Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Деньги отдают реже, но больше. Самые популярные схемы мошенничества от «служб безопасности банка» и «ФСБ»

14 декабря 2021, 13:50
Деньги отдают реже, но больше. Самые популярные схемы мошенничества от «служб безопасности банка» и «ФСБ»
Фото: архив 66.ru
За сутки в Свердловской области фиксируют порядка 20 сообщений о киберпреступлениях. При этом раскрыть удается только 30%. Кроме того, в большинстве случаев преступники вынуждают людей самостоятельно снимать и переводить им деньги, а значит, ответственность несет сама жертва и вернуть деньги в этом случае крайне сложно.

С начала 2021 года мошенники похитили у жителей региона 700 млн рублей — примерно на 200 млн рублей больше, чем годом ранее. Об этом на пресс-конференции в «Интерфаксе» рассказал начальник отдела по борьбе с мошенничествами Управления уголовного розыска ГУ МВД России по Свердловской области Артем Лаздынь. При этом само количество уголовных дел по сравнению с прошлым годом снизилось с 7900 до 6300, что говорит о том, что обманывать людей стали на большие суммы, чем раньше.

В целом по стране, по оценкам Центробанка, в III квартале 2021 года число банковских операций без согласия клиентов выросло в России в 1,4 раза. ЦБ зафиксировал 256 тыс. операций кибермошенников на сумму 3,2 млрд рублей. Как рассказал эксперт по безопасности Уральского Главного управления Банка России Александр Сальников, выросло как количество преступлений, так и объем похищенных средств. Это происходит из-за того, что сценарии мошенничества усложняются и становятся многоходовыми. Доля социальной инженерии в мошеннических схемах остается по-прежнему высокой.

Так, мошенники отказались от «звонка от службы безопасности Сбербанка». Например, по оценкам компании Bi.Zone, количество жалоб на такую схему обмана снизилось за год в два раза. Вместо этого жертвам звонят «полицейские», «сотрудники ФСБ», «представители Центробанка». По словам Александра Сальникова, жертву могут атаковать звонками несколько дней, вынуждая перевести свои деньги и взять кредиты. Причем звонки идут с подменных номеров, которые выглядят как официальные телефонные номера ведомств. По такой схеме, например, у одной клиентки похитили 400 млн рублей.

В этом случае, отмечает представитель ЦБ, жертва мошенничества сама нарушает банковскую безопасность и фактическая вина, с точки зрения оператора, лежит именно на клиенте, который перевел деньги, поддавшись на уговоры. Вернуть такие деньги практически невозможно, поскольку банк тоже не готов оставаться в минусе.

Сальников отмечает, что злоумышленникам уже не нужны только данные карты или CVV-код, как это было пару лет назад. Сейчас они охотятся за личностью, готовой преступника слушать, и заставляют клиента банка не просто отдавать свои деньги, но и оформлять на себя кредиты.

О новой для региона схеме рассказал Артем Лаздынь. По его словам, преступники заставляют людей продавать квартиры и машины, якобы чтобы уберечь от финансовых потерь. Так, мошенники звонят и заявляют, что квартира пропала из базы Росреестра или сведения о машине — из базы ГАИ. Якобы недвижимость или автомобиль пытаются украсть и их нужно срочно продать, а деньги перевести на безопасные счета. По словам Лаздынь, несмотря на бредовость идеи, люди продают машины перекупам по более низким ценам и переводят деньги мошенникам.

По словам представителя МВД, остальные типы мошенничеств также никуда не делись. Это:

  • Установка программ удаленного доступа на телефон и вирусы. Эта схема позволяет получать не только данные к содержимому телефона, но и при необходимости имитировать действия пользователя. Иногда мошенники просто просят свою жертву установить на телефон программу, а потом зайти в интернет-банк.
  • Взлом аккаунта в соцсетях. Кибермошенник, захватив страницу в соцсети, публикует посты и пишет сообщения от имени хозяина страницы с просьбой о финансовой помощи.
  • Фальшивые брокеры, которые обещают высокий доход от инвестиций, но потом выводят ваши реальные деньги со счета. А также различные компании, менеджеры которых представляются уже юристами, предлагают помощь в возврате этих потерянных средств.
  • Фишинг. Мошенники создают сайт, имитирующий официальный сайт банка, а затем рассылают письма от лица кредитной организации на электронную почту клиента. По прямой ссылке он переходит на поддельный сайт: как правило, он оформлен очень похоже, а доменное имя отличается буквой или символом. После того как клиент вводит личные данные, в том числе информацию о карте, CVV и пин-код, с его карты списывают деньги.
  • Сообщения о якобы устроившем ДТП родственнике. Преступники представляются силовиками, предлагают за деньги прекратить преследование, после чего забирают деньги. Как правило жертвы — пожилые люди.

Несмотря на то, что обо всех способах рассказывали уже не раз, на схемы попадаются люди самых разных возрастов, социального положения. Иногда жертвами «службы безопасности банка» становятся сами сотрудники кредитных организаций. В сутки в Свердловской области поступает около 20 сообщений о таких преступлениях. При этом раскрывается только треть.

«Мы просто не можем угнаться за всеми преступлениями. Они регистрируются каждый день. Главная сложность в том, что звонки идут не с территории Свердловской области и даже не всегда из России. Чтобы установить, откуда сделан звонок, и найти преступника, уходит много времени», — отмечает Артем Лаздынь.

Больше о том, как мошенники крадут ваши деньги и как можно их остановить, читайте по ссылкам ниже: