Машина Росгосцирка замерла и ежедневно несет убытки. Финансовые потери в этой отрасли больше, чем в других, так как приходится содержать не только простаивающие площади и оборудование, но и животных, и артистов.
В этой же ситуации оказался Екатеринбургский цирк во главе с Тамарой Бортниковой. Ее позиционируют как антикризисного менеджера: ранее она перезапустила две площадки Росгосцирка в Туле и Рязани. Приходу нового руководителя в цирк Екатеринбурга предшествовал конфликт Росгосцирка с бывшим директором Анатолием Марчевским, который возглавлял предприятие 24 года. Екатеринбургский цирк оказался в тяжелом экономическом положении, что наслоилось еще и на карантин и вынужденный простой.
Но сама директор, кажется, не обращает внимания на проблемы и рассуждает о планах развития цирка как многофункциональной площадки.
Для тех, кому некогда читать текст целиком, рассказываем кратко:
- Вынужденную паузу, на которую цирк ушел в марте, Тамара Бортникова хочет использовать, чтобы решить ряд накопившихся проблем, на которые раньше не хватало времени.
- Директор цирка сначала обновила команду на 90%, а теперь готовится запускать реконструкцию здания, после которой, по ее словам, цирк смогут посещать люди с ограниченными возможностями, а манеж — принимать высокотехнологичные шоу.
- Сейчас почти 100% посетителей цирка — это семьи с детьми. Но директор планирует привлечь и те категории зрителей, которые раньше не ходили на представления.
- Зоозащитники и сочувствующие требуют убрать из цирковых программ животных. Но Бортникова утверждает, что в таком случае продажи билетов резко упадут и цирк перестанет интересовать людей.
«Карантин — это непростая ситуация, но ее можно использовать в плюс»
— Начнем с насущного: 18 марта цирк вынужденно закрылся. Карантин продлится неопределенное время. Это мощный удар и ущерб?
— Сложилась непростая ситуация. Сейчас все действующие цирки Росгосцирка приостановили свои гастроли. Артисты не работают, часть сотрудников ушли на вынужденный простой. В цирк есть доступ только техническим службам, которые обеспечивают поддержку здания.
Когда карантин накрыл цирки, все программы с животными остались там, где они были на гастролях. У кого-то стоят слоны, у кого-то — жирафы, у кого-то — львы и тигры. У нас шла программа, в которой задействованы только попугаи и обезьянки. Однако совсем недавно мы получили новость — к нам едут носорог и аттракцион белых тигров, а значит, хлопот добавится, и они для нас приятные. Несмотря на кризисную ситуацию, все питомцы обеспечены необходимым запасом кормов, ветеринарным обслуживанием и находятся в тепле и безопасности. Как только мы получим приказ о снятии ограничений, мы сразу возобновим гастроли. А когда это будет, информации нет.
Но эту неожиданную паузу можно использовать в плюс. Например, мы проведем ремонт помещений для животных. Сейчас мы прилагаем все усилия, чтобы получить бюджет и успеть закончить работы до начала новых гастролей.
— Даже сложно представить, какие это суммы по простою животных. Вы упомянули, что пытаетесь быстро найти бюджет. Правильно я понимаю, что это деньги Росгосцирка?
— Мы государственное предприятие, поэтому у нас есть федеральная поддержка. Я благодарна нашим партнерам, все вошли в положение, и мы договорились либо о переносе платежей, либо и вовсе об их отмене на этот период.
— То есть о сокращении персонала речь сейчас не идет?
— Нет, у нас сокращения персонала не будет, потому что у нас и так очень оптимизированный штат. Денежную компенсацию по трудовому законодательству люди будут получать обязательно.
Фото: Алексей Школа для 66.RU |
---|
— Понимаю, что вы были вынуждены просто исполнить решение о закрытии цирка на месяц. Но как вы восприняли эту информацию в моменте? Было ли первой мыслью «Боже, зачем эта паника, не вижу смысла», или вы были уверены, что это правильное решение?
— Когда стали закрывать всех, нас не могли оставить открытыми. Это не очень радостная история, но я подумала как антикризисный менеджер. Первая мысль, которая пришла, — хорошо, что сейчас в цирке немного животных.
Потом задумалась, как удержать нужный персонал и не потерять тех людей, которых мы очень долго искали и отбирали. При маленьком штате только наличие эффективных сотрудников может сделать предприятие успешным. Нам дали добро на то, чтобы жизнеобеспечивающие работники остались на местах. Это большая поддержка для филиала.
«Учесть интересы всех сторон — это целое искусство»
— Вы согласны с определением, что вы антикризисный менеджер?
— Скорее да. Многое зависит от того, в каком экономическом состоянии страна и как наши зрители получают зарплату, ведь билеты в цирк — недешевое удовольствие. Приходится искать решения, чтобы предприятие работало стабильно и успешно. А это — целое искусство.
— Вы пришли в Екатеринбургский цирк, когда здесь только стихла волна серьезного конфликта Анатолия Марчевского и Росгосцирка. Уходил один директор, его место занял другой, они успели обменяться взаимными обвинениями. С разными акцентами, но оба говорили, что цирк оказался в очень тяжелом экономическом состоянии. Когда вы вступили в должность, цирк правда был в финансовой яме?
— Конфликт касался не цирка, а личностей. Очень жаль, что из-за этого пострадала репутация цирка. Это недопустимо.
Не соглашусь, что здесь была патовая ситуация в плане экономики. В гораздо большем кризисе сейчас находится малый бизнес, нежели госпредприятия. Действительно, к моменту моего вступления в должность значительно снизилась посещаемость, была напряженная ситуация в коллективе, а содержанию здания и территории не уделяли должного внимания — все эти факторы негативно отразились на деятельности цирка.
— Как вы решали эти проблемы?
Есть инструменты, с помощью которых можно влиять на ситуацию и управлять ею. Когда я пришла, в зале было десять зрителей, а на неделе шло пять представлений. Я сразу же отменила лишние представления, оставила только то, что было необходимо. Уже в конце лета у нас было занято 1,2 тыс. мест, и уже хоть как-то зал собрался.
Мы реализовали проект «Юбилейный сезон», в течение которого на гастроли приезжали лучшие программы Росгосцирка, а также провели несколько благотворительных представлений и детский международный фестиваль циркового искусства. Благодаря этому нам удалось вернуть зрителей в цирк и собрать аншлаги. Мы и сейчас продолжаем эту работу.
«Екатеринбургский станет лучшим в России»
— Вы упомянули некоторую перекройку программы, чтобы было меньше представлений и больше зрителей, какие-то маркетинговые вещи, а ранее вы говорили об оптимизации персонала. Когда она произошла и в чем ее смысл?
— В глобальном порядке она произошла до меня. Филиал был очень дорогим из-за того, что штат был слишком большой, а функционал работников такой же, как в любом другом цирке. Только в них персонала в три раза меньше, и, соответственно, финансовая нагрузка на предприятие несравнимо легче.
— Например.
Например, была такая ситуация. Я нашла на сайте цирка телефон кассы. Позвонила, но номер оказался недоступен. Я пошла к старшему кассиру выяснить, почему все так. На что она мне сказала, что это не ее функциональная обязанность и в инструкции такого не прописано. Я считаю, что так быть не может. Если кто-то равнодушно относится к работе цирка, то ему здесь не место.
Так мы по ходу дела разбирались со всеми вопросами. У людей вызывает негатив, когда начинаешь раскладывать, какую часть рабочего времени каждый занят делом, а какую — отвлеченными вещами. И объясняешь людям, что так больше не будет. «А мы всегда так делали» — любимые слова в этот момент. Больше так делать нельзя, простите.
— На сколько процентов вы обновили команду?
— Состав команды обновился на 90%. В штате 70 человек. Они выстраивают работу администрации, технической службы, гостиницы, кассового блока и обеспечивают работу циркового конвейера. Спустя полгода я могу сказать, что коллектив сформировался в эффективную команду. На нее можно положиться, и люди отвечают за результат.
— Мне всегда казалось, что несмотря на то, что здесь есть очень понятные и близкие к офисным должности, но цирк — это особенное предприятие, на котором работают особенные люди. Их мало на рынке труда. Где вы их нашли?
— Мы очень долго искали таких людей. Я не из Екатеринбурга, никогда здесь не жила, и у меня нет никаких связей, кроме моей семьи, которая ездит со мной из города в город. Поэтому людей на ключевые должности мы буквально искали по объявлениям на HeadHunter. На все вакансии был конкурс и собеседования. Полгода мы формировали текущий состав и будем работать дальше в этом вопросе.
Фото: Алексей Школа для 66.RU |
---|
— Насколько я понимаю, вы считаете, что в общем и целом вы навели в цирке порядок. Что дальше? Вы чувствуете, что созрел запрос на перемены?
— Дальше хочется сотворить чудо. Мы готовимся к капитальному ремонту. Сейчас, на стадии подготовки проекта, нам необходимо подготовить максимально полное техническое задание и донести все наши пожелания до проектировщиков.
Здание Екатеринбургского цирка — одно из самых крупных среди цирков страны. Этот ресурс — наше богатство. Большая территория, просторные фойе, репетиционный манеж и масса помещений, которые никак не используются. Когда смотришь проект филармонии, понимаешь, что это просто космос. Цирк достоин не меньшего персонального подхода. Екатеринбургский цирк должен стать центром семейного досуга мирового уровня.
— И что бы вы хотели увидеть в результате?
— Мы хотим, чтобы это был лучший в России инновационный проект. Раньше здесь были ночной клуб, тир и бильярд, что вообще никак не связано с цирком. Сейчас хочется здесь реализовать культурные проекты и предложить посетителям больше интересного. Мы хотим создать лучшую в России современную цирковую площадку с возможностью принимать и ставить шоу самого высокого уровня.
Кроме того, сейчас мы не отличаемся особой доступностью, но обязательно во время ремонта мы это учтем и сделаем все возможное, чтобы люди с повышенными требованиями к своему здоровью могли быть нашими зрителями.
— Когда в Екатеринбурге будет новый цирк?
— По плану — в 2024–2025 годах. На ремонт нам понадобится два года.
Фото: предоставлено Тамарой Бортниковой 66.RU |
---|
«Пока в зале есть свободные места, у директора есть работа»
— Расскажите чуть больше про культурную составляющую. Когда я слышу фразы «дети» и «семейный досуг», я понимаю, что это вряд ли прибыльная составляющая, в отличие от ночного клуба и бильярда, которые здесь были раньше.
— Здесь нет задачи делать суперприбыльный бизнес. Цирк — это социальный объект культуры. Мы госпредприятие, поэтому тир и ночной клуб — это не к нам. Нам нужно, чтобы любому нашему зрителю было интересно. Причем не только на представлениях.
У нас была идея сделать мини-Арбат около цирка, где выступали бы музыканты, творческие коллективы и уличные театры. Это было бы очень здорово, ведь у нас для этого есть площадь. Но сейчас она не соответствует техническим требованиям.
Мы уже пробовали там делать большой хоровод с предновогодними гастролями, и это здорово получилось. Площадь у цирка идеальна для мероприятий. Она в центре города, закрыта от машин, в двух шагах от метро, рядом с местом, где можно помыть руки, погреться и попить чай. Идеальная площадка, которой нужно дать ума, что мы очень постараемся сделать.
Фото: предоставлено Тамарой Бортниковой 66.RU |
---|
Новогодний хоровод около цирка |
— Какие финансовые задачи перед вами ставят учредители? Цирк должен работать в ноль? Он должен зарабатывать? Или он может позволить себе быть дотационным?
— Сверхзадача — чтобы в цирке не было ни одного свободного места. Пока в зале есть свободные места, у директора есть работа.
— Хорошая метафора, но эту задачу можно решить, просто продавая невероятно дешевые билеты. Тогда зал полный, а цирк работает в минус.
— Это не наш метод. Цены на билеты в цирк всегда вызывают массу вопросов, причем чаще от людей, которые вообще в цирк не ходят. Средняя стоимость билета — тысяча рублей. Для семьи из четырех человек получится 4 тысячи рублей. Но у нас всегда проводятся акции, а также есть правило — дети до трех лет посещают представления бесплатно, часто бывает и до пяти, реже до десяти лет.
В этом сезоне бесплатно посетили цирк около 20 тысяч человек. Еще около 50 тысяч получили льготные билеты, это весомый вклад нашей компании, наших партнеров в решение вопроса доступности цирка для широкой аудитории. Это часть нашего вклада в культурное воспитание подрастающего поколения зрителей будущего.
Фото: Алексей Школа для 66.RU |
---|
— Кто сейчас ходит в цирк?
— 98% — семейная аудитория. Часто приходят люди 50+, но тоже с детьми, как правило. Очень редко приходит молодежь 17-18 лет.
Для каждой возрастной категории параллельно с представлением в цирке обычно идет другая культурная жизнь. Например, у нас есть программа «Доктор цирк», когда мы приглашаем детей с особенностями развития и водим их за кулисы. Там мы их знакомим с пернатыми, пушистыми, мохнатыми артистами. Их можно трогать и гладить, и такие походы сильно запоминаются детям.
Также недавно мы провели встречи с людьми 50+ на открытии ретро-клуба. К нашему удивлению, без всякой рекламы к нам пришло 300 человек. Мы накрыли им стол, пили чай, танцевали. Была потрясающая атмосфера.
— Я так понимаю, сложнее всего вам работать с аудиторией 16–18 лет?
— Чтобы их привлечь, нужен отдельный продукт. Некоторых родители вообще не водили в цирк, с такими ребятами сложно работать. Это наша зона роста, как, например, привлечение пожилых людей — пенсионеров должно быть куда больше.
«Чем больше в программе животных, тем больше приходит зрителей»
— Вы же понимаете, что сейчас это дискуссионный вопрос. Наличие в цирке животных для многих становится отталкивающим моментом, и люди перестают водить детей в цирк.
— Это глубокое заблуждение. Исходя из опыта работы в цирке и статистики продаж, могу сказать, что программы с большим количеством номеров с животными больше интересны зрителям. Например, программа «Шоу воды, огня и света» собирает полный зал, ведь это одно из лучших представлений России. У них из животных только попугаи и обезьянки. Но, на мой взгляд, можно было бы добавить хотя бы один аттракцион с крупными животными — морскими львами, например. Хотя зрителям даже без этого нравилось.
Факты, основывающиеся на финансах, значат больше, чем тенденция. Я допускаю, что две-три программы могут быть с малым количеством животных, но не более. Но отрасль имеет свои глубокие традиции, они не просто так сложились, и спорить об этом бессмысленно. Полное отсутствие животных не увеличит посещаемость цирка.