Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Область
Заразились
78181 +159
Выздоровели
71181 +172
Умерли
2409 +12
Россия
Заразились
4278750 +10535
Выздоровели
3853734 +15694
Умерли
87348 +452

Эджайл, машин-лёрнинг и беспилотники: как и из чего делают российские «Ниссаны»

13 февраля 2019, 15:41
репортаж
Эджайл, машин-лёрнинг и беспилотники: как и из чего делают российские «Ниссаны»
Фото: 66.RU
Петербургский завод Nissan в этом году отмечает юбилей: 10 лет с момента запуска. К этой красивой дате предприятие подошло с рекордными объемами производства, но не все, конечно, так прекрасно и безоблачно, если приглядеться...

У Nissan в России три производственных площадки, главная — в ленинградской промзоне «Каменка». Там собирают X-Trail, Murano, а с недавних пор еще и обновленный Qashqai.

Фото: 66.RU

Выбор места неслучаен: Питер и Ленобласть — одни из столпов российского автопрома. Здесь размещены несколько десятков как непосредственно автозаводов (Hyundai/KIA, Toyota, Nissan, Ford), так и предприятия смежных отраслей, которые поставляют на эти заводы (и не только) компоненты, — шинный завод Nokian во Всеволожске, например.

Фото: 66.RU

«Столп» — это не фигура речи: петербургский кластер, по словам вице-губернатора региона Евгения Елина, — это 23,5% всей автомобилестроительной отрасли в России. Для понимания масштаба: остальные 75% делят между собой сразу 5 крупных хабов — Тольятти (ВАЗ/Renault/Datsun), Калуга (VW/Skoda, Peugeot/Citroen), Елабуга (Ford-Sollers) и Калининград («Автотор») с Москвой (Renault).

На первый взгляд, на этом заводе все как у всех: кузовной цех, сборочный цех, ОТК, склад запчастей, которые подвозят операторам по системе just-in-time (точно вовремя, к моменту его операции; так не возникает избытка комплектующих на посту). Но есть, конечно, и отличия от многих других площадок.

Фото: 66.RU

Подвозом запчастей на посты занимается беспилотная тележка, которая передвигается по специальной магнитной полосе на полу.

Во-первых, самодостаточность. «Ниссановские» смежники собирают топливные магистрали здесь же, на заводе, в выделенном цехе, в соседнем цехе у Nissan свое производство пластиковых компонентов. На заводе же внедрена установка допоборудования вроде защиты картера. Говорят, получается куда дешевле, чем на местах у дилера. Насколько дешевле — не говорят.

Фото: 66.RU

Питерский завод Nissan — полного цикла, то есть делают кузовные панели, варят и красят кузова прямо тут.

Еще к вопросу о самодостаточности: если не хватает инструментов, рабочие их печатают, не отходя от конвейера — на 3D-принтере. Это помогает экономить и время, и деньги, которые не тратятся на закуп у сторонних вендоров.

Фото: 66.RU

Кузов из каждой партии случайным образом «выдергивается» с конвейера и идет на пост проверки. Смотрят сварку, геометрию, качество металла.

Во-вторых, Nissan угорел по эджайлу и старается разнообразить инновациями даже самые рутинные операции вроде аудита рабочих мест. Под это дело создано мобильное приложение, в котором сотрудники завода делают пометки о чистоте мусорных баков и состоянии прочего инвентаря.

Фото: 66.RU

Но это на низовом уровне, а глобально за всем происходящим на заводе следит всевидящее софтверное око, и если в каких-то операциях на конвейере или в работе техники появляются отклонения/сбои, незамеченными они не останутся.

Фото: 66.RU

Из мемов про Германа Грефа машин-лернинг (обучение) и компьютерное зрение проникли на заводы Nissan. Так, специально обученная автоматика сопоставляет изображения колес с заданной спецификацией автомобиля. Все для того, чтобы к вашей будущей машине случайно не приделали колеса большего/меньшего диаметра или не поставили другие диски.

Но за всей этой ширмой инноваций и нейросетей нельзя не увидеть и проблемы. Главная из которых — сильная недозагруженность производства. Завод, рассчитанный на выпуск 100 000 штук в год, даже в рекордном для себя 2018-м сделал только 56 525 штук. А всего за 10 лет выпущено 357 602 автомобиля. То есть в среднем предприятие работает на треть своих возможностей. И это, по большому счету, все, что нужно знать о состоянии российского авторынка и об ошибочности прогнозов, которые делали мировые концерны, когда принимали решение о масштабных инвестициях в нашу страну.

Фото: 66.RU

На запуске «Кашкая» глава «Ниссана» в России Андрей Акифьев (в центре) обронил любопытную реплику. Сначала вспомнил, что в свое время российскому авторынку прочили I место в Европе (тираж виделся как 4-5± млн шт/год). Сейчас прогнозы — вернуться на 3 млн. Но интересно не это, а горизонт планирования. «В течение 7-8 лет», — добавил г-н Акифьев. Если учесть, что авторынок — это индикатор и платежеспособности населения и состояния экономики, то в ближайшие 7-8 лет чего-то хорошего от российской экономики крупный бизнес не ждет. И про «№ 1 в Европе» даже не заикаются. Эти фантазии остались в 2006 году.

В этой связи напрашивается вопрос про экспорт, о котором за последние 3-4 года не порассуждал только ленивый. А кое-кто не только порассуждал, но и поставил пару рекордов (как VAG с экспортом «Йети» и «Октавий» в ЕС). Но Nissan пока ограничивается вывозом преимущественно в сопредельные страны (Казахстан, Беларусь), а о перспективах завалить Европу питерскими «Кашкаями» отвечает расплывчато — в духе «Никто не забыт, ничто не забыто, все возможно, о конкретных планах говорить рано».

Фото: 66.RU

Пока главная экспортная номенклатура — бамперы: в прошлом году на европейские площадки Nissan из Петербурга ушло 17 000 штук.

Но в этом всем нельзя недооценивать, например, фактор «Brexit» и будущее площадки Nissan в британском Сандерленде. От выпуска X-Trail на том заводе уже отказались, и кто знает, не понадобятся ли в обозримом будущем Старому Свету недозагруженные мощности прямо под самым боком?..