Новая экскурсия расскажет и покажет, на чем передвигались императоры, диктаторы, генсеки и президенты со времен Российской Империи и до наших дней. Вот, что там покажут.
В годы правления последнего императора российский автопром еще только зарождался. Поэтому главным автомобилем самодержца был британский «Роллс-Ройс». Что, впрочем, в контексте эпохи вряд ли можно рассматривать как что-то антипатриотическое: Николай II и король Великобритании Георг V приходились друг другу двоюродными братьями. Их матери — датская принцесса Дагмар (русская императрица Мария Фёдоровна) и британская королева Александра — были родными сёстрами, дочерьми датского короля Кристиана IX.
Оба монарха были потомками королевы Виктории: супруга Николая II, Александра Фёдоровна (до брака принцесса Алиса Гессен-Дармштадтская), была внучкой королевы Виктории. Значит, Николай II через жену тоже становился частью династии Виндзор. Под этим углом Rolls-Royce в российском императорском гараже выглядит как вполне закономерная семейная история династий Романовых-Виндзор.
Первый Silver Ghost для императора прибыл в Россию вскоре после начала производства модели, в 1910-е годы. Машину заказали специально для дворцовых нужд: безупречная репутация Rolls-Royce и слава о плавности и надёжности Silver Ghost делали её идеальным кандидатом для церемониальных и представительских поездок семьи Романовых.
Для российской короны Rolls-Royce собирали автомобили по спецзаказу — с усиленным шасси и много хрома, диваны с отделкой из натуральной кожи и бархата.
Помимо роскоши и дороговизны, Silver Ghost прославился феноменальной надёжностью. В 1907 году тестовая модель прошла 24 000 км практически без поломок — рекорд того времени, долгое время не побитый конкурентами.
ЗиС-115, первый в СССР бронированный лимузин представительского класса. Разработан специально для высшего руководства дорогой партии.
Машину создали в годы Второй мировой войны на московском заводе имени Сталина как ответ на растущие угрозы — от снайперов и диверсантов до рисков, связанных с внутренними интригами высшего эшелона. Потому и внешне оно — лимузин и лимузин, но почти все узлы подверглись серьёзной переработке для максимальной защищённости.
Стекла, например, толщиной 70 мм. Из-за этого они и весили больше, чем целая дверь обычной легковой машины. Кузов и двери из прокатанной броневой стали толщиной 5–8 мм. Сварные панели интегрированы не только в борта, но и в крышу, пол, перегородки между салоном и моторным отсеком. Конструкция выдерживала попадания пуль — в том числе, крупнокалиберных — и защищала от осколков взрывных устройств.
Есть широко растиражированная байка о том, что в последние годы Сталин ездил на этом лимузине лежа на полу сзади. Атрибутировать ее не получилось — возможно, более поздняя выдумка времен критики культа личности.
Символ «оттепели» и аэрокосмической эры, сопровождавший дорогого Никиту Сергеевича через все хитросплетения эпохи. Кузов лимузина — как у клятых американцев: удлинённый и расширенный, с характерными «плавниками» задних крыльев и общим оформлением в духе Cadillac и Packard. Вслед за ними же — обилие хрома, мощные блок-фары, массивные бамперы — всем видом демонстрировали, какая мощная советская власть, и как сильны бессмертные идеи коммунизма.
В контексте эпохи выглядело современно и вообще достойно. Максим Марков, экскурсовод Музейного комплекса, говорит: «Все зависит от того, под каким углом смотреть. Американцы смотрели на наши машины, скорее, с недоумением. В то же время, на фоне их автомобилей эти смотрелись довольно достойно. Особенно высоко они оценивались в самом Союзе, потому что аналогов, по сути, не было».
Под капотом (и тоже на американский лад) монструозный шестилитровый V8 (187 л.с.), коробка передач — автоматическая, советским гражданам недоступная. Для постсоветских, впрочем, тоже: АвтоВАЗ в «автоматы» так и не научился, закупает у «восточного партнера».
«Восточным партнерам», к слову, автопром строили Советы — и аккурат в годы правления дорогого Никиты Сергеича. 70 лет спустя уже китайские товарищи неохотно строят автопром российский. Кто бы вот знал.
Перестройку, гласность, либерализацию и вырубку виноградников увенчал ЗИЛ-41052, новейший и самый современный на ту пору лимузин Завода имени Лихачева. Вся структура кузова изобретена заново: гнутые листы закалённой стали толщиной до 8 мм интегрированы в двери, пол, потолок и перегородки, чтобы выдерживать попадания не только пуль, но и осколков. Многослойные окна толщиной 50–70 мм, тяжёлые вручную полированные стёкла зелёного оттенка обеспечивали минимальную прозрачность (зато не боялись пуль).
Под капотом — V8 объёмом 7,7 литра, форсированный до 315 л.с. Все, что слабее, физически не вывезло бы такую тяжесть. Коробка — опять трёхступенчатый автомат, усиленная ходовая часть, из недоступной пролетариям роскоши — гидроусилитель руля.
По наследству лимузины ЗИЛ достались первому президенту уже свободной демократической России. И не он единственный: в разные годы Борис Ельцин передвигался на ЗИЛ-4104 и ЗИЛ-41047, позже отдал предпочтение классике — Mercedes-Benz S600 Pullman (W140 и W220) с мощным V12. Но в экспозиции президентского музея стоит не он, а бронированный ЗИЛ-41052, который Борис Николаевич использовал оба президентских срока. Там же по соседству есть и ГАЗ-14 «Чайка», на котором Ельцин ездил с 1983 по 1985 годы, когда был Первым секретарём Свердловского обкома КПСС .
Лимузин Бориса Ельцина в экспозиции президентского музея выпущен в 1987 году. У него мощный мотор 350 сил, интегрированы системы защиты от прослушивания и радиации, стекла, по традиции, пуленепробиваемые. Правда, не как у Сталина — по 70 мм толщиной каждое, а скромнее: 40 мм.
Автомобиль передан музею Федеральной службой охраны 12 лет назад, и у нас в архиве есть уникальные кадры эпохи — разгрузка автомобиля перед отправкой его в экспозицию президентского центра.
С него, собственно, и начнется совместная экскурсия Ельцин Центра и Музейного комплекса в Верхней Пышме. Дальше участников сажают в в автобус и везут в Пышму. По пути — обсуждение истории использования различных кортежей от Николая II до Путина, а уже в самом музее автомобильной техники покажут и расскажут обо всех кортежа, которые есть в их коллекции, — рассказал 66.RU Артем Бардин, научный сотрудник Музея Бориса Ельцина, автор экскурсии «У руля истории».
А это уже новейшая история, современниками которой мы все являемся. Рассказывали об этом много и недавно, в том числе — в формате дерзкой и смелой политической аналитики. Повторяться нет смысла:
Добавим лишь, что в экспозиции Музейного комплекса не просто абы какой Senat, а тот, на котором и правда ездил президент Путин. И не он один: говорят. в ходе одного из визитов он катал на нем Си Цзиньпина, председателя Коммунистической Партии Китая. Еще такой лимузин есть у некоторых ближневосточных шейхов, а также у товарища Ким Чен Ына.