Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
…Не дышу и потными от нервов ладонями сжимаю руль. Вспоминаю, что здесь вообще-то усиленная спортивная подвеска, которой уральские буераки вроде нипочем. И можно бы быть посмелее. Чуть смелею и втыкаю вторую. До третьей разгоняться боюсь: начинает колбасить, а меня просили «без прыжков» — уставшие колесные диски могут не выдержать.
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
Прекращаю наглеть: это машина не для уральских лесов. По уральским лесам ползут на пониженном ряде при активном содействии лебедки, подвеску же этой «Нивы» усиливали под другие условия. Она должна разбрасывать камни грунтовок Сенегала! Вздымать клубы пыли алжирской пустыни! И все это в ее истории было, было. Пусть и кончилось несправедливо и незаслуженно бесславно.
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
Ее история
Все, казалось бы, ее знают — эту историю. И мифы с легендами. Например, что «Нива» — это Наталья, Ирина, Вадим, Андрей — первые буквы имен отпрысков создателей машины. Легенду ту регулярно оспаривают, последняя официальная трактовка к 45-летию модели: «…является кратким благозвучным словом русского языка с положительными ассоциациями; аналогичные по звучанию слова есть в английском, немецком, французском, испанском, японском, чешском, польском языках».
Фото: фирмы-производителя |
---|
Да это и неважно. Важно, что легенд тех и мифов в истории «Нивы» мало, а раскручены они поверхностно. Будь мифов и легенд поболе, да раскрути их посильнее — «Нива» во всем мире стала бы таким же культом, как «Жук», «Булли» и «Мустанг».
Фото: фирмы-производителя |
---|
Взять хотя бы оглушительную историю успеха советского внедорожника на самом сложном ралли-марафоне планеты — «Париж-Дакар». Вы удивитесь, но «Нива» была там с самого начала: выходила на старт даже самого первого марафона в декабре 78-го. И это было форменное безумие, но для понимания того безумия надо знать некоторые вещи.
Фото: фирмы-производителя |
---|
Некоторые вещи
Сегодняшние спортпрототипы для ралли-рейдов и марафонов даже при внешнем сходстве с дорожной машиной не имеют с ними ничего общего. Race Touareg, на котором Карлос Сайнс-старший унижал и угнетал соперников, и рядом не стоял с «Туарегом» настоящим. То есть стоял, но в промоцелях на фирменных фото. Прототипы — не автомобили вовсе, это адские сатаны и монстры под стилизованными а-ля «Мини» или «Тойота» карбоновыми или стеклопластиковыми панелями.
Там хитрейшие амортизаторы с гидравликой, пневматикой, электрикой под управлением электроники. Там сложнейшие двигатели с невероятной системой охлаждения, способные выдавать максимальный перфоманс в условиях пустынного пекла. Там система подкачки шин на ходу, там хитровымученная навигация — короче, круче «дакаровских» прототипов дня сегодняшнего только «Формула-1» и аэрокосмические игрушки Маска, Безоса, Бренсона.
И тут (с пониманием некоторых вещей) мы отматываем назад в 1978-й, на старт самого первого «Париж-Дакара», который был дан с площади Трокадеро, Париж.
Слабоумие & Слабоумие
Фото: скрины 66.RU |
---|
Афиша дебютного марафона «Париж-Дакар» |
На старт самого первого «Дакара» вышли сразу 5 экипажей на новеньких (тогда) и хайповых российских «Нивах». Три факта, повышающих градус безумия. Во-первых, ни советская сторона, ни компания-импортер к этому не были причастны — все машины из частных рук и на старт вышли по личной инициативе на сэкономленные карманные деньги участников. Второй момент: машины — чистый сток. Конечно, в салон вварен каркас безопасности, а бензобак увеличенной емкости. Но никаких глубоких изменений в конструкции (и уж тем паче никаких опытов а-ля Race Touareg) не было и в помине. Даже мотор — стандартный 1,6-литровый о 80 «конях». И третий момент: дебютный «Париж-Дакар» был организован очень условно. В целом задача выглядела так.
Организаторы:
— Парни, под вами не пойми какая советская машина, вам надо проехать 10 000 километров по Африке. Ориентиры — ну, типа, на зюйд-зюйд-ост, потом направо, затем от колючки чуть прямее — финиш в Сенегале, там и встретимся. Поддержки никакой, ночуйте где придется. Ах, да: не все аборигены в глаза видели не то что автомобили, — велосипеды, могут и копьем шмальнуть.
10 мужиков на 5 «Нивах»:
— НИ СЛОВА БОЛЬШЕ!
И они правда поехали, и правда через половину Африки по пескам и грунту, правда на стандартных заводских «Нивах» с увеличенным бензобаком и каркасом безопасности, без «техничек» сопровождения. Почему никто до сих пор не снял про это кино — вообще загадка, даже у меня от такого сюжета волосы дыбом встали.
Из пяти вышедших «Нив» до финиша добрались две. Неплохо, учитывая, что это заводская машина, а за рулем — энтузиасты, которые едут куда-то на зюйд-зюйд-ост в сторону Сенегала. Случилось главное — их заметили профессионалы. И профессионалы пошли на «Дакар».
Профессионалы
Дальше в этой истории появляются сразу два имени с Очень Больших Букв. Первое — Жан-Клод Бривуан, раллист и энтузиаст. Второе — Жак Пок (хотя не силен во французском — может, Poch — это «Пох», но тут приличное издание, так что Пок).
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
И тут мы вплотную подошли непосредственно к нашему герою из музея автомобильной техники. Приглядитесь к его радиаторной решетке — там написано POCH. Это фамилия основателя компании-импортера, которая возила в Европу машины из Восточного блока — не только «Москвичи» и «Лады», но и чехословацкие «Шкоды». Пок-старший уже стоял где-то рядом с успехами советских раллистов в 60-х и первым разглядел потенциал нового полноприводника, два экземпляра которого только что прошли полную дистанцию сложнейшего ралли-марафона.
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
Уже в 1980-м «Нива» снова выходит на старта «Париж-Дакара», но не в статусе прикола вчерашних собутыльников, а как профессиональная команда с профессионалом за рулем и спонсорской поддержкой пусть не крупного завода, но не последнего импортера. «Нива» под управлением Бривуана с ходу выиграла пролог гонки, попала на все первые полосы профильной прессы, но до финала не дотянула — «лег» мотор. Жаку было Пок: NIVA получила бешеную рекламу и узнаваемость, команда сразу начала готовиться к марафону-81.
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
На марафоне-81 — первый крупный успех: подиум, третье место на финише в столице Сенегала! Еще год спустя — вторая ступенька подиума! Но до первой «Нива» так и не добралась: были локальные успехи в других бахах и рейдах (в Алжире, Испании). Но в «Париж-Дакаре» II ступень пьедестала стала потолком. Почему? Об этом — чуть ниже. А пока давайте внимательнее посмотрим на музейную «Ниву-Пок».
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
Это машина образца 1984 года. К этому моменту она очень далеко уехала от заводского исходника. Первые годы в Дакар Niva ездила еще на ВАЗовском моторе, который в какой-то момент удалось раскачать до 110 сил. Но этого быстро стало мало, и на машине образца 1984-го мы видим 2,5-литровый мотор с блоком от Peugeot 505 Turbo, сдвоенными распредвалами и четырьмя клапанами на цилиндр. В зависимости от года и спецификации мотор выдавал от 215 до 280 сил. Из дня сегодняшнего судить сложно: мне показалось, что едет как обычный «нивовский» 1,7. Но в лесу особо и не разгонишься.
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
Еще этот экземпляр выделяет увеличенная колесная база. В марафонах «Париж-Дакар» первых лет ездили обычные «короткие» Niva, но мощность росла, скорости росли — для пущей стабильности машину пришлось «вытянуть» на 20 сантиметров: 80 мм за передними арками, 120 мм перед задней осью.
Вытягивание в длину потянуло за собой другое-третье: пришлось увеличивать колею спереди и сзади. А это потянуло за собой четвертое-пятое: понадобилось расширять арки и крылья, перелопачивать каркас безопасности и так далее по цепочке. В итоге к середине 80-х «Нива» стала ближе не к себе стандартной, а к тому, что мы сегодня называем спортпрототипом.
Тогда же случилось начало ее конца.
La fin
Гоночная «Нива» команды Пока непрерывно эволюционировала. Ехала все быстрее, заезжала на подиумы и, по признанию все того же Бривуана, к 1987 году вышла на пик своей формы: «Если брать техническую составляющую, то наибольший потенциал был у «Нивы» из «Дакара» 1987 года с двигателем ROC мощностью 280 л. с. Удлиненная колесная база, усовершенствованная задняя часть, прочная подвеска — все это, безусловно, было наиболее эффективным. Но именно по расчетам, так сказать, на бумаге», — вспоминает Жан-Клод Бривуан в юбилейной книге «Niva 45».
Фото: скрины 66.RU |
---|
Niva Poch на обложке программы Дакара-84 |
Победить ей так и не было суждено. А к началу 90-х «Нива» вообще выбыла с «Дакара», чтобы возвращаться туда, как Вадим Казаченко на «Дискотеку 80-х»: изредка и в статусе дедули-ветерана в третьем отделении. Как так вышло? В середине 80-х в «Дакар» пришли не просто Профессионалы, а Титаны. Большие транснациональные корпорации с неограниченными бюджетами, раздутыми штатами и непобедимыми монстрами. Ну, просто для справки: весь подиум «Дакара»-1986 оккупировали Porsche со своим монструозным 959. Скромная крошка-«Нива» под управлением Пьера Лартига финишировала рядышком с ними — на нестыдном IV месте. Лучшая из остальных. Но кто заметил?
Фото: скрины 66.RU |
---|
Dakar «Ниве» не покорился, но на бахах помельче (например, в Испании) она блистала |
Параллельно в катастрофе погиб основатель марафона Тьерри Сабин. И символически, и фактически ушла Эпоха. «Дакар» из междусобойчика слабоумных и отважных на стоковых машинах превратился в гонку бюджетов и лучших инженерных умов планеты. Команда POCH, существовавшая на деньги сравнительно маленькой компании и частных спонсоров, на равных тягаться c заводскими грандами вроде Peugeot или Porsche очевидно не могла.
Фото: фирмы-производителя |
---|
Непобедимый Porsche 959 Paris-Dakar |
Возможно, если эту историю докрутить заводской (привет, КАМАЗ) поддержкой и бюджетами — «Нива» бы дожала «Дакар». Но какие «заводские бюджеты» в советской России 1988-го — войска бы из Афгана вывести… И это во всей марафонской истории «Нивы» самое разрывное: всех своих успехов в спорте она добилась исключительно на частной инициативе без поддержки реально больших ребят и при гробовом молчании советской стороны.
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
«Ниве» вообще не повезло с местом появления. В советской России не знали понятий «маркетинг» и «пиар», поэтому она не получила и десятой доли того признания, которого заслуживала. «Ниву» миру толком недопродали, и никто в мире теперь не знает, что это одна из важнейших машин в истории. Наряду с «Фордом-Т», который открыл эру автомобилизации. Наряду с «Жуком», который посадил на колеса несколько континентов. Советские старцы не знали про маркетинг и пиар, вот никто и не запомнил, что именно «Нива» дала миру самый расхожий и главный в начале XXI века форм-фактор — SUV.
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
Заяви советская Россия об этом чуть громче, докрути образ «дакаровской» романтикой, припудри песком сенегальской пустыни, поперчи подиумами европейских рейдов — получилась бы легенда автомобильного мира планетарного масштаба. Как получились раллийные, ле-мановские, формульные легенды «Тойоты», «Пежо», «Порше», «Ауди».
Но вот это вот «бы».
Благодарим Музей автомобильной техники за уникальный опыт