В 2025 году АвтоВАЗ планирует отправить на экспорт более 20 тысяч автомобилей. Президент компании Максим Соколов считает это хорошим результатом, «… несмотря на отрицательное влияние сильного курса рубля». Пропущу мимо ушей «сильный курс рубля» (пожалуйста, покажите г-ну Соколову курс рубля начала 2020-х), заострюсь на цифре: 20 000 — это много или мало? Просто с оглядкой на историю самого предприятия.
| |
|---|
Экспорт с Волжского автомобильного начался практически сразу после запуска производства — «Жигули» отправились за границу уже в 1971 году. Первая партия ушла ближайшим товарищам в Югославию, еще в числе рынков сбыта были менее братские Бельгия, Голландия и Финляндия.
Всего в том году за рубеж отправили около 57 тысяч автомобилей — это более трети общего объема экспорта легковых автомобилей СССР на тот момент. Сравните с 20 000, которые уходят сейчас. И это ещё «хороший результат» — вопреки «сильному рублю».
| |
|---|
К концу 1980-х годов экспорт достиг своего пика — в 1988 году только в Великобританию продано около 38 тысяч автомобилей Lada. Как их там встречали? Что ж, давайте почитаем Классика. Джереми Кларксон называл «семерку» (для англичан — Lada Riva) «Просто Худшим Автомобилем На Планете»:
| |
|---|
| Британского покупателя заманивали низкой стоимостью и двухлетним бесплатным сервисом |
Годы спустя — будучи в Москве, в 2012 (я тоже там был! ) Кларксон очень удивился, что «классику» до сих пор производят. И воскликнул:
Но меня немножко занесло в сторону: речь тут про «восьмёрку», а ее старый Кларксон не ругал. «Восьмёрку» на Западе любили. Потому что и построили ее тоже, в общем-то, там.
| |
|---|
Советская власть перманентно жила в лёгкой биполярке. Ну, или дихотомии. С одной стороны, доллар скоро — всё.
| |
|---|
| Эдуард Аванесович покинул нас в 1987 году, но сюжет «У постели больного доллара» до сих пор ходит по юмористическим пабликам как изрядный документ эпохи. |
С другой стороны, Советам была позарез нужна твёрдая, свободно конвертируемая валюта. То есть доллары. Дойчмарки тоже сойдут. Да и итальянские лиры лишними не будут.
Только где их взять?
Мой коллега Сергей Арбузов с «Дрома», копаясь в архивах, пришёл к парадоксальному выводу: «Восьмёрка» задумана как, главным образом, экспортный продукт для пополнения запасов валюты. С оглядкой на те самые документы, с коллегой Арбузовым трудно не согласиться. Вот Виктор Поляков — первый глава ВАЗа — пишет министру промышленности в середине 70-х:
Пять лет спустя он же фиксирует в другом письме «наверх»:
Одна проблема: на экспорт советскому автопрому предложить было нечего. Исходник «Копейки» — Fiat 124 — на родине снят с производства ещё в 1974 году. Допиленные вариации на его платформе — «Жигули» — продаются на внешних рынках всё хуже. Почему? Джереми Кларксон вам уже всё сказал.
| |
|---|
В начале 80-х на планете Земля уже существовали переднеприводники — «Гольф», «Пассат», «205»-й Peugeot, Ford Escort и многие, многие другие. Пробовать затесаться в их ряды с устаревшими заднеприводными «Жигулями» — всё равно что пытаться чесать себя пяткой за ухом. Технически — возможно, но быстрее и эффективнее рукой.
Для пополнения валютных запасов был необходим достойный конкурент германскому «Гольфу», и тоже сделанный руками. Прямыми. Германцы в итоге и делали: в июле 1979 подписан договор между советской стороной и «Порше Инжиниринг».
Очень скоро от вазовского проекта у 2108 остался только дизайн Владислава Пашко. Что до техники, то, по воспоминаниям конструктора ВАЗа тех лет Геннадия Чугунова, с Porsche «работа велась в основном по кузову, двигателю, коробке передач и ходовой части». Ну, то есть по всем компонентам вообще.
| |
|---|
| Первый собранный на ВАЗе прототип |
Любопытно, что сейчас все упоминания об этом выпилены со всех исторических и пресс-ресурсов Porsche. Еще 3 года назад при подготовке какого-то материала я точно брал оттуда картинки, а сейчас на сайте для прессы Porsche Newsroom по запросам «Togliatti», «Gamma», «VAZ», «WAZ», «Russland» не находится ни че го.
Но пока жива память, кое-что помню и сам. Например, празднование юбилея Porsche в Дюссельдорфе в 2018-м. За столом рядом со мной оказались ветераны из той самой команды, что работала в Тольятти над «восьмеркой».
Там я спросил германских ветеранов за бокалом коллекционного «Кювьее 356» — с ноткой вот того-этого и привкусом неизбежного «цитрамона» — что они помнят о работе в Тольятти? Ветераны смутились (до сих пор под NDA?) и отшутились:
И незамедлительно выпили!
Забавно, но у этой кулуарной болтовни есть документальные подтверждения! В Сети сохранилась стенограмма выступления герра Гориссона из Porsche на конференции (уже АО) АВТОВАЗ в октябре 1996 года:
| |
|---|
| Прототип проекта Gamma на испытаниях в Вайсахе. |
Так складывается картинка работы над «восьмёркой». Инженеры из Вайсаха прилетали в Тольятти. Пили Wodka. Улетали в Вайсах — допиливать конструкцию. С результатами возвращались в Тольятти. Пили Wodka. Улетали в Вайсах…
Ну, вы поняли.
Самая короткая история создания «восьмёрки» выглядит так ↑, давайте на этом остановимся. А то мы до половцев и Рюрика договоримся. И как Ярослав Мудрый выдал всех своих дочерей замуж за западных королевичей, и как Николай II писал бабке своей супруги Александры Фёдоровны — королеве Виктории, а потом пришёл Ленин, и…
Вы заметили, что весь нарратив так или иначе крутится около англосаксов, а если и уходит недалеко, то непременно возвращается? Это потому, что все мы — королева Виктория и император Николай, Джереми Кларксон и Кирилл Зайцев, Lada Samara и Лондон (зе кэпитал оф зе Грейт Бритн) — неразрывно, накрепко, навеки связаны. Что бы ни диктовала сиюминутная политическая конъюнктура.
ВАЗ без экспорта англосаксам — аки свадьба без невесты. И не только им: стараниями инженеров Porsche «восьмёрка» получилась настолько хорошей, что её тепло встречали в Германии, Франции, Бельгии, Нидерландах, Канаде. Ещё бы не встречать: там передний привод, реечный рулевой механизм, торсионная задняя подвеска, а дверные ручки — как у Porsche 924!
Чтобы ещё больше понравиться заграничным товарищам, машины для них тщательным образом допиливались — советским гражданам вся эта роскошь была недоступна даже в валютном магазине.
Вопреки распространённому мифу, базовые кузова всех «Самар» — и экспортных, и для внутреннего рынка — собирались на одной конвейерной линии из одинакового металла по единой технологии. Единственным исключением на конвейере были автомобили с правым рулём для стран с левосторонним движением, на которые устанавливались специальная рулевая рейка и зеркально расположенный педальный узел.
Однако после схода с конвейера экспортные машины проходили более тщательную отбраковку и дополнительную подготовку. Автомобили для зарубежных рынков комплектовались импортными деталями, получали более качественную антикоррозийную обработку, а уже на местах дилеры дополнительно меняли некоторые узлы и агрегаты — например, стартеры. Уже за границей машины дорабатывались визуально и технически в соответствии с требованиями локального рынка.
Самым крупным импортёром советских «Самар» в Западную Европу стала западногерманская компания Deutsche Lada GmbH, которая выпускала несколько специальных версий с уникальным оформлением и комплектацией.
| |
|---|
| На фото — гарантийные талоны и сервисные книжки экспортных «Лад». В том числе — германские. |
В Великобританию переднеприводные Lada начали поставляться с ноября 1987 года под индексами ВАЗ-21086, ВАЗ-21087 и ВАЗ-21088 — это были аналоги моделей ВАЗ-2108, ВАЗ-21081 и ВАЗ-21083, но с правым рулём. Технически праворульные автомобили практически идентичны леворульным, но не без ряда специфических особенностей: собственный моторный щит, зеркальная рулевая рейка, изменённый алгоритм работы дворников (слева направо) и педальный узел с правой стороны.
Интересная деталь — главный тормозной цилиндр остался с левой стороны, из-за чего пришлось делать длинную тягу к педальному узлу, как на учебных автомобилях. Рычаг открытия капота также остался слева, из-за чего пришлось сузить полку под вещевым ящиком. Спидометр размечен в милях по британским стандартам.
В Британии модели продавались под именем Lada Eni и пользовались заметным спросом — пик продаж пришёлся на 1988 год, когда удалось продать около 38 тысяч машин. К середине 1990-х в Великобританию было продано более 350 тысяч автомобилей Lada, прежде чем экспорт свернулся в 1997 году из-за финансовых проблем завода.
| |
|---|
Помимо Eni, был ещё самый жир — модификация Flyte специально для рынка Великобритании. Там — 1,5-литровый инжекторный мотор (75 сил), «ручка» — только пятиступенчатая.
| |
|---|
Снаружи — фирменный пластиковый обвес, противотуманки, зеркала в цвет кузова и люк. Если вы не застали 90-е в сознательном возрасте, то и близко не имеете понятия — какая эта запредельная крутизна. И спойлер, да. Всё за него.
| |
|---|
Для британского рынка эта версия также получила особую обивку салона и даже задний «дворник». Последним не могли похвастаться многие российские «Самары» в ту эпоху, а на британской — вот, смотрите.
| |
|---|
Если вы будете смотреть пристально глазом знатока, то очень скоро увидите: где-то я опять вру, и перед вами не совсем, чтобы Flyte. Всё правильно. И на этом месте мы плавно и размеренно подошли к тому, с чего надо было бы начинать ещё 5 листов А4 назад.
| |
|---|
Знакомьтесь, это Михаил. Коллекционер, реставратор, энтузиаст, постоянный участник и такой же постоянный победитель различных ретро-ралли и смотров-конкурсов.
| |
|---|
| Михаил Семёнов, коллекционер |
И машина, которая у него получилась из четырёх других, не до конца Flyte. Фары, например, взяты с бельгийской экспортной «восьмёрки». Диски похожи — ковка ВСМПО, но тоже красивые. Кресла спереди — Recaro. Но обвес и правда Flyte от другой машины: «Еле «вывели», — ругается Михаил. — «Все зазоры с большими разбросами. Не бывает двух одинаковых «вазов».
| |
|---|
Возник затык и с покраской. Исходная машина — красная, захотелось белую:
— Маляра не мог дождаться, всё завтраками кормил.
— Маляра?
— Маляра.
— В 1,5-миллионном городе?
— Да. В этой сфере только «для себя» всё быстро делается, на заказ — «завтра».
| |
|---|
Начинается обязательное перечисление «…вот за это отдал 70 000, за это — 150 000 и ждал месяц». Цены причем не финальные — актуальный их порядок. Чем дальше, тем будет дороже.
— А сколько всего потратил — считал?
— Нет. А зачем? Я себя в утопию загонять не хочу. Есть ресурс, есть мечта — делай.
— Тоже вот на пэнсию хочу винтажную тачку.
— Забей. Лучше просто возьми вторую ипотеку.
| |
|---|
«Восьмёрку» а-ля Flyte Михаил начал строить ещё в 2019, но процесс затянулся по разным причинам. Машина настолько редкая, что порой даже заграница не поможет — помогли Псков и Минск, который как будто не заграница. Регулярные выезды начал только в сезоне-2025 — и сразу результативно:
| |
|---|
Сейчас сезон окончен — машина ушла на консервацию на зиму. Но это не значит, что работы по ней — окончены. В случае с такими автомобилями всегда есть, что допилить. Например, мотор. Как по мне, атмосферная «полторашка» на пятиступенчатой механике — валит. Вот без дураков.
| |
|---|
— «Нет», — говорит Михаил. — «Я тебя как-нибудь прокачу на другой свой праворульной — вот там валит. Тут не могу нормально её «прошить», в какой-то момент всё упирается в возможности выхлопа — надо его дорабатывать…»
И правда что — нет двух одинаковых «вазов». Даже в одних руках.
| |
|---|