Свердловская область находится на втором месте по объему госдолга после Московской области. Замыкает тройку с долгом более 100 млрд рублей Краснодарский край. Остальные регионы этот рубеж пока не прошли. Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев, комментируя такое лидерство региона, регулярно заявляет, что госдолг — это нормально.
Евгений Куйвашев, губернатор Свердловской области:
— Госдолг — это показатель того, что мы не стоим на месте, а развиваемся. Мы вкладываем средства в развитие, в инфраструктуру. Наличие госдолга — это очень важный элемент экономики. Можно брать долги, не отдавать их и экономику не растить, это очень плохо. Но когда растет экономика, пропорционально растет бюджет, тогда кредитный рейтинг высокий. А без госдолга определить это невозможно, это очень важный момент на любом рынке.
Структура госдолга в сравнении с «соседями»
При этом Свердловская область продолжает брать кредиты в банках. Региональный минфин объявил новые тендеры на оказание услуг по открытию кредитных линий на 10 млрд рублей. Деньги пойдут на покрытие дефицита бюджета и погашение долгов региона. В апреле регион уже взял кредиты на 6,5 млрд рублей. На обслуживание новых займов уйдет 606,6 млн рублей. За обслуживание всех своих кредитов в 2020 году регион заплатил 24 млрд рублей.
Коммерческий кредит в банках считается самым дорогим. Самые дешевые — бюджетные кредиты, которые федерация дает под символическую ставку в 0,1%.
«С точки зрения обслуживания долга — это лучший кредит. Но этот источник наименее предсказуемый: могут дать, могут не дать. И сумма зависит уже от пробивных способностей конкретных губернаторов, расположения властей и т. д.», — рассказывал 66.RU экономист Константин Селянин. Самый рыночный инструмент — ценные бумаги, которые в отличие от банковских кредитов обладают более низкой стоимостью обслуживания, а более длинные сроки погашения позволяют распределить выплаты равномерно и избежать стрессовых нагрузок на бюджет.
В структуре госдолга Свердловской области банковские займы занимают десятую часть. На первый взгляд — неплохо.Но не в сравнении с другими регионами. У наших соседей — Тюменской, Челябинской областей, ХМАО-Югры и ЯНАО в структуре госдолга вообще нет банковских кредитов. В Татарстане госдолг — 86,3 млрд рублей — полностью состоит из бюджетных кредитов. В Красноярском крае, доходы бюджета которого сопоставимы со Свердловской областью (271,6 млрд рублей на 2021 год и 278,2 млрд рублей соответственно), в структуре госдолга также только облигации и бюджетные кредиты, долгов перед банками нет.
Фото: Анна Коваленко, 66.RU |
---|
Показатель долговой нагрузки Свердловской области (соотношение общего размера государственного долга и объема налоговых и неналоговых доходов бюджета) выше, чем у перечисленных выше субъектов. В Свердловской области долговая нагрузка составляет 40,6% (мы учитывали сумму госдолга на 1 апреля и прогнозы по доходам на 2021 год), в Челябинской области — 13,6%, в Тюменской области — менее 1%, в Татарстане — 31,4%, в Красноярском крае — 28,5%. Хотя стоит отметить, что есть регионы, например Мордовия, где уровень долговой нагрузки приближается к 200%.
В 2012 году, когда Свердловскую область возглавил Евгений Куйвашев, объем госдолга составлял 18,4 млрд рублей. За девять лет он вырос в шесть раз. Соотношение госдолга к доходам бюджета (долговая нагрузка) увеличилось в 2,6 раза, с 15,3% до 40,6%.
Причины роста госдолга
По данным Министерства финансов России, объем государственного долга субъектов РФ по итогам 2020 года вырос на 18,1%, и на 1 января 2021 года составил 2,496 трлн рублей. Наибольший вклад в его рост внесли Московская область, Санкт-Петербург, Свердловская и Кемеровская области — на эти четыре региона пришлось более половины общей суммы прироста.
Причина роста госдолга в последние два года — недополученные доходы бюджетов вследствие пандемии COVID-19. Губернатор Евгений Куйвашев в ноябре 2020-го сообщал, что Свердловская область недополучила из-за коронавируса 30 млрд рублей — доходы сократились на 6,5%.
Еще одна причина — расходы на Универсиаду-2023. Всего на подготовку к Универсиаде — строительство и капитальный ремонт спортивных объектов, подготовку транспортной инфраструктуры и др. — потратят 64,72 млрд рублей. Из них 34 млрд рублей — средства областного бюджета. Это более 10% годового бюджета.
Федеральный бюджет потратит на Универсиаду 9,6 млрд рублей — меньше, чем рассчитывала область. Остальные деньги — средства из внебюджетных источников и бюджет Екатеринбурга. Кассовый разрыв Свердловская область, скорее всего, будет компенсировать за счет наращивания госдолга.
Комментируя расходы бюджета, Константин Селянин и бывший вице-мэр Екатеринбурга по экономике и финансам Илья Борзенков высказывали мнение, что Екатеринбургу и Свердловской области нужно умерить аппетиты.
«Резать приходится за счет наименее социально опасных статей расхода, в том числе строительства новых объектов — школ и дорог. Приходится сокращать статьи капитальных затрат. По моему мнению, начать нужно было с расходов на Универсиаду — в текущей ситуации она совсем не нужна. Хорошо бы выстроить приоритеты, сначала отказавшись от имиджевых проектов, а потом предпринимать более болезненные шаги. Другого пути я не вижу», — отмечал Селянин.
Однако власти от Универсиады отказываться не намерены. Потому что, как считает губернатор Евгений Куйвашев, ее проведение станет «серьезным толчком к развитию образования». После появления кампуса в Екатеринбург, считает губернатор, тут же массово полетят иностранные студенты и будут учиться за большие деньги. Ну а дворцы самбо, дзюдо и водных видов спорта — это для тех, кто хочет заниматься физкультурой. Еще один плюс подготовки к Универсиаде, по версии Куйвашева, — привлечение федеральных средств. Правда, софинансирование из федерального бюджета составит всего шестую часть всех расходов.
Долги региона будут расти
Министерство финансов России планирует разрешить регионам нарастить долговую нагрузку до 50% или даже до 75% от объема их собственных (налоговых и неналоговых) доходов за счет бюджетных кредитов. Главное условие для получения такой возможности — высокий уровень финансовой обеспеченности региона. Такое заявление в «Российской газете» сделал министр финансов РФ Антон Силуанов.
Вероятно, Свердловская область сможет воспользоваться такой возможностью. Согласно данным Минфина РФ, у региона достаточно высокий уровень финансовой обеспеченности — индекс составил 1.092 (на 2021 год, как уточнили 66.RU в департаменте информполитики губернатора, индекс снизился до 1.085). Для сравнения: у Москвы он 2.92, в ЯНАО — 2.81, в Тюменской области — 2.4, ХМАО-Югре — 1.7, Татарстане — 1.25.
Кроме того, у Свердловской области нет другого варианта, кроме как занимать. По мнению экономиста Селянина, сейчас Свердловской области ничего не мешает наращивать долговую нагрузку. При этом в дальнейшем важно, чтобы при ее росте не падал внутренний региональный продукт (ВРП). Тревожным размер госдолга становится, когда приближается к 10% от ВРП, сейчас он менее 5%.
При этом экономика области в 2020 году упала и продолжит падать в 2021 году. На то есть как минимум две причины:
- падение доходов регионального бюджета (сейчас прогнозы, считает экономист, излишне оптимистичны);
- рост расходов в случае новых волн коронавируса.
Любой из этих вариантов развития потянет за собой увеличение дефицита бюджета. То есть придется прибегать к новым заимствованиям на рынках. Главная опасность в том, что в нужный момент Свердловская область просто не сможет взять нужную сумму в долг, либо ей придется занимать по завышенным ставкам.