Специально перед общероссийским голосованием за внесение поправок в Конституцию в закон о контрактной системе внесли временный пункт — осуществление закупки для нужд субъектов РФ, муниципальных нужд товаров, работ, услуг для подготовки проведения общероссийского голосования. То есть бюджетные деньги на эти цели можно было потратить без проведения официальных конкурсных процедур, заключая контракт с единственным поставщиком. 66.RU совместно с антикоррупционным центром «Трансперенси Интернешнл» в Екатеринбурге подсчитали, что с марта по такой системе были заключены закупки более чем на 5 млрд рублей. Более десятка — в Свердловской области.
Свердловская область на общем фоне выглядит довольно скромно. Мы нашли всего 14 закупок «под голосование» на 32,6 млн рублей. Почти все деньги ушли на пиар и информирование о поправках в Конституцию и условиях голосования, заказчик — департамент внутренней политики Свердловской области. И лишь малая часть — на оказание клининговых услуг на избирательных участках (эти закупки проводили администрации районов города) и печать бланков наблюдателей и изготовление лент для бейджей для Общественной палаты Свердловской области.
Траты на рекламу перед голосованием за поправки в Конституцию:
Соучредителем «Коммуникационного агентства ЭФФ медиа», которое выиграло второй по величине контракт, числится Наталья Шеремета. В открытых источниках можно найти информацию, что ранее она была руководителем планово-финансового отдела Deltaplan и генеральным директором «Дельта-Аутдор».
Директор по продукту рекламной группы Deltaplan Людмила Черных ранее сообщала 66.RU, что в компании не знают критериев отбора и процедуры определения победителей. «Можем только сказать, что Deltaplan входит в топ-50 ведущих медиабаинговых агентств страны и является крупнейшим закупщиком рекламы в регионе. У нас есть возможность выдавать лучшие ценовые условия и при этом обеспечивать логистику и контроль размещения «на месте», — прокомментировала Черных получение тендера.
На оплату контрактов, где заказчиком выступил департамент внутренней политики Свердловской области, деньги выделили из регионального резервного фонда правительства. Оттуда идут средства на доплаты медикам за работу с больными коронавирусом. При этом свердловские медики жаловались на невыплаты. Например, средний и младший медперсонал ЦГКБ № 1 Екатеринбурга, где произошла вспышка коронавируса, получил деньги только после вмешательства прокуратуры. Возникли проблемы с получением выплат и у врачей скорой помощи, работающих на аутсорсе. Врач-эндокринолог Красноуфимской районной больницы рассказал 66.RU, что остался без премий и надбавок. Через два дня ему изменили систему оплаты труда.
Тратили на рекламу дня голосования за внесение изменений в Конституцию и другие регионы. Например, администрация Тамбовской области провела закупку на 21 млн рублей на печать буклетов, плакатов, наклеек и брошюр. В Брянской области на оказание услуг, связанных с изготовлением и распространением материалов с информацией о голосовании, из бюджета выделили 17,4 млн рублей. Министерство спорта и молодежной политики Бурятии потратило 16,59 млн рублей на создание сайта, пресс-релизов, баннеров, логотипов, сувенирной продукции для продвижения викторины «Голос Удачи». В Карелии на организацию call-центра выделили почти 15 млн рублей. Администрация губернатора Пермского края потратила 13,6 млн рублей на организацию работы Всероссийского общественного корпуса «Волонтеры Конституции». Были оплачены транспортные услуги, обучение волонтеров, сувенирная продукция, реклама, листовки, буклеты и др. А в Новосибирской области более 13 млн рублей ушло на поставку стендов для размещения информации о голосовании.
Самой дорогой закупкой без конкурса для проведения голосования стало приобретение 11 тыс. компьютеров почти на миллиард рублей. Заказчик — Департамент информационных технологий Москвы — выбрал в качестве поставщика компанию «Авилекс». По данным сервиса «Контур.Фокус», компания регулярно выигрывает тендеры, объявленные мэрией Москвы, но, как правило, снижая начальную цену в ходе конкурса. Другие закупки московских властей не превышают 10 млн рублей.
На втором месте — управление делами губернатора и правительства Сахалинской области. Там на производство видеороликов о голосовании, размещение сообщений в соцсетях, SMS-рассылку, приобретение сувенирной продукции потратили 210 млн рублей. Контракт получил издательский дом «Губернские ведомости», который в марте 2020 года возглавил бывший директор департамента печати и массовых коммуникаций Свердловской области, бывший пресс-секретарь губернатора Челябинской области и экс-руководитель управления информационной политики «Русской медной компании» Дмитрий Федечкин.
На третьем месте — управление делами правительства Нижегородской области. 110 млн рублей власти потратили на маски, перчатки и средства дезинфекции. Контракт достался ГУП «Нижегородская областная фармация».
На четвертом месте — департамент управления делами губернатора Самарской области. За 113,2 млн рублей здесь закупили воду, одноразовые стаканчики, мусорные пакеты, термометры, ручки, маски, перчатки и др. Это единственный госконтракт для фирмы ООО «Тольятти-Сорренто», в котором числится один сотрудник.
Замыкает пятерку лидеров избирательная комиссия Московской области, которая провела закупку одноразовых медицинских халатов, ручек и антисептиков на 104 млн рублей. Победителем стала микрокомпания «Бэтмен Принт», которая ранее в госзакупках не участвовала.