Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Грязные деньги: Екатеринбург готовят к большой войне за мусорный налог

5 февраля 2016, 11:23
Грязные деньги: Екатеринбург готовят к большой войне за мусорный налог
Фото: Константин Мельницкий; 66.RU; архив 66.ru
Вы этого не заметили. И, пожалуй, не заметите. Но в Екатеринбурге разворачиваются бои за деньги из федерального бюджета. Областные и городские власти уже стягивают силы. На подходе крупный столичный бизнес, уральские предприниматели и даже выходцы из ОПС «Уралмаш». Общие правила ведения войны описаны. Но все участники баталий ждут последней отмашки из Москвы.

Оживление на рынке переработки мусора, которое мы наблюдаем в этом году, связано прежде всего с тем, что на других рынках никакого оживления нет. Стройки замедляются, нефть дешевеет, и в этих условиях бизнес и власть не могут не обратить внимания на сегмент, в котором деньги водятся и будут водиться практически всегда. Потому что покупку новой квартиры вы можете отложить, но платить за старую не перестанете. В том числе заплатите за вывоз и переработку ТБО, которые, если вы не заметили, уже в этом году должны появиться отдельной строчкой в вашей ежемесячной платежке. И это первый симптом больших перемен на мусорном рынке.

Выделяя мусорные деньги отдельным пунктом квитанции, российское государство не увеличивает ваши расходы на содержание жилья (во всяком случае, пока), но отнимает эти средства у управляющих компаний, чтобы потом передать их новому игроку рынка, который получит доступ к огромным инвестициям.

Помимо вас ему заплатит бизнес. Практически любой производитель любого товара законодательно уже приравнен к «производителю мусора». И у него уже появилась обязанность платить так называемый утилизационный сбор — за то, что остатки произведенного им товара кто-то потом безопасно уничтожит или переработает во что-то полезное.

Правительство Дмитрия Медведева на 2015 год установило размер этого сбора в 00 рублей 00 копеек. Российский премьер обещал продлить мораторий до 2019 года. Но уже с этого года под сбор могут попасть 69,5% произведенных и импортируемых в страну категорий товаров, сообщают «Ведомости».

На свалки в буквальном смысле потечет река денег, утверждают игроки рынка. Объемы этого потока никто пока оценить не может. Но все говорят, что речь идет «об огромных суммах, таких, каких мы еще не видели». Весь вопрос в том, кому эти деньги достанутся. Желающих урвать свой кусок уже немало.

Деньги из мусорного бюджета раскидают по «территориальной схеме»

Контроль над всеми потоками мусора в регионе уже забрала себе областная власть. Депутаты Законодательного собрания Свердловской области отняли эти полномочия у муниципалитетов и отдали их правительству. И подчиненные Дениса Паслера теперь будут решать, кому и сколько средств достанется из «мусорного бюджета».

Федеральный законодатель обозначил четкие правила игры: все деньги, собранные с «производителей мусора», будут аккумулироваться в одном месте и раздаваться регионам под конкретные нужды и проекты. Чтобы получить доступ к этим деньгам, власть на местах должна составить план распределения производственных сил, которые получат право работать с отходами и, как следствие, смогут претендовать на инвестиции. Называется этот документ «территориальная схема».

В ответ на запрос Портала 66.ru в Министерстве энергетики и ЖКХ Свердловской области сообщили, что разработка такой схемы «находится в высокой стадии готовности». Иными словами, на рынке еще никто толком не знает, попадет его компания в зону заброса больших федеральных денег или нет. Потому, рассказывают предприниматели, попросившие пока не называть их, «переговоры идут, но строить новые заводы никто не торопится — потому что построишь, а потом тебе ничего не достанется».

Рассказывают, что число желающих поучаствовать в развитии внезапно ставшего перспективным рынка работы с ТБО растет. Компании, занимающиеся пока только вывозом мусора, разрабатывают инвестпроекты строительства сортировочных станций и перерабатывающих предприятий — чтобы в нужный момент положить их на нужный стол и получить право претендовать на участие в схеме.

Живой интерес к мусорной теме, по неофициальной информации, проявляют в том числе выходцы из ОПС «Уралмаш», считающиеся хозяевами сразу нескольких управляющих компаний Екатеринбурга. Они давно поняли, что бытовые отходы не надо отдавать на откуп сторонним фирмам, и сами занялись их вывозом. А сейчас, говорят, присматриваются к площадкам рядом с Северным полигоном ТБО, который может стать важным звеном в переработке мусора из Екатеринбурга, Среднеуральска, Пышмы, Берёзовского, Арамиля, Первоуральска и Ревды. Во всяком случае в тех набросках территориальной схемы, что нам показали в профильном министерстве, все эти города входят в «Центральный промышленный узел» и, возможно, будут сгружать свои отходы на один межмуниципальный полигон.

Такова общая стратегия региональной власти: не строить сортировочные комплексы и свалки в каждом городе, а возводить огромные свалки, за которыми будут закреплены сразу несколько муниципалитетов. Как следствие, федеральные инвестиции направят на сооружение именно этих объектов и смежной инфраструктуры (к примеру, в городах должны построить перегрузочные станции для мусора).

В рамках этой концепции всю область разделили на шесть «узлов», мы их условно обозначили на карте (она интерактивна и кликабельна):

Командовать парадом будет региональный оператор

Северный полигон, раз уж о нем пошла речь, находится в собственности администрации Екатеринбурга. А управляет им муниципальное предприятие «Спецавтобаза». Они же владеют и руководят второй городской свалкой — на Широкой Речке. И, как считает глава профильного комитета мэрии Егор Свалов, останутся хозяевами этих двух важных объектов, которые просто не могут не оказаться в упомянутой «территориальной схеме».

Как рассказывает г-н Свалов, муниципалитет уже готовит план реконструкции, расширения и модернизации действующего сортировочного комплекса, рассматривает варианты строительства нового. А покрывать расходы планирует как раз за счет утилизационного сбора.

Грязные деньги: Екатеринбург готовят к большой войне за мусорный налог

Правда, директор «Спецавтобазы» Ефим Котляр такой уверенности не разделяет. Он уже заявил, что некие влиятельные рейдеры пытаются захватить екатеринбургские свалки, используя в качестве ударной силы ревизоров из Росприроднадзора и других уполномоченных государственных ведомств.

Проверки, считает он, проводят в интересах некоего регионального оператора, желающего забрать екатеринбургские полигоны себе. Конкретных фирменных наименований г-н Котляр предпочитает не называть. Но известно, что с предложением о строительстве новой сортировки на Северном полигоне в муниципалитет обращался «Национальный экологический оператор» — большая федеральная компания, претендующая на солидный кусок мусорных денег по всей стране.

Переговоры пока не перешли в стадию конкретных решений, уточняет Егор Свалов. Но, сообщает он, муниципалитет даже готов заключить с «Национальным экологическим оператором» (или с другой компанией, желающей стать региональным оператором в Свердловской области) концессионное соглашение: отдать ему право управлять свалками, но оставить этот имущественный комплекс в собственности города.

Вообще появление регионального оператора для Екатеринбурга — это, скорее, благо, чем зло, считает глава комитета экологии. И поясняет: такой оператор возьмет на себя контроль над всем потоком бытовых отходов, станет проводником денег и хотя бы поможет справиться с несанкционированными свалками.

Хотели как лучше…

В общем, новая система вполне работоспособна и реально может помочь городу избавиться от надвигающихся с двух сторон гор гниющего мусора. Но это в теории. На практике может выйти так, что бизнес отдаст свои деньги не на благое дело, а вынужденно подарит их неэффективным управленцам.

Федеральный законодатель взял паузу. И у региона есть время подготовиться к большим переменам. Как минимум год есть на то, чтобы сформулировать правила игры, позволяющие тратить средства утилизационного сбора на нужные дела, а не пилить их в дружной компании коррупционеров-единомышленников.

Тревогу вызывает, в частности, опыт Тюмени, которая продвинулась в процессе построения схемы работы с отходами чуть дальше Екатеринбурга. Там с нуля создали компанию, которой уже передали в управление все свалки в трех городах области. Судя по всему, она будет претендовать на статус регионального оператора и уже начала строительство сортировочного комплекса — для извлечения из отходов годных для вторичного использования материалов и минимизации потока, идущего на свалку.

Но есть одна деталь. По нашей информации, бизнес-план организации составлен на основе тарифов и, что еще интереснее, объемов мусора, которые ей гарантировала власть. Они сформированы таким образом, что оператор полигонов и сортировочного комплекса с 100% вероятностью отобьет все свои расходы и даже выйдет в плюс только за счет собранных с жителей и бизнеса платежей. Иными словами, строить реально действующее, эффективное предприятие у него особого стимула-то и нет. Инвестор и так получит свои деньги.

Это опасно. Впрочем, выводы делать рано — запуск сортировочного комплекса в Тюмени запланировали на 2018 год.

Но при таком подходе существует реальный риск того, что региональный оператор будет работать так же, как Фонд капремонта: собирать огромные деньги, но тратить их невероятно глупо, провоцируя гнев граждан и путинских ревизоров.

Успокаивает то, что Екатеринбург пока оборону держит и наотрез отказывается гарантировать гипотетическому региональному оператору стабильный поток отходов и, как следствие, денег. Возможно, именно поэтому очередь из желающих стать этим оператором пока как-то не выстраивается.

архив 66.ru