Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Когда и какие именно трамваи поедут из Пышмы в Екатеринбург. Подробный план строительства новой ветки

6 октября 2017, 16:24
интервью
Когда и какие именно трамваи поедут из Пышмы в Екатеринбург. Подробный план строительства новой ветки
Фото: архив 66.RU
Все решения приняты, все документы подписаны. В интервью 66.RU директор по строительству УГМК-Холдинга Сергей Ерыпалов раскрывает все подробности проекта строительства новой трамвайной ветки между двумя городами: от стоимости и сроков — до того, какие именно вагоны пойдут по рельсам.

До конца года будет выбран подрядчик строительства трамвайной ветки, которая свяжет Екатеринбург и Верхнюю Пышму. На сегодняшний день закончена разработка транспортной схемы, создан проект, пройдена госэкспертиза.

Линию проложат от существующей конечной остановки «Фрезеровщиков» по улице Шефской, через жилой район «Северная корона» — по новым улицам Меридиальной 1-й, Ново-Садовой, Меридиальной 2-й; мимо Калиновского парка. Затем она выйдет на проспект Космонавтов, дойдет до ЕКАД и, наконец, до Успенского проспекта в Верхней Пышме. Общая длина линии — 17,7 км, расчетное время пути — 20–30 минут.

Когда и какие именно трамваи поедут из Пышмы в Екатеринбург. Подробный план строительства новой ветки
Фото: официальная документация проекта

Параллельно стройке городские власти будут договариваться о компенсации с владельцами тех домов и земельных участков, которые оказались на пути трамвайной линии. Например, только со стороны Екатеринбурга планируется изъять 20 земельных участков общей площадью 36,8 тыс. кв. м и 16 объектов недвижимости.

— С чего начался проект строительства трамвайной линии между Екатеринбургом и Верхней Пышмой?

— Мысли о том, как обеспечить эффективную перевозку пассажиров между Екатеринбургом и Верхней Пышмой, витают минимум 5–7 лет. Актуальность вопроса высока. Во-первых, огромная маятниковая миграция. Во-вторых, Верхняя Пышма растет. Муниципалитет становится притягательным, особенно для молодых семей: здесь комфортно и удобно жить, стоимость жилья ниже, чем в Екатеринбурге.

Сначала существовал вариант с метро. Но, к сожалению, источников финансирования для реализации такого проекта недостаточно.

Глубоко прорабатывался вопрос по использованию железнодорожных путей в городах и заводской линии «Уралмашзавода». Здесь возникла одна неразрешимая законодательная тонкость: как юридически увязать пути общего и частного пользования.

Прорабатывался также вариант расширения дорожного полотна, чтобы повысить пропускную способность улицы в два раза. Но даже если бы удалось расширить участок проспекта Космонавтов до Бакинских Комиссаров, улицы Шефской, то транспортный коллапс просто сместился бы, но не исчез.

Когда и какие именно трамваи поедут из Пышмы в Екатеринбург. Подробный план строительства новой ветки
Фото: пресс-служба УГМК

Директор по строительству УГМК-Холдинга Сергей Ерыпалов

— Так появился вариант с трамваем…

— Трамвай — это относительно недорогое технологическое решение. При этом мы столкнулись с многочисленными проблемами, связанными с выносом инженерных сетей и расселением домов, общественных зданий и промышленных объектов. Непосредственно на подготовку площадки под новую ветку необходим миллиард рублей.

— В какой стадии находится проект? Когда начнете строить?

— Мы разработали проектную документацию, прошли госэкспертизу и согласование в правительстве эффективности принятых решений. До конца этого года будут проведены конкурсы на изготовление рабочей документации и непосредственно прокладку новой ветки. Реализация предусмотрена до 2020 г.

— Кто станет заказчиком стройки?

— Конкурсы на строительство объявят муниципалитеты: Верхняя Пышма и Екатеринбург.

— А разве не логично разыграть все в одном конкурсе?

— Логично. Но российское законодательство не позволяет на землях двух разных муниципалитетов проводить один конкурс. Подрядчиком может стать одна компания или две. Это не так важно. В любом случае будет найден консенсус с точки зрения применения определенного оборудования и материалов (условия будут заложены в проект).

— Как распределятся затраты на строительство трамвайной линии?

— Существует областная программа по развитию дорожно-транспортной сети, в которой прописано строительство трамвайной линии. Финансирование по ней составит 2,2 млрд руб. Еще 200 млн руб. в пропорции 60/40 разделят бюджеты Екатеринбурга и Верхней Пышмы.

— Это будет высокоскоростной трамвай?

— Давайте определимся в терминах: что такое высокоскоростной трамвай? Какой, по-вашему, должна быть его скорость, если на трассе ему необходимо делать остановки? Разгон и торможение трамвая не позволят ему постоянно ездить с пиковой скоростью 80 км/ч. С учетом остановок средняя скорость составит 35–40 км/ч.

— А подвижной состав будет закупаться новый?

— Конечно. Мы ориентируемся на низкопольный трамвай, который в прошлом году на Иннопром привозил «Трансмашхолдинг». Эта модель прошла адаптацию в Москве и отвечает современным технологическим требованиям: по шуму, скорости, комфорту. И значительно дешевле зарубежных образцов.

Полностью низкопольный трамвай 71–801 ЗАО «Трансмашхолдинг» разработан на платформе Citadis компании Alstom. Вмещает до 250 пассажиров и развивает максимальную скорость 75 км/ч.

— Продукцию «Уралтрансмаша» не рассматриваете?

— Я не видел ни одной новой модели трамвая «Уралтрансмаша», которая бы была запущена в серийное производство в последние годы. Чтобы выйти на рынок с продукцией, нужно ее построить, запустить, сертифицировать и провести испытания. Только после этого трамвай становится транспортным средством, пригодным для эксплуатации.

Вообще, закупка трамваев — это конкурсная процедура. Если через два года появится новая конкурентоспособная модель, то мы и ее, безусловно, рассмотрим.

— Сколько необходимо трамваев?

— От десяти составов. Количество приобретаемых вагонов будет зависеть от загруженности ветки.

— Из чего будет складываться стоимость проезда?

— Это интересная задачка. На сегодняшний день в Министерстве транспорта решается вопрос, как продавать билеты и сколько они будут стоить. Еще один интересный вопрос: кто будет эксплуатантом трамвайного парка. Мы склоняемся к варианту, что этим должно заниматься ТТУ Екатеринбурга. Есть мнение, что нужно создавать новую структуру со строительством дополнительного депо — отдельного предприятия.

Когда и какие именно трамваи поедут из Пышмы в Екатеринбург. Подробный план строительства новой ветки
Фото: официальная документация проекта

— Как трамвай будет увязан с другими видами транспорта? Вы все еще хотите расположить в микрорайоне «Северная корона» мультимодальный транспортный узел, где разместится автовокзал?

— В проекте мультимодальный узел заложен. Когда он будет реализован и в каком объеме — это вопрос времени и потребности.

— Много проблем с собственниками домов и земельных участков при определении суммы компенсации?

— Есть объект недвижимости, у которого существует оценочная стоимость. Есть владелец. Есть согласительная комиссия или судебное решение. Вся механика при изъятии под муниципальные нужды в законе прописана четко.

Естественно, что вы хотите продать подороже, а я хочу купить подешевле. Это противоречие между покупателем и продавцом вечно. Для того и существует независимая оценка. Но сговорчивых людей, которые адекватно оценивают стоимость дома, абсолютное большинство: примерно 80%.

— Процесс расселения уже запущен?

— Частично да. Как это происходит? Формируется перечень объектов, который вносится в постановление администрации. Потом начинается работа с собственниками этих объектов. Те, с кем договариваются по цене, получают деньги. По остальным решение принимает суд.

— Какая-то сопутствующая инфраструктура вокруг трамвайной ветки предусмотрена?

— Предполагается перехватывающая парковка у конечной станции в Верхней Пышме. В 2018 году начнем проектировать многоуровневую парковку на 400 машино-мест.

Кроме того, сейчас прорабатываем продолжение трамвайной линии. Она пойдет вдоль всего города. То есть человек из северной точки Верхней Пышмы сможет сесть в трамвай и на нем доехать до Екатеринбурга. Вторая очередь есть в идеях, в головах, в теоретической проработке. Думаю, начнем сразу после реализации первой очереди.