривается вариант концессии.
  • Летом 2018 года стало четко понятно, что замена трамваев и троллейбусов будет реализована с применением механизмов концессии и привлечением частных инвестиций. Глава администрации Александр Якоб тогда обещал, что разработку концепции закончат в 2019 году.
  • По словам главы администрации Александра Якоба, в 2019 г. будет закончена разработка концепции проекта, после чего администрация объявит конкурс по отбору подрядчика, передает корреспондент 66.RU. Затем сроки переносили на начало 2020 года, лето 2020 года и конец 2020 года. Также приторможена разработка новой маршрутной сети Екатеринбурга, которой занимается московская компания. По условиям конкурса, исследование, на которое власти потратили 21 млн рублей, специалисты должны были закончить до 30 июня, но из-за коронавируса сроки пришлось сдвинуть. По его прогнозам, окончательное исследование город получит в течение одной-двух недель.