Соблюдение режима самоизоляции — одно из ключевых условий по снижению заболеваемости коронавирусом, подчеркивают власти всех уровней. В своем последнем обращении к нации президент России Владимир Путин разрешил главам регионов постепенно снимать ограничения. Главное — «не допустить срыва и новой волны эпидемии». Смягчать режим самоизоляции начал и губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев.
Однако индекс самоизоляции показывает, что люди давно уже устали сидеть дома и вышли на улицы значительно раньше, что и разрешил губернатор. В Свердловской области только с 9 по 11 мая было составлено почти 6 тыс. протоколов о нарушении. В Екатеринбурге за этот период провели 20 тыс. профилактических бесед с людьми. Также в последние дни оперштаб указывал, что заражение в Екатеринбурге идет за счет внутрисемейного распространения вируса.
Фото: Настя Кеда, 66.RU |
---|
66.RU проанализировал динамику заболеваемости в Екатеринбурге. Для этого рассмотрели три показателя: заболевшие за сутки, индекс самоизоляции, значимые события, которые могли повлиять на рост числа больных. После этого сравнили с другим городом-миллионником — Волгоградом, в котором в среднем по дням индекс самоизоляции выше, чем в Екатеринбурге.
Первый пик заболеваемости не был связан с нарушением режима — 21 апреля подтвердили вспышку в ЦГКБ №1, где заразились врачи и пациенты. За сутки зарегистрировали 84 новых случая COVID. До этого момента стабильно суточный прирост не превышал 15 человек. Далее, 26 и 28 апреля, несмотря на практически максимальный для города индекс самоизоляции, число новых случаев заражения перевалило за 50 в сутки. Это произошло через неделю после Пасхи. В ночь на 19 апреля в уральских храмах прошли пасхальные богослужения, закрывать их от верующих не стали.
Следующий пик пришелся на 1 мая — 87 заболевших. Хотя предыдущую неделю сохранялся относительно высокий среднесуточный индекс самоизоляции. Исключением стало 28 апреля — Родительский день, 29 и 30 апреля, когда люди уже ждали снятия режима самоизоляции.
Резкий рост больных коронавирусом зафиксировали 5 мая — 110 заболевших. Эти случаи как раз могут быть связаны с низким индексом самоизоляции, который пришелся на последние апрельские дни. Ранее доцент МГУ Михаил Тамм, который для 66.RU рассчитал математическую модель распространения коронавируса в Екатеринбурге, фиксировал прирост в пять-шесть дней. Еще одна вспышка произошла 8 мая. Но примерно треть заболевших — это сотрудники «Гортранса», которые заразились, проживая с коронавирусным больным в одном общежитии.
С 6 по 8 мая индекс самоизоляции был практически минимальным — 1,7 балла. И уже 12 мая (то есть через шесть дней) зафиксировали 147 новых случаев. Однако 13 мая заболевших было уже 73, а 14 мая и вовсе 36. То есть прямой взаимосвязи между толпами на улицах и новыми зараженными нет.
Последние два дня индекс самоизоляции в Екатеринбурге упал до 1,5 — это минимальный показатель с конца марта. После открытия торговых центров есть вероятность, что он и вовсе начнет стремиться к нулю. Предсказать, как изменится число больных, невозможно. 100% закономерности между самоизоляцией и снижением/ростом заболеваемости мы не выявили.
Фото: Настя Кеда, 66.RU |
---|
Мы сравнили Екатеринбург с Волгоградом, где индекс самоизоляции был стабильно выше. В этом городе-миллионнике не было особых вспышек заболеваемости по конкретным дням. Число заболевших за сутки с середины до конца апреля варьировалось от 1 до 31 в день, а уровень самоизоляции в среднем составлял 2,6 балла. С 1 по 7 мая — было стабильно 40–65 заболевших. Лишь 8 и 9 мая динамика изменилась и фиксировалось более сотни случаев. Затем все вернулось к прежнему уровню.
Из этого можно сделать три вывода:
По мнению Михаила Тамма, снижение жестких карантинных мер после 11 мая (как это и происходит в Свердловской области) приведет к тому, что официальные цифры заболеваемости опять пойдут вверх. А если не будет предпринято новых ограничительных мер, то заболеваемость достигнет пика в первых числах июля. Соответственно, к середине июля можно ожидать максимальных приростов в ежедневных цифрах выявляемых заболевших, а к концу июля — максимальной нагрузки на систему здравоохранения.